Смекни!
smekni.com

Анализ книг, посвященных взаимоотношениям России со странами Дальнего Востока и образу России, сформировавшемуся в странах Восточной Азии (стр. 1 из 3)

Министерство общего и профессионального образования РФ

Новосибирский Государственный Технический Университет

Кафедра МОиР

Анализ книг, посвященных взаимоотношения России со странами Дальнего Востока и образу России, сформировавшемуся в странах Восточной Азии

Выполнил: студент группы РГ-82

Томашевская В.

Проверил: Журавлев В. В.

Новосибирск, 2010


Содержание

Глава 1. Анализ книги А. В. Лукина "Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII–XX веках"

Глава 2. Анализ книги А. В. Шишова «Россия и Япония. История военных конфликтов»

Рефлексивное эссе (в качестве заключения)

российский китайский книга лукин

Глава 1. Анализ книги А. В. Лукина "Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII–XX веках"

Книга А. В Лукина посвящена действительно актуальной, важной, а так же, к сожаления на данный момент недостаточно изученной проблеме – формированию образа Китая в России. Актуальность этой проблемы объясняется развитием российско-китайских отношение, и с каждым годом растущий интерес россиян к китайской культуре, традициям, обычаям.

В этой книге детально и довольно четко описаны и проанализированы дискуссий о Китае в России. Главной целью данного исследования сам автор выделяет реконструкцию и интерпретацию образа Китая в современной постсоветской России и оценка его роли в выработке российской внешней политики. Интересно еще и то, что автор не просто пишет о сложившемся образе Китая в России, но самое главное автор прослеживает эволюцию о взглядах на Восток, восточную цивилизацию и образа Китая в Росси, а в последствии, влияние этого фактора на российско-китайские отношения. В книге присутствует анализ и объяснение состояния российско-китайских отношений на данный момент и перспективы их развития, - прослеживая эволюцию развития образа Китая в России, автор создает шаблоны дальнейшего развития отношений двух стран (об этом автор подробно говорит в шестой главе).

Отвечая на вопрос, почему именно этот текст стал объектом внимания, хочется отметить то, что, необходимо исследовать образ одной страны во внешнем мира и ее собственную роль в этом мире, чтобы понять внешнюю политику страны. Нужно четко понимать, что тот образ Китая, сложившийся в России, отличен от образа, сложившегося, например в США. Образ страны в глазах другой – это некое представление об этой стране или некий этностереотип, формирование которого напрямую зависит от взаимоотношений двух государств на протяжении многих лет. Этот образ не формируется мгновенно, а складывается постепенно, постоянно претерпевая изменения.

Максим Горький говорил: «Когда не знаешь - выдумываешь», чем больше Россия узнавала о Китае, тем точнее становился его образ и соответственно наоборот, пока российско-китайские отношения не были развиты образ Китая в России был далек от действительности. На протяжении столетий Россия и Китай несколько раз меняли характер своих отношений с дружеских на враждебные и обратно. Неудивительно, что в России в разные исторические периоды и даже в один и тот же период у представителей различных социальных и политических групп и различных идеологических течений существовали разнообразные, зачастую противоположные образы Китая. Эти образы нередко формировались под влиянием общих политических воззрений их обладателей и их понимания мира и места России в нем. Часто пример Китая играл роль символа во внутриполитических дискуссиях.

Каждый из вышеперечисленных факторов в разной степени определяют современное видение Китая теми, кто влияет на российскую политику в отношении этой страны, то есть общественное мнение напрямую зависит от мнения политических деятелей, именно политики способствуют формированию и способны повлиять на формирование образа той или иной страны в обществе.

В первой главе автор объясняет выбранный им период исследования - В русских источниках Китай впервые упоминается только в 15 веке, и несмотря на то, что оба эти государства имеют многовековую историю, соседями они стали лишь в 17 веке, интересно и то, что в свою очередь первое упоминание о России в Китае было чуть раньше – в 14 веке. В первых двух главах, описывается эволюции образа Китая в России. То есть, начиная с дореволюционной России и в СССР. Главную мысль которую передает автор в этих двух главах, это то, что он обобщил весь существующий до этого времени материал (работы других авторов, посвященные образу Китая в России). В тоже время, работа А. В. Лукина, является первой работой, посвященной именно эволюции образа Поднебесной в России. Образы формировавшиеся во времена СССР основаны не только на источниках, но и на предшествующей, иногда более подробной литературе, в которой описываются широко распространившиеся в этом районе страхи перед так называемой китайской «демографической экспансией» (якобы возможным заселением российского Дальнего Востока китайскими иммигрантами, которые в будущем могут провозгласить эти земли китайской территорией), автор говорит о том, что мысли о нелегальной китайской иммиграции, являются не больше, чем заблуждением; а также страхи перед планами захвата российских территорий в процессе демаркации границы, которые якобы вынашивал Пекин. Ко всему этому автор относится скептически и выражает свое несогласии с этими мнениями. Автор говорит о том, как из- за экономического кризиса в России в советский период, и как следствие резкое падения производства, значительного сокращения рабочей силы произошел серьезный отток населения с российского Дальнего Востока в сторону центра. И в дальнейшем возникает так называемый «китайский вопрос» - вопрос о нелегальной иммиграции китайцев и поселение на Дальнем Востоке России.

Наиболее подробно об угрозе заселения приграничных территорий России китайцами автор пишет в третьей главе. В этой главе анализируется объективность такой угрозы. В этой главе разъясняется, каким образом «китайский вопрос» стал одной из главных политических проблем на российском Дальнем Востоке и в отдельных областях Восточной Сибири и на некоторое время превратился в источник конфронтации между рядом региональных лидеров и высшим руководством в Москве, оказывая непосредственное влияние на китайскую политику федерального центра. И как эта проблема отразилась в образе Китая в нашей стране. Безусловно России и Китай на протяжении многих лет связывают именно торговые отношения. И, по мнению автора именно неудачи в отношения такого рода, приводят к подобным обвинениям в адрес Китая. Как уже говорилось, политики оказывают влияние на общественное мнение, и возможно, некоторым политиком просто выгодно создавать ложное, негативное мнение о КНР. Нередко Китай обвиняли в том, что это государство под видом экономического сотрудничества сознательно проводит политику переселения избыточного населения северо-восточных провинций на российский Дальний Восток и в Сибирь, с тем, чтобы решить проблемы незанятости и перенаселения за счет россиян и впоследствии заявить претензии на российские территории, которые, согласно китайским представлениям, ранее им принадлежали – об этом писали в российских газетах и журналах.

Так же в третьей главе автор приводит несколько таблиц, показывающих статистические данные о динамике популярности различных стран на российском Дальнем Востоке, уровень привлекательности различных стран для жителей российского Дальнего Востока в 2002 г. , примечательно то, что согласно этим таблицам Китай оказался далеко не самой популярной страной на Дальнем Востоке России и в течении семи лет (1995 – 2002 гг.) популярность Китая выросла на 2%, но по сравнению с другими государствами, приводимыми в таблице, Китай единственное государство, чья популярность выросла за эти годы.

Далее речь идет о различных подходах к Китаю, как на федеральном уровне, так и в российском общественном мнении. В четвертой главе рассказывается об образе Китая в постсоветское время. В этой главе продемонстрировано, что среди московских политиков и политических аналитиков существовали различные, зачастую противоположные взгляды на китайские экономические реформы и на направление, в котором должна осуществляться политика России в отношении Китая в частности и Азии в целом в свете растущей экономической и военной мощи Китая. Такие противоречия объясняются разными подходами к российско-китайским отношениям. В главе объясняется, как эти различные подходы взаимодействовали друг с другом, как они использовались разными силами и группировками во внутриполитической борьбе и как представления о Китае и китайском народе менялись вместе с общими изменениями в российском общественном мнении о текущей ситуации в России, ее месте в мире и ее перспективах на будущее.

Образ Тайваня в России никогда не рассматривался в отдельном исследовании, и в этой книге тоже основной объем содержит весьма конкретное и детальное описание и анализ внутрироссийских дискуссий о Китае, но глава пятая целиком посвящена образу Тайваня в России. Это справедливо проанализировать образ Тайваня отдельно от Китая, ведь Тайвань не признает себя часть КНР, а считает отдельным государством. Это исследование А. В, Лукина представляет собой первый в научной литературе полный и последовательный анализ эволюции образа Тайваня в России. Под образом Китая в России понимаются представления о Китае, которые разделяют большинство россиян в данный период времени. Возможно, это связано с тем, что не все готовы рассматривать Тайвань как самостоятельную страну, и образ Тайваня лишь был частью совокупного образа Китая. Хотя Россия всегда признавала Тайвань частью Китайской Народной Республики, образ Тайваня в России имеет особые черты. Экономический и политический опыт острова зачастую противопоставлялся опыту материка (в разное время различные силы представляли его в качестве то положительного, то отрицательного примера). Таким образом, образ Тайваня играл роль одной из точек отсчета при оценке коммунистического Китая. Хотя связи с Тайбэем намного менее важны для Москвы, чем отношения с Пекином, изучение образа Тайваня в России имеет большое значение в связи с ролью острова в международной политике, особенно в Восточной Азии, и в частности из-за его влияния на отношения между Москвой и Пекином, а также Пекином и Вашингтоном. В этой части работы анализируется советское видение Тайваня, объясняется, каким образом непонимание международной роли Тайваня в 1992 г. привело к серьезному кризису в ранней постсоветской российской дипломатии. Наконец, в главе 6 подводятся итоги исследования. В ней обсуждаются шаблоны в представлениях о Китае в России, показывается, как эти шаблоны влияют на практическую политику Москвы в отношении Пекина и какое влияние они могут оказать в будущем. В ней также анализируются возможные варианты российской политики в Восточной Азии в свете существующих в России представлений о растущей роли Китая в этом регионе.