Смекни!
smekni.com

Арабо-исламский и националистический характер оппозиции в Алжире (стр. 2 из 7)

Еще в 1979 г. английский журнал «Коммент» подчеркивал, что идеология бумедьеновской эпохи, когда осуществлялось строительство государственного социализма и проводилась активная антиимпериалистическая политика, может быть заменена другой ввиду развития классовых конфликтов. Усиление активности рабочего класса (летом 1979 г. и в апреле 1980 г. происходили забастовки и волнения рабочих, служащих, студентов и безработных), рост и укрепление позиций буржуазии подтверждали вывод английского журнала.

Ш. Бенджедид, стремясь стабилизировать свой режим, подчеркивал роль ислама в алжирском обществе, попустительствовал деятельности исламистов, которые в конце 70-х – начале 80-х годов еще не представляли собой такой мощной политической силы, как во второй половине 80-х годов, для ослабления позиций левых, берберистов и группировки М. Яхьяуи. Когда Ш. Бенджедид сказал об «укреплении веры в нашу арабскую сущность, мусульманскую религию и в наш социализм», он сознательно нарушил установленную традицию в расположении слов, поставив слово «религию» перед словом «социализм». Власти делали акцент на обосновании политики правительства ссылками на Коран и шариат, на необходимость осуществления, как заявил Ш. Бенджедид, «провозглашенной исламом социальной справедливости». Правительство терпимо относилось к исламистам, несмотря на то, что те все чаще прибегали к насилию. Они захватывали помещения для своих неофициальных мечетей и брали под свой контроль государственные мечети. В январе 1980 г. исламисты сожгли отель, уничтожили склад спиртных напитков. В Лагуате при захвате главной мечети в сентябре 1981 г. произошло столкновение с жандармерией, причем погиб один жандарм. В «День студента» 19 мая 1981 г. (в память о студенческой забастовке в мае 1956 г.) митинг, организованный Национальным союзом алжирской молодежи, в руководстве которого преобладали левые, был сорван исламистами. В тот же день на аналогичном митинге в Аннабе имели место столкновения, в которых были ранены 30 человек. Кульминацией насилия стал ноябрь 1982 г., когда исламистами был убит студент левых взглядов К.Амзаль в студенческом городке Алжирского университета. После этого власти были вынуждены прибегнуть к репрессиям. Аресты исламистов спровоцировали их на новое выступление: 12 ноября 1982 г. они провели массовую молитву в столице, парализовавшую транспортное движение на несколько часов. Это было сознательным вызовом власти. Быстро последовала серия арестов, в том числе трех исламистских лидеров – А. Мадани, А. Султани и А. Сахнуна. Однако в течение следующих 17 месяцев суд над исламистами откладывался.

Ш. Бенджедид, с одной стороны, подчеркивал ориентацию правящего режима на исламские ценности, старался избегать конфронтации с исламистами, найти «модус вивенди» с ними, с другой, принимал против них репрессивные меры, правда, не слишком жесткие, когда те нарушали общественный порядок. Политика Ш. Бенджедида по отношению к исламистам характеризовалась непоследовательностью и нерешительностью. Отчасти она отражала такие же его личные качества. Ш. Бенджедид стал объектом анекдотов, например следующего: «Президент должен передвигаться по тайному маршруту, который не знает даже его личный шофер. Тот спрашивает президента, куда ему надо ехать. Шадли говорит: Покажи, что ты хочешь повернуть налево, а потом поверни направо».

Приняв в июне 1984 г. «Семейный кодекс», в целом соответствовавший шариату, Ш. Бенджедид формально следовал тактике X. Бумедьена в борьбе с исламистами. Как известно, с осени 1970 г. правительство развернуло кампанию против тлетворного влияния западной культуры и западного образа жизни, космополитизма, перехватив лозунги «Аль-Кыям». Однако до этого он нанес удар по этой ассоциации и запретил ее. Ш. Бенджедид, приняв «Семейный кодекс», не нанес упреждающего удара по усиливавшемуся исламистскому движению. Кроме того, успеху X. Бумедьена в борьбе против «Аль-Кыям» способствовал рост его популярности в связи с подписанием выгодных для Алжира франко-алжирских соглашений (29 июля 1965 г.) о новых условиях эксплуатации месторождений углеводородов, национализациями иностранных банков и компаний в 1967–1968 и 1971 гг. Напротив, престиж его преемника был гораздо ниже. Широкую огласку получила причастность Ш. Бенджедида к коррупции.

Заметная активизация исламистского движения происходит в середине 80-х годов. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что если в ноябре 1982 г. в демонстрации исламистов в столице участвовали 10 тысяч человек, то в похоронах одного из лидеров исламистов А. Султани в апреле 1984 г. участвовали уже 25 тысяч человек. Двойственность политики правительства по отношению к исламистам была продемонстрирована присутствием на этих похоронах официальных представителей министерства религиозных дел. Ввиду такой демонстрации силы исламистами суд над ними, назначенный на 13 мая, был перенесен. Более того, был освобожден ряд исламистов, в том числе их лидеры А. Мадани и А. Сахнун. Судебные приговоры, вынесенные исламистам 1 сентября 1984 г. и в апреле 1985 г., были относительно мягкими. Среди приговоренных заочно был М. Буяли, ускользавший от правосудия с 1982 г. Он был участником войны за освобождение 1954–1962 гг. и прекрасно знал Атласские горы. В августе 1985 г. М. Буяли начал там проводить боевые операции, и лишь в начале января 1987 г. его группа была уничтожена. Вряд ли М. Буяли мог продержаться так долго без помощи местных жителей. У подножия Атласских гор расположено много небольших городов, переполненных мигрантами из горских деревень. Острые социально-экономические проблемы, с которыми они столкнулись в городах, делали их восприимчивыми к лозунгам исламистов. Этот случай с М. Буяли показал, с какими трудностями пришлось бы столкнуться власти в случае развертывания партизанской войны в горах.

В плане развития на 1980–1984 гг. предусматривалась активизация деятельности частного сектора в интересах общего экономического развития при сохранении доминирующего положения государственного сектора. В первой половине 80-х годов прекратилось осуществление аграрной революции. Были ликвидированы тысячи кооперативов, началась продажа государственных земель частным лицам. В январе 1986 г. после обсуждения на партийных и профсоюзных собраниях и внесения поправок в силу вступил новый вариант Национальной хартии. В ней были отражены усиление роли ислама в общественно-политической жизни страны и переход к политике либерализации экономики. В частности, подчеркивалось большое значение изучения религиозных дисциплин в алжирской школе.

В первой декаде октября 1988 г. Алжир потрясли бурные массовые волнения, в которых участвовала преимущественно молодежь. 4–5 октября они произошли в столице, а 6–8 октября – в других городах. Все они были жестоко подавлены армией с применением танков. Волнения были вызваны резким ухудшением социально-экономической ситуации после обвального падения цен на нефть в 1985–1986 гг.: рост цен на продовольственные товары и предметы первой необходимости, увеличение безработицы вследствие сокращения производства и свертывания экономических программ, нехватка средств на социальные нужды, рост расходов на выплату внешнего долга и его обслуживание. Другая причина заключалась в углублении экономической либерализации, приведшей к закрытию многих предприятий и заметному усилению миграции из сельской местности в города.

10 октября Ш. Бенджедид пообещал алжирцам представить программу социально-экономических и политических реформ. В частности, он предложил позволить не членам ФНО выдвигать свои кандидатуры на парламентских выборах. Премьер-министр должен был нести ответственность не перед президентом, а перед парламентом. Был поставлен вопрос о пересмотре конституции. Президент обещал установить эффективный контроль над ценами. 3 ноября за предложенные реформы на референдуме высказались 92,1% проголосовавших алжирцев.

В конце ноября съезд ФНО одобрил чрезвычайную программу социально-экономического развития: меры по увеличению занятости населения, развитию здравоохранения и образования, стабилизации цен на некоторые продовольственные товары. Съезд принял решение о введении плюрализма в рамках ФНО, о преобразовании ФНО в объединение патриотических сил, о реорганизации армейского руководства (в начале декабря были смещены шесть высших офицеров в ответ на критику действий армии в начале октября).

22 декабря 1988 г. Ш. Бенджедид был избран президентом на третий срок, получив 81% голосов, что явилось неожиданностью. По-видимому, многие алжирцы поддержали его за провозглашенную им программу экономических и политических реформ, вестернизированные слои населения – из-за опасений прихода к власти исламистов.

23 февраля 1989 г. на референдуме была принята новая конституция. В ней уже не говорилось о необратимости пути к социализму и вообще о социализме. Произошло полное разделение между государством и правящей партией ФНО. В июле Национальное народное собрание приняло закон, разрешавший создание политических партий, но только не на корпоративной или религиозной основе. Однако эта оговорка фактически не действовала, поскольку в общественно-политической жизни открыто участвовал исламистский Исламский фронт спасения (ИФС); в том же месяце парламент принял закон о выборах, позволявший оппозиционным партиям выдвигать своих кандидатов на парламентских выборах.