Некоторые алжирцы бойкотировали избирательные участки из-за многочисленных нарушений и фальсификации результатов голосования. Если президентские выборы 1995 г. прошли без эксцессов и давления со стороны правящего режима, то уже референдум 28 ноября 1996 г. по поправкам в конституцию отличался нарушениями и подтасовкой итогов голосования. Относительно свободными были выборы в Национальное народное собрание в июне 1997 г. и в мае 2002 г., но правящая элита могла бы допустить это, демонстрируя демократичность выборов в Алжире, поскольку президент в соответствии с новой конституцией 1996 г. имел эффективные средства воздействия на парламент. Согласно поправкам, был образован двухпалатный парламент, состоящий из Национального народного собрания (нижняя палата) и Национального совета (верхняя палата). Закон может быть принят лишь при условии голосования за него трех четвертей членов Национального совета, к тому же треть депутатов Национального совета назначается лично президентом. Кроме того, глава государства может распустить Национальное народное собрание.
На политику власти в отношении исламистов в одной из стран Магриба оказывала влияние ситуация в других странах. После победы ИФС на выборах в местные органы власти в Алжире 12 июня 1990 г. репрессии против исламистов в Тунисе еще более усилились. Тунис был бы весьма уязвим в случае прихода к власти исламистов в Алжире. В начале 90-х годов в значительной мере под влиянием фактической легализации ИФС с марта 1989 г., их победы на выборах в местные органы власти в июне 1990 г. и в первом туре парламентских выборов в декабре 1991 г. заметно активизировались марокканские исламисты, в основном студенты. Король Хасан II в целом терпимо относился к их деятельности, если она не носила ярко выраженный антиправительственный характер. Хасан II стремился избежать развития событий в Марокко по алжирскому сценарию.
Аналогично ситуация в одной из стран Магриба оказывала влияние на поведение исламистов в других странах. Репрессии против «Ан-Нахды» в Тунисе (весной 1991 г.) заставили ИФС обострить положение в Алжире, провоцировать столкновения с силами правопорядка. Динамичное развитие алжирского исламизма способствовало активизации марокканских исламистов. Однако жестокая война в Алжире и опасение вооруженного противостояния в Марокко вынудили радикальную «Аль-Адль валь-ихсан», действовавшую в подполье, перейти на более умеренные позиции и в 1995 г. официально отказаться от насилия. Она получила возможность действовать полулегально. В январе 1998 г. «Аль-Адль валь-ихсан» призвала политические силы вступить в национальный диалог, чтобы алжирская трагедия, как она подчеркнула, не повторилась в Марокко.
арабский исламский власть оппозиция
Список источников и литературы
1. Национальная хартия Алжирской Народной Демократической Республики. – М., 1979, с. 31–33.
2. Алжир (Справочник). – М., 1977, с. 94.
3. История Алжира в новое и новейшее время. – М., 1992, с. 353.
4. Ланда Р.Г. История Алжира. XX век. – М., 1999, с. 200.
5. Сапронова М.А. Политика и конституционный процесс в Алжире (1989–1999). – М., 1999, с. 48.
6. Бабкин С.Э. Движения политического ислама в Северной Африке. – М., 2000, с. 121.
7. Политическая элита Ближнего Востока. – М., 2000, с. 160.
8. Ближний Восток и современность. Сборник статей. – М., 1999. Выпуск 6, с. 173.