На фоне усилий ООН, с одной стороны, оказать давление на стороны, вовлеченные в западносахарский конфликт, с целью принудить их проявить добрую волю в поиске путей выхода из переговорного тупика и, с другой стороны, обеспечить хотя бы минимальный уровень поддержания мира в регионе ни Марокко, ни Алжир, ни Фронт ПОЛИСАРИО не продемонстрировали готовности к взаимным уступкам. Более того, можно отметить определенные шаги по нагнетанию напряженности в споре вокруг Западной Сахары. Так, 27 февраля 2002 г. Президент Алжира Абдельазиз Бутефлика посетил лагеря беженцев под Тиндуфом, где встретился с руководством Фронта ПОЛИСАРИО и участвовал в праздновании 26-й годовщины провозглашения Сахарской Арабской Демократической Республики. Это событие примечательно тем, что впервые со времени возникновения лагерей западносахарских беженцев в 1976 г. их посетил глава алжирского государства. Ответом на этот шаг стала поездка короля Марокко Мохаммеда VI в территорию, где он посетил города Дакла и Эль-Аюн. В этой поездке марокканского монарха сопровождали члены правительства, проведшие в Дакле заседание своего кабинета, которое впервые было созвано в территории и на котором председательствовал король Мохаммед VI. Затем, остановившись в Эль-Аюне, где также расположена штаб-квартира МООНРЗС, марокканский король выступил с телевизионным обращением, в котором сообщалось о создании нового агентства социального и экономического развития территории12.
Неспособность разрешения спора в отношении Западной Сахары и поиск путей вывода региона из кризисной ситуации вызвали серьезные споры внутри Совета Безопасности ООН. Однако на очередном заседании Совета, рассматривавшем вопрос о деятельности МООНРЗС и состоявшемся 30 июля 2002 г., была принята резолюция 1429 (2002), в соответствии с которой мандат Миссии был продлен до 31 января 2003 г.13 Вместе с тем содержащийся в ней призыв продолжать усилия по выработке политического решения затянувшегося спора вокруг Западной Сахары с учетом озабоченностей, выраженных сторонами, вряд ли может рассматриваться в качестве свидетельства единства СБ ООН и его готовности диктовать вовлеченным в конфликт сторонам свою волю во имя достижения мирного урегулирования в регионе. Этот вывод тем более актуален, если учесть, что проделанная ООН за многие годы работа хоть и привела к конкретным результатам, но ни один из них не может считаться окончательным или завершенным.
На основании докладов Генерального секретаря ООН о ситуации в отношении Западной Сахары, датированных 19 февраля и 19 апреля 2002 г., можно заключить, что ни одна из задач, поставленных перед Миссией ООН по проведению референдума в Западной Сахаре, так и не была полностью выполнена. Так, по состоянию на 15 апреля 2002 г. Комиссией по идентификации было обработано около 72 тыс. индивидуальных досье из общего числа в 244 643 досье на лиц, обратившихся с просьбой об их включении в список участников референдума. Кроме того, до настоящего времени не закончен процесс рассмотрения поданных апелляций лиц, не удовлетворенных итогами идентификации. Управлению Верховного комиссара ООН по делам беженцев не удалось реализовать комплекс мер, связанных с подготовкой к репатриации западносахарских беженцев из района Тиндуф и северных районов Мавритании и их участием в референдуме о будущем территории. Серьезной проблемой остается ситуация с удержанием Фронтом ПОЛИСАРИО многочисленных марокканских военнопленных.
Длящийся несколько десятилетий спор вокруг Западной Сахары и многочисленные безуспешные усилия по его разрешению, прилагаемые как на международном, так и региональном уровнях, подводили к пониманию того, что урегулирование конфликта требует выработки новых подходов и привлечения к процессу новых людей, неотягощенных грузом прошлого. В этой связи мировое сообщество возлагало большие надежды на смену поколений политических элит в странах, вовлеченных в этот конфликт и способных воздействовать на него с целью его прекращения. В апреле 1999 г. новым президентом Алжира был избран Абдельазиз Бутефлика, а уже 23 июля того же года скончался король Марокко Хасан II и бразды правления в стране перешли к новому монарху – королю Мохаммеду VI. Однако приход в политику новых людей, который мог способствовать нахождению компромиссов, не оправдал ожиданий. Свидетельством этого может служить нынешний курс Рабата.
Опыт трех с половиной лет правления короля Мохаммеда VI позволяет сделать заключение о том, что политика Марокко в отношении урегулирования территориальных споров стала еще более жесткой, чем была при его предшественнике. Правительство страны не только декларирует свою позицию всеми силами отстаивать принципы суверенитета и территориальной целостности, но и подкрепляет ее практическими шагами. Примером этого может служить инцидент на необитаемом островке Перехиль, находящемся под управлением Испании, но оспариваемый Марокко, в июле 2002 г. Применительно к ситуации вокруг Западной Сахары Рабат не прибегает пока к прямому применению военной силы и нарушению соглашения о прекращении огня с Фронтом ПОЛИСАРИО, однако демонстрирует свою готовность «идти до конца» в отстаивании своих национальных интересов. В частности, в своей речи, произнесенной 31 июля 2002 г., король Марокко предостерег всех от реализации плана раздела территории Западной Сахары, который, по его мнению, «таит в себе угрозы балканизации региона Арабского Магриба».
В настоящее время Марокко активно использует свою дипломатию в этом споре. В частности, марокканская сторона открыто обвиняет Алжир во вмешательстве в дела Западной Сахары, используя в качестве аргумента поддержку алжирскими переговорщиками идеи о разделе спорной территории между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО. В частности, с таким заявлением выступил посол Марокко при ООН в Женеве Омар Хиляль в ходе заседаний 58-й сессии комитета ООН по гражданским правам в марте 2002 г. Сам характер этого заявления и место его оглашения представляются весьма примечательными, если учесть, что Рабат избрал в качестве важной составной части своей позиции по Западной Сахаре обсуждение вопроса об освобождении 1362 марокканских военнопленных, которые удерживаются Фронтом ПОЛИСАРИО в лагерях в районе Тиндуфа. По данным Международного комитета Красного Креста (МККК), непосредственно занимающегося этими военнопленными, 916 из них находятся в неволе уже более 20 лет. Следует признать, что избранная Марокко тактика оказалась успешной и эффективной, даже несмотря на то, что тот же МККК, помимо марокканских военнопленных, занимается вопросами выяснения судеб пропавших без вести лиц, включая бывших бойцов Фронта ПОЛИСАРИО. Так, выдвигая обвинения в нарушении норм международного гуманитарного права в адрес Фронта ПОЛИСАРИО и стоящего за ним Алжира, Марокко добивается от мирового сообщества оказания международного давления на них, с которым они не могут не считаться. В июле 2002 г. Фронт освободил новую группу военнопленных в составе 101 марокканца. Однако в плену по-прежнему остаются 1261 марокканских военнопленных, факт, который вряд ли можно считать выигрышным как для ПОЛИСАРИО, так и для Алжира14.
К сожалению, трудная миротворческая операция, проводимая ООН в Западной Сахаре и продолжающая ежегодно изымать из бюджета этой международной организации десятки миллионов долларов США, пока не принесла сколько-нибудь заметного продвижения в деле достижения урегулирования спора вокруг этой территории. Помимо нежелания вовлеченных в конфликт сторон идти на разумные компромиссы в деле поиска путей его решения, данная операция демонстрирует еще одну проблему, связанную с эффективностью работы механизма принятия и выполнения решений, созданного в рамках Организации Объединенных Наций. Это обстоятельство ставит вопрос о назревшем реформировании этой международной организации, призванной быть гарантом соблюдения норм международного права, но явно не справляющейся с этой функцией. Однако было бы неверным перечеркивать весь миротворческий опыт ООН, которой все-таки удалось прекратить кровопролитие в регионе, хотя это и остается, пожалуй, единственной или одной из немногочисленных заслуг деятельности МООНРЗС.
Список источников и литературы
западная сахара конфликт миротворческий
1. Новое время, 1998, № 10, с. 28;
2. Западная Сахара (МООНРЗС) – Основные сведения // Операции ООН по поддержанию мира. Секция информационных технологий Департамента общественной информации ООН, 2001;
3. Специальные/личные представители или посланники Генерального секретаря ООН // Операции ООН по поддержанию мира. Секция информационных технологий Департамента общественной информации ООН, 2002.
4. Резолюция 1429 (2002), принятая Советом Безопасности ООН 30 июля 2002 г., S/RES/1429 (2002);
5. РИА Новости, 24 июля 2002 г.; The Associated Press, 27.04.2002.