Смекни!
smekni.com

Региональный и международный аспект политики Афганистана после свержения режима талибов (стр. 4 из 4)

В структуре самого министерства обороны Афганистана также доминируют соратники Фахима, таджики из Панджшира. В последнее время на министра обороны оказывалось столь сильное давление со стороны пуштунов с целью заставить его изменить этнический состав министерства, что он был вынужден пойти на радикальные меры: в феврале 2002 г. были уволены со своих постов 16 таджикских генералов, которых заменили пуштунами, узбеками и хазарейцами. Более того, был снят с поста заместитель министра обороны узбекский генерал А.Дустум. На его место был назначен пуштунский генерал ГульЗаракДзадран.

Проблема создания афганской армии в немалой степени зависит от позиций и политики участников антитеррористической коалиции, каждый из которых стремится играть в Афганистане свою роль и получить свою сферу влияния. На практике усилия разных стран в этом направлении зачастую напоминают откровенное вмешательство во внутренние дела Афганистана. Эту опасность отчетливо осознает Переходное правительство, по настоянию которого 22 декабря 2002 г. в Кабуле собрались министры иностранных дел и послы соседей Афганистана – Китая, Пакистана, Ирана, Туркменистана и Узбекистана и подписали Кабульскую декларацию, взяв обязательство не вмешиваться во внутренние дела страны, уважать национальный суверенитет и территориальную целостность друг друга. На этой встрече в качестве наблюдателей присутствовали представители России, Индии и Саудовской Аравии, Европейского Союза и ОИК.

Однако обещания поддержки Х.Карзаю и принципу невмешательства вместе с обязательствами оказания помощи в восстановлении Афганистана сталкиваются с жестокой реальностью. Сам факт необходимости подписания такой декларации, несмотря на масштабное присутствие США в стране, свидетельствовал о том, что афганские лидеры и мировое сообщество осознают опасность существующей ситуации.

«Мы не собираемся превращаться в футбольное поле для региональных игроков, как это было в 90-е годы, – подчеркнул Х.Карзай в одном из своих интервью накануне подписания декларации. – Афганистан не может быть использован любой страной против третьей страны»21. Однако намерения афганского президента не допустить внешнего деструктивного воздействия на страну не так-то просто реализовать, учитывая тот факт, что многие из этих же самых соседей, поддерживавших в начале 90-х годов полевых командиров, а затем помогших талибам прийти к власти, сейчас вновь стремятся восстановить свое влияние. Некоторые из них полагают, что с началом войны с Ираком США могут свернуть свои операции в Афганистане, и тогда слабое правительство Карзая не сможет удержать страну от дезинтеграции по этническому признаку, что облегчит соседям усиление своих сфер влияния.

Что касается России, то она больше склоняется к поддержке министра обороны маршала Фахима, и обещанные С.Ивановым поставки военного оборудования могут пойти на вооружение армии самого Фахима. Так, по данным западных источников, в начале 2003 г. партия российских запчастей к военной технике и даже несколько танков были переброшены из Таджикистана на север Афганистана, в г. Кундуз для их последующей переправки в Панджширскую долину, на армейские склады афганского министра обороны. И хотя сам Фахим опроверг эти сведения, их косвенно подтвердил один из сотрудников Азиатского департамента МИД РФ, ссылаясь на обязательства по советско-афганскому договору о дружбе 1978 г. В Вашингтоне выразили беспокойство в связи с такого рода сообщениями. Посол США в Афганистане Роберт Финн жестко высказался по этому поводу: «Мы ясно заявили всем соседям Афганистана, что ему должны дать возможность развиваться без внешнего вмешательства»22.

Серьезную озабоченность в Кабуле вызывают действия Ирана: по данным афганских официальных лиц, иранский Корпус стражей исламской революции продолжает финансировать и вооружать «эмира Герата» генерала Исмаил-хана. Саудовские шейхи, в свою очередь, возобновили финансирование остатков талибов, окопавшихся в Пакистане. А президент Узбекистана И.Каримов по-прежнему поддерживает генерала А.Дустума.

Усиливает свои позиции в Афганистане и соседняя Индия. Дели недавно пообещал прислать в Кабул армейскую автомобильную технику и начать подготовку афганских офицеров. С поставкой Афганистану пассажирских самолетов, автобусов и медицинского оборудования индийское присутствие в стране резко возросло. Индия разрабатывает маршруты экспорта товаров в Афганистан через Иран в обход Пакистана. Открыты индийские консульства на севере страны в Мазари-Шарифе, на западе – в Герате, на юге – в Кандагаре и на востоке – в Джалалабаде, поблизости от пакистанской границы. Это вызвало понятное беспокойство пакистанского президента П.Мушаррафа, который позвонил Карзаю с жалобой на действия Индии. «Я получил уверения от Индии, что эти консульства будут осуществлять только торговые и собственно консульские функции», – возразил на это Х.Карзай. Его позиция оказалась достаточно четкой: «Мы не позволим ни Индии, ни Пакистану использовать Афганистан для противостояния друг другу»23.

Пакистан, в свою очередь, ведет двойную игру в Афганистане. Он одним из первых вошел в список доноров Афганистана, пообещав помощь на восстановление страны в размере 100 млн. долл. Исламабад публично поддерживает правительство Х.Карзая, передавая американцам арестованных в Пакистане боевиков «Аль-Каиды». В то же время Межведомственная разведка Пакистана (ISI), как уже упоминалось, негласно предоставляет убежище некоторым лидерам талибов, которые открыто живут в стране и даже могут проникать в Афганистан и организовывать ракетные обстрелы американских баз24.

В целом Исламабад предпринимает серьезные шаги для усиления своих позиций в Афганистане. Так, 16 февраля он осуществил поставку партии оружия Кабулу – 5 тыс. автоматов, 180 минометов и 10 тыс. мин к ним, 75 гранатометов. Эта военная помощь оказана сверх обещанных 100 млн. долл. на реконструкцию страны. Официальное заявление Исламабада по этому поводу гласило: «Пакистан выполняет свои обязательства по поддержке и укреплению центрального правительства, включая создание национальной армии»25. Пакистан обещал также помочь Кабулу в подготовке военного персонала. Бывший пакистанский министр иностранных дел д-р Танвир Ахмед Хан расценил эти акции Исламабада как «решимость Пакистана укрепить и консолидировать правительство Карзая, помочь ему усилить его власть, которой противостоят полевые командиры»26.

В условиях, когда ведущие участники антитеррористической коалиции, в первую очередь соседи Афганистана, преследуя собственные интересы, спешат занять свою нишу в раздираемой противоречиями и междоусобицой стране, Кабул вновь обращается за помощью к США, считая их единственным гарантом необратимости процесса постталибского развития Афганистана, способным остановить сползание страны к новому витку гражданской войны и последующей дезинтеграции.

Это была главная цель визита Х.Карзая в Вашингтон в конце февраля 2003 г. На встрече с Дж.Бушем афганский президент добивался гарантий того, что США, начиная войну с Ираком, не оставят Афганистан. Действительно, если американцы уйдут из страны или хотя бы серьезно сократят свое военное присутствие, вполне можно ожидать довольно быстрой дестабилизации обстановки. И хотя США начинают охладевать к Афганистану, президент Буш заверил афганского коллегу в том, что Вашингтон по-прежнему привержен принятым на себя обязательствам.

Скорее всего, афганцы будут и дальше возлагать свои надежды на международную помощь. Поэтому от позиций стран-доноров, от их готовности не прекращать усилия по восстановлению Афганистана будет во многом зависеть исход мирного процесса в стране и, что более важно, общий вектор ее дальнейшего развития.

талибы политика афганский армия


Список литературы

1.Независимая газета, 06.12.2002.

2.Известия, 28.09.2002.

3.Http://www.myafghan.com. February 23, 2003.

4.Известия, 12.02.2002.

5.Независимаягазета, 10.06.2002.

6.Афганистан. Справочник. – М., 2000, с. 31–32.