Еще одним важным источником обогащения определенных кругов населения СЗПП и афганских беженцев явилась торговля оружием. Пакистанские власти требуют получения лицензии на покупку оружия, особенно в Пешаваре, однако, отъехав несколько километров от него, можно легко купить легкое стрелковое оружие. Здесь уже никто не требует лицензии. Особенно знаменит рынок «Дера адам кхель», где свободно покупаются и продаются многие виды пистолетов, весьма популярный автомат Калашникова, гранатометы или противотанковые мины. Расположен базар недалеко от Пешавара в Зоне племен, где не действует федеральное законодательство и где население живет по своим обычаям и законам, поэтому регулировать куплю-продажу и наказывать торговцев просто невозможно. В печати сообщалось, что зачастую партии оружия продавались прямо из арсеналов, а покупателями были высокопоставленные военные и гражданские чины. И если прежде возникали проблемы с переправкой оружия в другие регионы, то «сейчас возникла целая инфраструктура, при которой дельцы доставляют оружие в любые концы страны». Помимо импортного оружия, часто покупаемого у беженцев, теперь налажено собственное производство достаточно сложных видов, в том числе производство автоматов типа автомата Калашникова, который в Пакистане пользуется особым спросом. Вполне естественно, что, пытаясь отмыть деньги, полученные на торговле оружием, их владельцы стараются вложить выручку в наиболее быстро окупаемые сферы – торговлю и недвижимость. Этим отчасти и объясняется «бум» в упомянутых сферах экономики провинции.
Концентрация большого количества оружия в лагерях афганских беженцев вынудила пакистанские власти с 1 марта 2000 г. запретить владение оружием ими и провести проверку лагерей на предмет нахождения оружия у мигрантов. И хотя ношение оружия традиционно для жителей СЗПП и Полосы племен, согласно предписанию, владение им запрещено, а полиции разрешено арестовывать тех, кто не подчиняется властям. Большое недовольство это решение вызвало у 400 тыс. производителей оружия, владеющих 500 магазинами в районе Пешавара, поскольку их перестали посещать покупатели и особенно главные заказчики из Пенджаба22.
Очевидно, что афганские мигранты оказались втянутыми в самые разные легальные и нелегальные сферы деятельности в Пакистане. За долгие годы пребывания в этой стране они пустили глубокие корни, особенно в СЗПП и Белуджистане.
Ныне, когда в Афганистане установлен мирный режим X. Карзая и начался массовый возврат беженцев, стало видно, в каких областях экономической жизни они играли определенную роль. Во-первых, в Пакистане сократилось производство и экспорт ручных ковров высокого качества, т.к. ткачи-беженцы перевели производство в Афганистан, а богатые афганцы перестали инвестировать в ковровый бизнес провинции. Из 60 тыс. ткацких станков в провинции 52 тыс. были перевезены в Афганистан, и 75% квалифицированных ткачей последовали с ними. Всего же ткачеством и в ковровом бизнесе в СЗПП занимались 500 тыс. афганцев. В то время как власти Пакистана настаивали на репатриации беженцев, в том числе ткачей, иранское правительство приняло 8 тысяч квалифицированных ремесленников, чтобы улучшить производство ковров в стране.
Во-вторых, после отъезда мигрантов целые районы вблизи Пешавара выглядят опустевшими. Сразу ослаб строительный бизнес, подешевела аренда за снимаемые дома, стоимость земли. Отъезд же беженцев-строителей привел к росту ежедневной оплаты труда с 75 до 85 рупий строителям-пакистанцам.
В-третьих, отъезд беженцев оказал влияние и на частный бизнес в сфере образования. Существенная часть из 100 тысяч учившихся афганских детей и студентов покинула школы и колледжи Пешавара.
Отношение пакистанских властей к отъезду беженцев высказал министр промышленности СЗПП Мохсин Азиз, который считает, что пребывание беженцев было все-таки временным явлением и их отъезд не может оказать серьезного воздействия на экономику провинции. Более того, местное население найдет рабочую силу и займется бизнесом, поскольку беженцы доминировали в нем. «Местное население уже насытилось пребыванием беженцев», – заявил он23.
Список источников и литературы
1) Березов Н.Н. Пакистан: проблема беженцев. – М., 1999, с. 3.
2) Far Eastern Economic Review, 5.03.1987.