Нараставшее дипломатическое давление сопровождалось наращиванием советского военного присутствия на границах с Ираном как в Закавказье, так и в Средней Азии. В частности, в Закавказье к концу июля 1941 г. были развернуты 44-я, 45-я, 46-я и 47-я армии, а 23 августа был сформирован Закавказский фронт под командованием генерал-лейтенанта Д.Т.Козлова42. В Средней Азии была сформирована 53-я Отдельная армия под командованием генерал-майора С.Г.Трофименко43. Таким образом, уже с июля 1941 г. СССР готовился к возможному военному конфликту с Ираном. Великобритания также предпринимала шаги в этом направлении.
Иранское руководство осознавало опасность интервенции и стремилось ее избежать. Для этого были предприняты следующие шаги: во-первых, оно уверяло СССР и Великобританию в том, что немецкие специалисты, находящиеся в Иране, не представляют опасности для этих стран; во-вторых, указывало на то, что высылка этих специалистов нарушит иранский суверенитет и осложнит отношения с Германией; в-третьих, шахское правительство в середине августа 1941 г. выслало из страны небольшую группу немецких специалистов. В то же время Реза-шах инициировал ряд мероприятий, направленных на усиление обороноспособности страны44.
25 августа 1941 г. послы СССР и Великобритании в Иране вручили премьер-министру Али-Мансуру новые ноты своих правительств, в которых говорилось о вводе войск этих стран на территорию Ирана. Если советская сторона ссылалась на ст. 6 договора 1921 г.45, то английская сторона не могла сослаться на законный повод для интервенции.
Сама военная операция обоих государств заняла 6 дней, и уже 30 августа последние части Иранской армии сдались46. 8 сентября 1941 г. было подписано соглашение, которое определило дислокацию советских и английских войск на иранской территории. В то же время с территории Ирана высылались представители миссий Германии и ее сателлитов. Нейтралитет Ирана был подтвержден, и была оговорена возможность военных поставок в СССР через Иран.
Тем временем позиция Реза-шаха, который фактически не мог смириться с молниеносным разгромом своей слабой армии, явно не устраивала союзников. Поэтому 15 сентября 1941 г. войска СССР и Великобритании вошли в Тегеран, а уже 16 сентября Реза-шах отрекся от престола в пользу сына – Мохаммеда Реза Пехлеви. Стороны обязались заключить впоследствии договор, регулирующий вопрос об Иране47.
Таким образом, была осуществлена еще одна интервенция в Иран, на этот раз вооруженное вмешательство СССР было наиболее длительным за всю новейшую историю советско-иранских отношений. Говоря о причинах этого акта, следует отметить явную преувеличенность тезиса об опасности, исходившей от германского присутствия в Иране. Истинными причинами этой интервенции следует считать, во-первых, желание советского руководства «восстановить» утраченные имперские рубежи, что было продемонстрировано на западных границах СССР, во-вторых, опасение в получении Великобританией контроля над Ираном в результате односторонней акции, и в-третьих, недовольство политикой иранских властей по отношению к СССР.
Итогом развития российско-иранских отношений в первой половине ХХ века можно считать накопление большого опыта взаимодействия. Однако этот же опыт нельзя назвать исключительно положительным. В нем наряду с такими позитивными моментами, как экономическое сотрудничество, культурный диалог, политическое взаимодействие на равноправной основе, существовали и негативные моменты, в частности, проблема российского (советского) вмешательства во внутренние дела Персии (Ирана). Интервенции были связаны прежде всего с геополитическими расчетами сначала царского, затем советского правительств, которые во многом определялись стратегическим местоположением Ирана, его природными ресурсами, стремлением не допустить сюда другие великие державы, способные в той или иной степени ослабить российские позиции на Среднем Востоке. Важной особенностью интервенции 1915 года явился тот факт, что она была совместной акцией союзников в рамках Антанты, направленной как против германского военного присутствия, так и на окончательный раздел Ирана. Интервенция 1920–1921 гг. была связана с идеей мировой революции и потерпела неудачу в силу своей нереальности. Кроме того, она внесла разлад в иранское национально-освободительное движение и способствовала усилению английского проникновения в Иран. Интервенция 1941 г. – наиболее сложное из явлений в советско-иранских отношениях, которое не подлежит однозначной оценке. К числу позитивных моментов можно отнести то, что это проникновение спасло Иран от втягивания в орбиту германской внешней политики, а также тот факт, что действия СССР и Великобритании в августе 1941 г. были первыми совместными военными действиями зарождавшейся Антигитлеровской коалиции.
Список литературы
иранский российский сотрудничество
1. Годс М. Реза. Иран в ХХ веке. Политическая история. – М., 1994, с. 32.
2. История дипломатии. Т. 2. – М., 1963, с. 544.
3. История современности. Т. 2. – М., 1963, с. 610–611.
4. Орлов Е. А. Россия и Иран в ХХ веке (основные этапы взаимоотношений) // Иран: Ислам и власть. – М., 2001, с. 193.
5. История дипломатии. Т. 3. – М., 1965, с. 8–9.
6. Истягин Л. Г. Германское проникновение в Иран и русско-германские противоречия накануне Первой мировой войны. – М., 1979, с. 206–207.
7. Документы внешней политики СССР. Т. 7. – М., 1957, с. 12.
8. Советско-иранские соглашения в договорах, конвенциях и соглашениях. – М., 1946, с. 60.
9. Документы внешней политики СССР. Т. 11, с. 240.
10. Персиц М. А. Застенчивая интервенция. О советском вторжении в Иран 1920–1921 гг. – М., 1996, с. 11.
11. Нахаванди Ф. Россия, Иран, Азербайджан. Исторические истоки внешней политики Ирана // Спорные границы на Кавказе. – М., 1996, с. 177.
12. Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. Т. 1. – М., 1946, с. 136.
13. Ибрагимбейли Х.М. Крах «Эдельвейса» и Ближний Восток. – М., 1977, с.
14. Голуб Ю.Г. Вхождение Красной Армии в Иран в 1941 г.: военная необходимость или политический расчет // Великая Отечественная война в контексте российской истории. – Саратов, 2002, с. 38.
15. Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. Т. 1, с. 130.
16. Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. Т. 1, с. 150–157.