Смекни!
smekni.com

Место и роль САР в разрешении арабо-израильской проблемы после операции ВС США в Ираке в 2003 г. (стр. 2 из 2)

Что же касается радикальных исламских и палестинских организаций, то их политические представительства в Дамаске закрыты и превращены в информационные бюро. Наиболее одиозные лидеры этих организаций выехали из Сирии. Рядовые же члены, в основном палестинцы, остались. Проблема возвращения палестинских беженцев очень сложна. Израиль занимает в этом вопросе жесткую позицию. 14 пункт израильских поправок к проекту «дорожной карты» свидетельствует, что нынешнее руководство Израиля согласно только на «возвращение во вновь созданное палестинское государство», что в основном касается 1-1,5 млн. палестинцев Западного берега и сектора Газа и не распространяется на примерно такое же количество палестинцев, проживающих в Ливане и Сирии.

Понятно, что сегодня Сирия не хочет, да и не может успешно воевать с Израилем, тем более с США. Некоторые сирийские руководители косвенно признают военное превосходство Израиля. Состоявшаяся накануне войны в Ираке встреча Б.Асада с американскими конгрессменами, в ходе которой сирийский лидер не выразил сомнений в успехе военной фазы операции в Ираке, может свидетельствовать о том, что Дамаск также не питает особых иллюзий в отношении того, чем могут для него закончиться подобные действия США против Сирии. Длительное сохранение ситуации «ни войны, ни мира», тем более ее эскалация чреваты серьезными потрясениями для новой президентской власти в Сирии и могут быть выгодны только ее противникам. Сегодня перед Б.Асадом стоят сложнейшие задачи осуществления экономических и политических реформ в условиях смены правящих элит и переходного характера власти. Осуществление таких масштабных задач возможно только в условиях прочного социального мира внутри страны и нормализации обстановки вокруг Сирии. Несмотря на ряд инициированных Б.Асадом прогрессивных экономических законов, деятельность нового правительства – первого правительства президентства Б.Асада пока буксует. По данным независимых сирийских экономистов, в сегодняшней Сирии размер минимальной зарплаты в 4 раза ниже прожиточного минимума, при этом в результате финансовых махинаций ежегодные потери бюджета составляют около 4 млрд. долл. США, а на сирийских счетах (государственных и частных) в европейских банках (Швейцария) скопилось около 27 млрд. долл. Всего же общий объем вывезенных за границу капиталов, по разным оценкам, составляет от 60 до 100 млрд. долл. США. Понятно, что эти деньги не вернутся в Сирию без серьезных структурных преобразований в экономике, политической и административной системах в рамках общей программы экономической либерализации и политической модернизации. С другой стороны, резко активизировалась сирийская оппозиция, прежде всего зарубежная. В США недавно прошел съезд так называемой Сирийской партии реформ. Она была создана в Америке 2 года назад и объединяет в своих рядах некоторых представителей сирийских эмигрантских кругов в США (всего около 120 тыс. человек). Политический костяк партии состоит из прежних активистов так называемых «гражданских обществ», возникших в Сирии после прихода к власти Б.Асада и разогнанных спецслужбами в январе-феврале 2000-2001 гг. И пусть эта партия пока не пользуется поддержкой внутри САР, даже среди членов ряда сирийских обществ по возрождению гражданских свобод, это не может не напоминать известный иракский сценарий, написанный в Вашингтоне.

Сегодня в сирийской оценке сложившейся вокруг Сирии ситуации и возможного выхода из нее обозначилось несколько подходов, которые отражают существующий баланс сил и интересов в правящей сирийской элите. Одни полагают, что Сирия находится в сложной ситуации, но не критической. Они считают, что подобный ход событий не нов для Сирии, которая на протяжении последних десятилетий зачастую в одиночку противостоит Израилю, с которым Дамаск находится в состоянии «холодной войны», логика которой предполагает периодические обострения (в этих рамках вполне логично выглядят налеты израильской авиации на сирийскую территорию и сирийские позиции в Ливане – В.А.). Любые переговоры с правительством А.Шарона не эффективны, поскольку израильский лидер с ходу отметает все мирные инициативы. Дамаск также постоянно подвергается нажиму со стороны США, которые уже давно зачислили Сирию в разряд государств, поддерживающих терроризм, и приняли против нее соответствующие санкции. Поэтому новый режим санкций не способен сильно повлиять на экономику Сирии, чей торговый баланс с США не превышает 300 млн. долл. в год. Внешнеэкономическая политика Дамаска сегодня больше ориентирована на страны ЕС, торгово-экономическое сотрудничество с которыми скоро выйдет на новый качественный уровень после полноценного подключения Сирии к Договору о Средиземноморском партнерстве еще до конца 2003 г. Тем более что США решились на масштабную военную операцию в Ираке только спустя 12 лет после кувейтского кризиса 1991 г. и сейчас так «увязли» в Ираке, что вряд ли решатся повторить этот опыт с Сирией. В рамках этого подхода выдвигается озвученная недавно вице-президентом САР А.Х.Хаддамом на страницах арабской печати идея объединения Сирии с Ираком как один из возможных путей спасения Сирии и всей арабской нации перед лицом американской и израильской угрозы.

Одновременно говорится об укреплении обороноспособности Сирии. По оценкам некоторых западных экспертов, в 2004 г. военный бюджет Сирии может быть увеличен на 40%. Несмотря на то, что аргументы, высказываемые сторонниками данного подхода, в целом верны, одностороннее следование этому курсу вряд ли получит поддержку большинства региональных государств, прежде всего арабских монархий Персидского залива, и способно вызвать определенную настороженность в Европе. Сирия сильно рискует оказаться в изоляции на региональной и международной арене, подвергнуться еще более сильному нажиму США и стать объектом новых военных акций со стороны Израиля. Сторонники другого подхода считают, что Дамаску пора переходить от обороны к наступлению на пропагандистско-дипломатическом фронте. В рамках этого подхода предполагается, что сирийское руководство должно уже в ближайшее время выступить с инициативой активизации сирийско-израильского трека БВУ. Предмет переговоров – Голанские высоты. Основа – достигнутое ранее взаимопонимание с прежним израильским правительством по этому вопросу. Таким образом, Сирии не придется поступаться «принципами», она впишется в русло общих усилий международного и арабского сообщества по урегулированию ситуации в регионе и сможет перехватить инициативу у Израиля, блокировав его возможные новые военные акции.

В интервью «Нью-Йорк Тайм» 30 ноября 2003 г. сирийский президент Б.Асад предложил Израилю возобновить мирный диалог «без предварительных условий» при том понимании, что переговоры должны проводиться на основе ранее достигнутого с Израилем взаимопонимания по основным параметрам сирийско-израильского урегулирования. Несмотря на значительный скепсис ряда израильских политиков в отношении искренности этой сирийской инициативы, с одной стороны, и при некоторой условности для отдельных представителей властной сирийской элиты возможности практической реализации мирного сирийско-израильского диалога, с другой, такая постановка вопроса способна на первых порах разрядить сложившуюся вокруг Сирии ситуацию и послужить основой для дальнейших шагов на пути ближневосточного урегулирования.. Скорее всего, эта сирийская инициатива может быть поддержана ЕС и США, особенно, если Дамаск проявит больше понимания проблем американцев в Ираке. В пользу возможного успеха реализации этого плана говорит и тот факт, что Сирия сегодня остается пока единственным элементом стабильности в регионе, а светский характер власти в САР и ее прежний опыт борьбы с исламским экстремизмом позволяет надеяться, что Дамаск мог бы сыграть конструктивную роль в качестве консолидирующего звена в общерегиональной борьбе с исламским экстремизмом. Сирия уже предприняла ряд практических шагов на данном направлении.

Недавно между Дамаском и Эр-Рядом было достигнуто соглашение о направлении в Саудовскую Аравию части сирийских спецподразделений для оказания помощи своим саудовским коллегам в их борьбе с боевиками из «Аль-Каиды». Одновременно сирийский президент работает над расширением поля безопасности и маневра для Сирии в регионе и укреплением ее политического имиджа в мире. Завершившийся недавно визит Б.Асада в Грецию и запланированная на начало 2004 г. его рабочая поездка в Турцию могут свидетельствовать о стремлении Дамаска установить более прочные контакты с НАТО, используя имеющиеся у Сирии отношения с «периферийными» членами этой военно-политической организации, которая могла бы, по мнению Дамаска, послужить определенным гарантом безопасности в регионе и альтернативой американской гегемонии в ближневосточных делах. С другой стороны, инициированное Дамаском обсуждение кипрской проблемы показывает стремление Сирии активно подключиться к урегулированию турецко-греческих противоречий и тем самым приобрести образ миротворца на международной арене. Такая политика Б.Асада особенно актуальна в свете возможного развития событий в регионе после ареста бывшего иракского лидера, когда перед США фактически расчищен путь для реализации их планов переустройства Ближнего Востока по собственному сценарию.


Список литературы

1. Зеэв Гейзель. Женевская инициатива. – М., 2007

2. К.И.Поляков. Война за мир на Ближнем Востоке. – М., 2009

3. С.М.Гасратян. Палестино-израильский конфликт. // Ближний Восток и современность". Сборник статей, вып. 29. М., - 2008