Реферат: Место и роль тюркизма в новейшей истории Турции
Национализм в Турции на протяжении всего республиканского периода был наряду с антикоммунизмом и вестернизацией ведущей идеологической доктриной, влияние которой распространялось как на все сферы внутренней жизни страны, так и на ее поведение на международной арене. Иной раз даже вопреки ее конкретным интересам, примером чего может служить неуступчивость турецкой позиции по кипрскому вопросу, уже длительное время серьезно осложняющая ее отношения с Западом.
Истоки и причины обостренного национального чувства турок можно объяснить особенностями истории и национально-освободительного движения страны, неимоверными трудностями, которые пришлось преодолевать нации при создании на развалинах Османской империи своего собственного государства, наконец, комплексом неполноценности, характерным для многих народов бывшего колониального мира1, подогреваемым внутренними и внешними угрозами государственному суверенитету и территориальной целостности Турции.
Отличительной чертой турецкого национализма является наличие в нем двойной направленности - внутренней и внешней. Если внутренне национализм был закреплен в республиканских конституциях, признававших все права и свободы лишь за турецкой нацией, хотя страна оставалась многонациональной, то внешний национализм проявлялся в повышенном интересе к судьбам других тюркских народов, проживающих как на территории соседних, так и отдаленных государств, с которыми турок связывают общие исторические корни при разной степени этноязыкового и культурного сходства. В этом поиске общетюркской идентичности просматривается стремление, с одной стороны, обрести дополнительную опору и устойчивость, а с другой, - дать выход политическим амбициям, используя утопическую по своей сути объединительную идею тюркизма (или пантюркизма по аналогии с появившимися раньше панславизмом и пангерманизмом). Эта идея была заложена в турецкий национализм еще на стадии его формирования. Основоположники пантюркизма обосновывали необходимость объединения тюрок и создания под эгидой Турции (тогда - Османской империи) политического, культурного и экономического союза мусульманских народов, говорящих на тюркских языках.
Несмотря на дискредитацию этих идей младотурками, предпринимавшими попытки воплощать их в жизнь накануне и в период Первой мировой войны, что ускорило поражение и крах Османской империи, пантюркизм сохранил своих приспешников и адептов, вопреки предостережениям кемалистов и самого К. Ататюрка. Периодически давая о себе знать, они открыто проявили себя в годы второй мировой войны, а в послевоенный период - в антигреческих и антикурдских акциях и обрели новое дыхание после образования в результате распада СССР новых тюркских государств в Центральной Азии и на Кавказе, а также расширения прав автономных тюркских образований в Российской Федерации, на Украине, в Молдове.
В 90-е годы национализм превращается из фактора преимущественно внутреннего второстепенного значения в фактор, во многом определяющий геополитику Турции в регионе.
В докладе специальной комиссии по связям Турции с тюркскими республиками и странами региона, подготовленном в 2001 г. в связи с разработкой 8-го пятилетнего плана развития Турции, ее отношение к ситуации, возникшей после распада СССР было охарактеризовано следующим образом: "В отличие от других стран, в том числе союзников Турции по западному блоку, она ощутила последствия распада Советского Союза в двух планах. Как и на другие страны, он оказал на нее военно-политическое, экономическое и идеологическое влияние, но дополнительно, в отличие от них, он дал ей шанс и создал благоприятные возможности в связи с образованием пяти независимых тюркских государств в Центральной Азии и на Кавказе, а также наличием в Российской Федерации и других странах региона групп и объединений народов, имеющих с Турцией общие исторические корни, языки и религию. Это дает ей преимущество перед другими странами, которые хотят установить связи с тюркскими республиками. Этого достаточно также для того, чтобы тюрки, не обращая внимания на обвинения в пантюркизме и пантуранизме, без каких-либо комплексов могли использовать присущую им общность для создания тюркского союза, наподобие объединений, существовавших в прошлом и имеющихся в настоящее время… Потенциал, которым они располагают, позволит им по праву занять достойное и прочное место в семье народов мира"2.
Факт распада СССР вызвал в Турции всплеск эйфории, которой были охвачены не только националистически настроенные рядовые граждане, но и политическая элита. В феврале 1992 г.С. Демирель, занимавший тогда пост премьер-министра, возвестил о появлении "гигантского тюркского мира от Адриатики до Великой Китайской стены"3, в котором Турция сможет бескровно, мирным путем занять доминирующую позицию. Ему вторили другие политические деятели, а Т. Озал - турецкий президент - объявил, что следующее "XXI столетие станет столетием тюрок"4.
В 90-е годы турецкий национализм наряду с исламизмом превратился во влиятельную политическую силу Турции. Была воссоздана запрещенная в начале 80-х годов военным режимом, который устроил судебный процесс над ее активистами, экстремистская Партия националистического движения - ПНД, оживилась деятельность примыкающих к ней пантюркистских группировок как в Турции, так и за ее пределами. В 1992 г. был создан Фонд дружбы, братства и кооперации тюркских государств и общин (ТЮДЕВ), который с 1993 г. проводит тюркские курултаи в Турции. В них принимают участие делегаты разных стран, в том числе Татарстана, Башкортостана, Якутии и некоторых других субъектов РФ, обсуждаются вопросы расширения связей и кооперации тюркских народов. В тюркоязычных регионах России и других постсоветских государствах при поддержке турецких официальных и неофициальных структур создавались тюркские маргинальные группы, сотрудничающие с турецкими просветительскими организациями - "Фондом исследования тюркского мира", "Международной организацией тюркской молодежи", "Фондом совершенствования демократии в тюркском мире" и другими структурами.
По их инициативе с привлечением функционеров разного уровня проводятся регулярные международные конференции. На конференции, прошедшей в начале декабря 1993 г. в Вашингтоне, была принята общая декларация, первым пунктом которой было признание независимости тюркских общин (республик) в составе РФ, а вторым - объявление о независимости Якутии, Алтая, Тувы, Хакассии, Кумыкии, Шории и некоторых других районов компактного проживания тюркских народов в России, а также независимости Восточного Туркестана (Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР) 5.
Цели и действия тюркистов находились в полном соответствии со взглядами турецких националистов. В наиболее обобщенном виде они были изложены в книге их лидера А. Тюркеша (1917-1997)"Девятый луч" (Докуз ишик). По Тюркешу, тюркский идеал состоит из трех частей: идеала духовного и материального прогресса Турции; идеала самоопределения и независимости тюркских народов; идеала тюркского единства, предполагающего "объединение всех тюрок мира в единую нацию" с оговоркой, что такое объединение рассматривается как "отдаленная цель, которая может быть осуществлена при достижении независимости тюркских народов и на основе их документально оформленного волеизъявления войти в Великий Тюркский Союз"6.
На парламентских выборах в 1995 г. ПНД набрала 7,9% голосов избирателей, что не позволило ей занять места в парламенте, но уже на выборах в 1999 г. за нее проголосовало 17,2% избирателей и она получила 130 парламентских мест и вошла в состав коалиционного правительства, возглавленного Б. Эджевитом, которое находилось у власти до ноября 2002 г. Успех ПНД хотя и был в немалой степени результатом разногласий между правыми партиями и разочарования в них значительной части электората, тем не менее свидетельствовал о росте популярности националистов и их идей в турецком обществе, наиболее обездоленная часть которого отозвалась на их предвыборные обещания стабилизировать экономику и решать социальные проблемы.
Программные установки ПНД после ее прихода к власти были скорректированы как в целях укрепления и расширения своей внутренней популярности, так и для того, чтобы создать для себя более цивилизованный и привлекательный имидж за рубежом с "учетом новых условий однополярного мирового порядка". В число первоочередных задач были включены борьба с беззаконием, бедностью, защита прав человека, демократизация.
Но в своих внешнеполитических заявлениях ПНД по-прежнему делала упор на укрепление отношений с постсоветскими тюркскими республиками, занимала жесткую позицию по Кипру, как к "вопросу, имеющему жизненно важное значение для Турции", подчеркивала ответственность Турции за защиту интересов турок, находящихся за рубежом, в первую очередь - в Германии, где их численность превышает 2 млн. человек, а также турецких и мусульманских общин на Балканах, на Ближнем и Среднем Востоке и в других регионах. В обновленную программу был включен прежний тезис о содействии "социальному, экономическому, научному и культурному объединению тюркского мира, который должен стать неотъемлемой частью всего мира и стабильности в Азии"7.
Более подробное изложение взглядов турецких националистов на то, каким они представляют тюркский мир и какие конкретные шаги считают необходимым предпринимать для его объединения и международного признания, содержится в книге профессора Мраморно-морского университета (Стамбул) Рамазана Озея "Тюркский мир на международной арене", вышедшей в 1999 г. третьим изданием.
Автор обосновывает единство тюркского мира, делая акцент на его геополитическом значении в прошлом и будущем. По мнению Рамазана Озея, множество войн, происходивших на территории мусульманского тюркского мира в XX веке, стали возможны из-за отсутствия его единства, тогда как его объединение обеспечит мир8.