Предприятия со 100-процентным иностранным капиталом могут рассчитывать на то же покровительство, что и саудовские национальные компании. Они также имеют право на широкий перечень инвестиционных стимулов, включая благоприятные учетные ставки, выделение земельных участков в промышленных зонах по номинальным ставкам ренты, доступ к правительственным контрактам на условиях отечественных производителей, а также предоставление налоговых льгот.
Однако преимущество отдается саудовским компаниям и совместным предприятиям с саудовским участием. Только эти компании имеют право на освобождение от налогообложения и беспроцентные займы от государственных кредитных институтов, таких как «Сауди Индастриал Дивелопмент Фанд». Что касается иностранных корпораций и иностранных участников совместных предприятий, то они обладают правом на льготы по налогу с дохода, который может достигать 45% от чистой прибыли.
Однако весной 2000 г. ситуация несколько изменилась. В мае вступил в действие новый закон, регулирующий иностранные инвестиции. Он нацелен на привлечение иностранных инвесторов в энергетический сектор экономики Саудовской Аравии. В частности, закон разрешает 100-процентное владение иностранными компаниями собственностью и лицензированными проектами на территории КСА. В соответствии с этим законом была создана «Сауди Арабия Дженерал Инвестмент Асорити» (САДжИА), своего рода генеральная инвестиционная организация Саудовской Аравии, которая призвана упростить для иностранных инвесторов прохождение всех разрешительных процедур. Кроме того, были снижены налоги с прибыли компаний с 45% до 30. Закон снял ограничение, по которому доля иностранной компании в капитале совместного предприятия с саудовскими национальными партнерами не могла превышать 49%. В то же время компании со 100-процентной иностранной собственностью по-прежнему лишены права на деятельность в ряде важных отраслей экономики, включая нефтедобычу, трубопроводные системы, издательскую деятельность, в том числе выпуск СМИ, страхование, телекоммуникации, здравоохранение, оптово-розничная торговля, а также в сфере обороны и безопасности.
Хотя этот закон, регулирующий иностранные инвестиции, имеет ряд существенных пробелов и ограничений, уже в январе 2001 г. САДжИА сообщила, что иностранные инвестиционные обязательства достигли 1,6 млрд. долл., включая получение 53 лицензий, из которых 29 – в сфере промышленного производства.
Вместе с тем многие в Саудовской Аравии понимают, что увеличения объемов иностранных инвестиций в экономику страны в настоящее время можно достичь только за счет смягчения своей позиции в отношении разработки нефтегазовых месторождений королевства. Официальные власти страны признают, что нуждаются в получении средств и технологий от западных производителей, которых они вытеснили из нефтегазодобычи несколько десятилетий назад. Однако в нынешних условиях, как отмечает американский эксперт по нефти Джон Росс, саудовские власти проводят четкую черту – американские и европейские компании могут оказать помощь в разработке в основном нетронутых запасов природного газа этой страны. Что же касается разведки и добычи нефти, то пока Саудовская Аравия оказалась неготовой к столь решительному шагу. Так, министру энергетики США Биллу Ричардсону, когда он прибыл в Эр-Рияд в феврале 2001 г. с поручением от американских компаний, было заявлено: «Мы нуждаемся в сотрудничестве с американцами по многим вопросам, но не по этому, – сказал саудовский министр нефти Али бен Ибрагим ан-Наими. – Тут мы сами прекрасно управляемся. Это наши хлеб и масло».
В западной прессе высказываются сомнения относительно того, заинтересуются ли газом такие компании, как «Шеврон», «Тексако», «Эксон/Мобил» и другие, если они не будут уверены в получении прибыли, приблизительно равной той, которую может дать нефть. Это признает и министр Али бен Ибрагим ан-Наими: «Доходы от нефти измеряются не 10, не 20 и даже не 100, а тысячами процентов». Впрочем, по мнению Али бен Ибрагима ан-Наими, чистый доход до 30% на вложения в газовую промышленность тоже должен устроить компании. Полагают, что решение саудовских властей о допуске иностранцев к разработке газовых месторождений может полностью изменить расклад сил на мировом рынке нефти и газа. Этот опыт дает некоторым экспертам основание считать, что «открытие» нефтяных месторождений Саудовской Аравии может стать фактом не такого уж отдаленного времени.
Примечательным в этой связи является то обстоятельство, что, по утверждению представителей некоторых компаний, вовлеченных в «саудовскую газовую инициативу», отсутствие надежд на быструю прибыль в газовом проекте может компенсироваться тем, что они окажутся в «нужное время в нужном месте», когда иностранцы будут допущены официальным Эр-Риядом в нефтяную отрасль.
Этот расчет базируется на мнении многих специалистов о том, что, в конце концов, Саудовская Аравия может быть вынуждена открыть в какой-то мере доступ к своим нефтяным запасам для иностранных компаний. Это обусловливается, в частности, осложнением отношений с США, что неминуемо приведет к ослаблению политической и финансовой стабильности КСА и возникновению дефицита в свободных денежных средствах, необходимых для вложения в национальную экономику и социальную сферу. Кроме того, богатые нефтью соседние аравийские монархии уже опережают Эр-Рияд в поисках внешних капиталовложений. Например, в Катаре «Мобил», французская «Тоталь» и другие компании вкладывают миллиарды долларов в газовые проекты. В Кувейте Национальная нефтяная компания ищет партнеров для разработки новых месторождений. Все эти обстоятельства могут вынудить саудовцев открыть, хотя бы постепенно, доступ к своим нефтяным промыслам.
Не меньшую заботу, чем привлечение иностранного капитала в экономику королевства, Саудовская Аравия проявляет в отношении возвращения на родину 420 млрд. долларов, которые были вывезены из страны в предшествующие годы. С этой целью, по мнению консультанта Совета Торгово-промышленной палаты КСА Абдаллы Даббаха, в стране вырабатывается целый комплекс мер. «Единственный путь получить эти и иностранные деньги – открыть новые возможности для инвестиций», – добавляет Даббах, который является также членом Консультативного совета королевства. По инициативе наследного принца Абдаллы уже обсуждаются крупные проекты, в том числе создания нефтехимических предприятий и заводов по производству удобрений.
Подводя итог, следует признать, что, несмотря на все усилия, Саудовская Аравия так и не смогла окончательно ликвидировать зависимость своей национальной экономики от нефтяного фактора. Тем не менее Эр-Рияд сделал в этом направлении заметные шаги, эффективность которых ослаблена многочисленными проблемами, как старыми, так и возникшими в последнее время в нефтегазовом комплексе страны.
Список источников и литературы
нефтегазовый комплекс королевство саудовская аравия
1) Страны Мира: Статистический справочник, 01.08.2001.
2) Александров И.А. Монархии Персидского залива: этап модернизации. – М., 2000, с. 35;
3) Богатырев А. На нефтяных дрожжах // Азия и Африка сегодня, 1992, № 1, с. 36–37;
4) Страны Мира: Статистический справочник, 01.08.2001 г.
Размещено на http://www.