Реферат:
Методы и формы террористической деятельности радикальных исламистских организаций
Методы и формы террористической деятельности радикальных исламистских организаций
исламский радикализация социальный политический
Отличительной чертой последних десятилетий стало заметное усиление исламского фактора в общественно-политической жизни многих стран. Его воздействие в той или иной мере испытывает ныне практически весь мусульманский мир, оно ощущается в прилегающих к нему регионах. Многие исследователи полагают, что центр нового противостояния сместится с оси «Восток–Запад» на ось «Север–Юг», а в качестве основного врага Запада будут выступать религиозно-политические движения мусульманского мира. Сразу хотелось бы оговорить, что современные исламистские движения носят как умеренный, так и радикальный характер. В последние годы отмечается сильный всплеск активности радикального исламизма, который провозглашает джихад – «священную войну» на пути веры с применением силы наиболее действенным средством достижения цели. Причины радикализации исламского движения заключены не в якобы имманентно присущей исламу агрессивности. Они заключаются в конкретных причинах социально-политического и цивилизационного свойства.
Главной отличительной чертой радикальных движений является то, что насилие для них имеет целенаправленное религиозно-правовое обоснование и является основным средством в стратегии борьбы за власть. Наибольшим радикализмом отличалась организация «Аль-Джихад», основанная Абд ас-Салямом Фарагом в Египте в конце 70-х годов, которая особенно активно действовала в последней четверти прошлого столетия и имела отношение к убийству президента Анвара Садата. Следует заметить, что А.Фараг как главный идеолог организации довел до решительной максимы весь опыт радикального исламизма 60–70-х годов, который содержался в теориях Сеида Кутба, Салиха Сиррийя, Шукри Мустафы, и сформулировал классические основы радикального исламизма суннитского толка. Идеи А.Фарага в закамуфлированном или открытом виде служат основой деятельности большинства радикальных группировок и по сей день. А.Фараг ориентировал радикальное исламское движение на создание исламского государства в Египте путем полувоенного государственного переворота. Главную роль в перевороте должна была сыграть небольшая группа хорошо организованных исламистов. Причем А.Фараг отрицал необходимость длительного подготовительного периода и выступал за немедленный захват власти при первой же возможности. 6 октября 1981 г. организация попыталась провести переворот, было спланировано убийство президента Египта Анвара Садата прямо во время военного парада. Но не смотря на это, мятеж был вскоре подавлен. Провал переворота привел многих радикалов к переоценке некоторых принципов своей тактики. Из провала были извлечены следующие уроки. Во-первых, исламисты способны проводить эффективные акции против первых лиц в государстве. Во-вторых, события октября 1981 г. стали переломным моментом в окончательном разделении исламистского движения на умеренное и радикальное течения. В-третьих, убийство А.Садата показало, что, несмотря на всесилие служб безопасности, исламисты могут с успехом проводить крупные политические акции.
Кроме того, значительно была изменена тактика и стратегия «Аль-Джихада». Новый лидер организации бывший полковник военной разведки АРЕ А.аз-Зумр пересмотрел прежнюю тактику организации. Во-первых, он выдвинул тезис о «переходном этапе», согласно которому «Аль-Джихад», понеся существенные потери, должен временно прекратить военную деятельность, усилив пропаганду исламистской идеи и работу по воссозданию новой военной инфраструктуры1. Во-вторых, он считает, что любая акция, тем более переворот, должны быть тщательно и масштабно подготовлены. Умудренный опытом 1981 г., А.аз-Зумр выступал против поспешности и необдуманных действий. В-третьих, сторонник идеи внезапного переворота, новый лидер, однако, далек от недооценки роли массовых народных выступлений2. В-четвертых, в новой стратегии большое значение стало придаваться различным формам подпольной деятельности.
После фактического разгрома организации в 1981 г. подпольная структура «Аль-Джихада» была преднамеренно децентрализована для того, чтобы укрепить ее стратегическую гибкость. Она строится по принципу «виноградной грозди» и состоит из небольших ячеек, разбросанных по различным районам Египта. Каждая региональная ячейка организации имеет своего руководителя, который свободен в принятии решений организационного и политического плана. Чтобы эффективнее соблюдать конспирацию и оградить себя от ударов спецслужб, деятельность пропагандистского аппарата в организации отделена от военного крыла. Активисты пропагандистского отдела не имеют никакой информации о членах военизированных ячеек. Более того, различные региональные группы также не располагают никакой информацией друг о друге. Им даже разрешено действовать под любыми названиями3.
Однако новые изменения и сознательное снижение военной боевитости вызвали недовольство части активистов организации. Они расценили этот шаг со стороны А.аз-Зумра как отход от принципов джихада. Последовала серия расколов, в результате чего из «Аль-Джихада» выделились одна за другой шесть групп. В жесткую оппозицию к А.аз-Зумру встал его бывший соратник Айман аз-Завахири. С середины 80-х годов, когда значительная часть бывших активистов «Аль-Джихада» оказалась в Афганистане, в организации появилось внешнее руководство, которое после внутренней борьбы возглавил А.аз-Завахири. С этого момента наряду с египетской организацией в разных странах стали возникать организации и группы, которые стремились действовать самостоятельно, впрочем, в основном дублируя структуру материнской организации – египетского «Аль-Джихада». А.аз-Завахири выступил против временной приостановки военной активности и принял решение отколоться от «исторических лидеров». Он создал собственную группировку, по сути, заложив новую стратегию и создав структуру на базе прежних тезисов старого «Аль-Джихада». А.аз-Завахири расширил рамки концепции «враг дальний и близкий». В своей работе «Последнее завещание» (Аль-Васыйя аль-ахира) он пишет, что «не следует считать, что борьба за создание исламского государства является региональной войной. Альянс крестоносцев и сионистов, возглавляемый США, не позволит мусульманским силам прийти к власти в какой-либо из мусульманских стран. Надо готовиться к тому, что эта борьба не ограничится рамками одного региона, она будет вестись как против внутреннего врага – вероотступников, так и против внешнего – крестоносцев и сионистов». По мнению А.аз-Завахири, «недопустимо откладывать борьбу с внешним врагом», потому что после «разгрома внешних врагов» будет легче одержать победу на «внутреннем фронте».
Он считает, что джихад необходимо вести сразу против двух врагов. И прежде всего против «дальнего» врага – США и Израиля.
Основную стратегию своей организации А.аз-Завахири изложил в нескольких тезисах следующего содержания:
1) необходимо создавать небольшие группы, которые смогут наводить на «врагов ислама» (прежде всего американцев и евреев) «большой страх». Такие группы должны проводить акции, от которых «враг должен нести огромные потери». Именно такая тактика и есть тот самый «единственный язык, который понимает Запад»;
2) исламисты должны использовать как наиболее эффективное тактическое оружие «готовность моджахедов к самопожертвованию». Акции самоубийства – «наиболее удобное средство для свершения возмездия над врагом», которое исключает «большие потери со стороны наших бойцов»;
3) каждый регион или страна требуют выработки адекватной стратегии. Необходимо просчитывать выбор соответствующих условий и вида оружия для ведения борьбы;
4) борьба не может сегодня ограничиваться рамками только одного региона, иначе такая стратегия будет крайне неэффективной4.
Следует отметить, что подобная идея, по сути, пересматривала концепцию исторического лидера «Аль-Джихада» А.Фарага «враг дальний / враг ближний» суть которой заключена в трех постулатах:
1) сегодня прежде всего необходимо вести войну с «близким врагом» – режимами, существующими ныне в арабских странах, и только потом, после их свержения, заняться «дальним врагом» – Израилем, оккупирующим исламские святыни в Иерусалиме;
2) мусульмане безуспешно боролись с Израилем под знаменами безбожных режимов, но даже если бы и была одержана победа над Израилем, это не привело бы к созданию исламского государства, а только способствовало бы укреплению безбожных режимов. А ведь согласно исламским установлениям, воевать можно только под мусульманским руководством;
3) арабские страны по сей день находятся в колониальной зависимости, потому что ими правят марионеточные правительства. Так что «нам необходимо прежде всего установить власть Аллаха в нашей стране и свергнуть безбожное правительство»5.
Характерно, что современное радикальное насилие, связанное с исламистскими группами суннитского толка, в какой-то степени отражает кульминацию в эволюции всего радикального исламистского движения, начавшего свой путь в Египте в 60-х годах, претерпевшего значительную трансформацию и расколы на фракции, некоторые из которых закончили свои идейные поиски концепциями А.аз-Завахири. Следует отметить, что децентрализация есть главная черта современного радикального исламистского движения. С одной стороны, это результат как эффективных ударов государственных служб безопасности по единым центрам радикалов, так и результат собственной целенаправленной стратегии исламистов. Подобная мысль идеологически была обоснована Сеидом Кутбом. В частности, ее можно сформулировать в четырех тезисах. Во-первых, С.Кутб утверждал, что достичь власти можно только революционным насилием, что, по сути, исключало преемственность идеи основателя «Братьев-мусульман» Хасана аль-Банны о постепенной исламизации. Во-вторых, основной движущей силой исламской революции провозглашалось не массовое движение, каковым являлись «Братья-мусульмане» в Египте на протяжении 30–40-х годов, а небольшая группа мусульман, способных пожертвовать ради исламского дела своими жизнями и готовых развернуть тотальный джихад с правящим режимом. В-третьих, С.Кутб полагал, что воспитательная работа и пропаганда должны быть направлены именно на создание этой небольшой группы «истинных» мусульман, а не на подготовку массового движения. В-четвертых, джихад объявлялся не оборонительной, а наступательной борьбой, направленной прежде всего против внутреннего врага – правящих режимов, с последующей целью установления исламского порядка во всем мире. К началу 90-х годов идея «небольшой группы» нашла простое и банальное применение в стратегии некоторых радикальных организаций. В частности, удалось сбить с толку силовые органы, так как отсутствие большой организации затрудняло поиски тех, кто действует, по сути, сам по себе.