Как утверждает хорошо осведомленный израильский журналист А.Бен, «в награду» за демонтаж 17 еврейских поселений в секторе Газа и нескольких поселений на Западном береге А.Шарон хотел бы, чтобы США подписали меморандум о признании новой израильской линии разъединения на оккупированных территориях, другими словами, постоянной границы, которая позволила бы Израилю аннексировать в дальнейшем существенную часть Западного берега48.
А.Шарон надеется, что при установлении государственных границ между Израилем и палестинскими территориями во время будущего заключения постоянных договоренностей с палестинцами США примут во внимание «фактически сложившееся положение на местах», в связи с чем к Израилю не будут предъявлены требования по безоговорочному отходу к пределам «зеленой линии» в Иудее и Самарии49.
А.Шарон пытается максимально использовать политическую ситуацию в США на протяжении последних трех лет – «крестовый поход» Вашингтона против терроризма, войну в Ираке и борьбу Дж.Буша за второй президентский срок. А.Шарон опасается, что после президентских выборов в США Дж.Кери или тот же Дж.Буш попробуют принудить Израиль согласиться на урегулирование по сценарию женевской или саудовской инициатив, которые предусматривают выведение израильских войск и поселений из всех палестинских территорий и провозглашение палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме50.
Ведущие арабские страны единодушно осудили строительство Израилем «расистской разъединительной стены». Президент Египта Х.Мубарак неоднократно заявлял, что сооружение защитной стены не будет гарантировать безопасности Израиля и не решит проблемы. По мнению Х.Мубарака, ни что иное, кроме возобновления палестино-израильских переговоров, не может обеспечить действительную безопасность Израиля51.
Министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал во время пресс-конференции 10 февраля 2004 г. в Эр-Рияде квалифицировал сооружение стены как попытку изменить статус-кво и разделить Палестину на кантоны. Он призвал Соединенные Штаты и мировое сообщество к немедленному вмешательству с целью положить конец односторонним действиям Израиля52.
Один из немногих арабских лидеров, который поддерживает диалог с израильским руководством, иорданский король Абдалла II во время встречи в Аммане в середине февраля 2004 г. с бывшим израильским премьер-министром Ш.Пересом в очередной раз осудил сооружение «разъединительной стены», отметив, что «она создает угрозу Иордании и будущему независимому Палестинскому государству»53.
Выступая в начале 2004 г. перед иорданским парламентом, министр иностранных дел Иордании М. Муашшир заявил, что строительство разделительной стены исключает какую бы то ни было возможность создания палестинского государства и представляет прямую угрозу королевству, поскольку может привести к вытеснению палестинцев в Иорданию. В ответ на эти заявления А.Шарон обвинил Хашимитское королевство в раздувании кампании против разделительной стены и пригрозил ухудшением отношений с Израилем. В Иордании опасаются также реализации так называемого иорданского варианта, который выдвинули правые израильские политики в начале 80-х годов. Сторонники этого плана считают, что нет никакой необходимости создавать еще одно палестинское государство, поскольку таковое уже представлено Иорданией, где большинство населения составляют палестинцы54. Некоторые израильские политики настаивают на том, что Западный берег – это прежняя территория Иордании и к палестинцам не имеет никакого отношения, но при этом «забывают» сказать, что прежний король Иордании Хусейн отказался от суверенитета на Западный берег в интересах палестинцев, а не израильтян55.
Позиция президента США относительно разъединительной стены была и остается достаточно неопределенной и противоречивой. Время от времени представители американской администрации делают «замечания» израильскому правительству относительно возможного негативного влияния разъединительной стены на процесс образования в будущем независимого палестинского государства. Так, в июле 2003 г. во время встречи с первым палестинским премьер-министром М. Аббасом Дж.Буш отмечал: «Очень трудно установить доверие между израильтянами и палестинцами, имея стену, которая опоясывает Западный берег»56.
Однако несколькими днями позже в ходе встречи с А. Шароном американский президент уже говорил нечто другое: «Мы должны вести переговоры, чтобы убедиться, что стена подаст правильный сигнал палестинцам»57.
В июле 2003 г. наблюдатели заговорили о похолодании в американо-израильских отношениях. В этой связи газета TheNewYorkTimes даже писала о том, что «США впервые за недавнее время сделали резкий поворот в своей ближневосточной политике и отказались от давней стратегии любой ценой избегать конфронтации с Ариэлем Шароном». В печать просочилась информация о том, что администрация США может урезать помощь Израилю ровно в том объеме, который Тель-Авив тратит на еврейские поселения на Западном береге. Речь шла о возможном отказе в кредите на сумму 9 млрд. долл. в случае, «если эксперты администрации придут к выводу, что стена сооружается действительно для укрепления еврейских поселений»58.
В начале ноября 2003 г. официальный представитель госдепартамента США А. Эрели заявил, что, по мнению президента Дж.Буша, «Израиль не должен сооружать стену безопасности, поскольку такое заграждение будет представлять собой посягательство на привычную жизнь палестинцев и может нанести ущерб соглашению об окончательном статусе»59.
Похоже, что к весне 2004 г. американская администрация практически примирилась со строительством стены. В последнее время американские замечания в основном касаются контуров стены, а не вопроса самой целесообразности и легитимности ее сооружения. В Белом Доме сегодня выражают «удовлетворение по поводу намерений Тель-Авива изменить схему строительства “стены безопасности” в сторону ее укорачивания»60.
Вместе с тем Вашингтон продолжает выступать против присоединения части территории Западного берега к Израилю, против строительства восточной разъединительной стены для отделения палестинских городов от долины реки Иордан. Администрация Дж.Буша также предупреждает против возможных попыток перенесения израильских поселений из сектора Газа на Западный берег. Главное требование Вашингтона заключается в том, чтобы операции по разъединению между израильтянами и палестинцами не противоречили «дорожной карте», которая предусматривает создание палестинского государства рядом с израильским61.
В отличие от Э.Барака, который требовал от США десятки миллиардов долларов помощи, главным требованием А.Шарона является получение «зеленого света», то есть свободы действий по отношению к палестинцам, что означает право на продолжение военных операций с целью ликвидации палестинского террора и проведения в перспективе переговоров лишь с позиции силы с целью достижения поэтапного долгосрочного урегулирования, которое, в частности, должно предусматривать наличие «зон безопасности» в долине реки Иордан, вокруг Иерусалима и на западных границах Западного берега. При этом А.Шарон, как говорилось выше, исключает возвращение к границам 1967 г. и ведение переговоров с Я.Арафатом62.
В начале 2004 г. состоялись интенсивные израильско-американские контакты по вопросу о процессе разъединения между израильтянами и палестинцами. В феврале – марте 2004 г. несколько раз в Израиле побывала группа американских дипломатов во главе с помощником госсекретаря по ближневосточным проблемам У.Бернсом. Руководитель канцелярии израильского премьера Д.Вайсглас в начале марта имел встречи в Вашингтоне с советником президента США по вопросам национальной безопасности К.Раис, госсекретарем К.Пауэллом и его помощником У.Бернсом. Главной целью этих контактов была подготовка визита А.Шарона в Вашингтон в конце марта с.г., во время которого последний намеревался изложить хозяину Белого дома свои «исторические предложения» относительно одностороннего разъединения с палестинцами. Однако визит был перенесен на середину апреля.
Похоже, что разъединение на данное время рассматривается и в Тель-Авиве, и в Вашингтоне как предпосылка реализации «дорожной карты». Но на деле, на наш взгляд, происходит подмена понятий: вместо обращения к причинам и сущности израильско-палестинского конфликта создаются периферийные схемы и модели, которые еще более отдаляют перспективы всеобъемлющего и справедливого ближневосточного урегулирования.
Очевидно, что сооружение «защитной стены» создает новую реалию, новое дополнительное препятствие на пути израильско-палестинского урегулирования и образования независимого палестинского государства. Символические шаги, направленные на демонтаж части еврейских поселений в секторе Газа, осуществляются практически лишь для того, чтобы отвлечь внимание мирового сообщества от этой реалии и создать иллюзию какого-то позитивного компромиссного шага или даже «болезненной уступки» со стороны правительства А. Шарона.