Смекни!
smekni.com

Ирано-китайские отношения в международном аспекте (стр. 2 из 2)

Высшее военно-политическое руководство Ирана, уделяя особое внимание вопросам поддержания национальных вооруженных сил на должном уровне, рассматривает военно-техническое сотрудничество с Китайской Народной Республикой как одно из приоритетных направлений. Ход программ модернизации иранских вооруженных сил позволяет сделать вывод о том, что достигнутый уровень развития технологий национального производства вооружения и военной техники (ВВТ) не позволяет официальному Тегерану полностью отказаться от использования внешних программ создания современных видов вооружений.

В этой связи иранское военное командование, рассмотрев и оценив все источники получения как готовых образцов ВВТ, так и технологий их производства, активно ищет пути развития военно-технического сотрудничества (ВТС) с ведущими в этой области странами. По мнению иранцев, к их числу, сотрудничающих с Ираном в области ВТС, относится и Китай.

Кроме того, учитывая значительное количество китайской (и советской) военной техники, состоящей на вооружении национальных вооруженных сил, Тегеран стремится поддерживать ее в боеготовом состоянии за счет закупок боеприпасов и запасных частей, а также организации их производства внутри страны на основе китайских технологий.

Иранское руководство рассматривает Китай в качестве одного из ведущих партнеров по военному и военно-техническому сотрудничеству. Объем поставок китайского вооружения и военной техники в Иран за период с 1997 по 2002 гг. составил, по предварительным оценкам, около 5 млрд. долл. США. Особенностью ирано-китайского ВТС также является то, что Пекин не только поставляет готовые образцы вооружения, но передает Ирану ряд технологий, оказывает содействие в создании его военно-промышленного комплекса, способного выпускать тактические и оперативно-тактические ракеты, артиллерийские системы, боевые корабли и катера.

Значительным прорывом в области военно-технического сотрудничества стал визит председателя КНР Цзянь Цземиня в Тегеран в апреле 2002 г. В ходе визита был обсужден широкий спектр вопросов в области гражданского сотрудничества, а именно о поставках иранской нефти и газа, строительстве гидроэлектростанций, автодорог, расширении сети железных дорог, метрополитена в Тегеране, строительстве международного аэропорта и пяти нефтяных танкеров. Кроме того, состоялось подписание контракта на совместное производство систем оптико-волоконной связи и в области ирано-китайского военно-технического сотрудничества.

Иранскую сторону наряду с планами поставок китайской военной техники интересовало и обслуживание поставленных из КНР самолетов и вертолетов, ракетных катеров для иранских ВМС, а также лицензионное производство компонентов и узлов к ракетной технике, созданной на базе китайских баллистических ракет средней дальности. Как представляется, данный визит свидетельствует об углублении ВТС между двумя странами, а также возобновлении сотрудничества в атомной энергетике (разработка урановых месторождений, ядерные исследования, подготовка иранских специалистов в китайских ВУЗах), замороженного в 1999 г. под давлением США.

По китайским оценкам, в настоящее время в Иране организовали и активно совершенствуют свой бизнес свыше 1200 китайских компаний и фирм, часть из которых занято в ирано-китайском военно-техническом сотрудничестве. К числу наиболее крупных предприятий, работающих на военно-промышленный комплекс КНР и присутствующих в Иране, можно отнести:иран китай военный промышленный

– NORINKO (Китайская Северная индустриальная корпорация);

– CATIC (Китайская национальная компания по экспорту и импорту авиационной техники);

– CEIEC (Китайская национальная компания по экспорту и импорту электроники);

– CXSDC (Китайская компания "Новая эра");

– CSTC (Китайская судостроительная торговая компания);

– CPMIEC (Китайская экспортно-импортная компания точного машиностроения).

Спектр военно-технического сотрудничества с Ираном довольно широк. К числу основных контрактов в области ВВТ, заключенных между Ираном и Китаем, можно отнести соглашения о поставке боевых и транспортных самолетов, ракет класса "корабль" – "корабль" и "поверхность" – "поверхность", артиллерийских систем различного назначения, средних боевых танков и боевых бронированных машин.

Несмотря на отрицание официальным Пекином фонда сотрудничества двух стран в области ракетных вооружений, имеются свидетельства, подтверждающие проведение совместных работ по созданию ракетных комплексов на основе китайских технологий.

В соответствии с долгосрочными контрактами на судоремонтных верфях в городах Бендер-Аббас и Бушир строятся эсминцы, фрегаты, корветы и малые ракетные катера для ВМС ИРИ. В частности, данные катера были созданы путем технологического копирования китайского аналога, что свидетельствует о том, что китайская сторона просто закрывает глаза на нарушение Тегераном международных договоров и конвенций об авторском и патентном праве.

К числу тактических и оперативно-тактических ракет, разработанных в Иране при участии китайских и северо-корейских специалистов, относятся ракетные системы типа "НАЗЕАТ" класса "поверхность-поверхность". Так, в июле 2001 г. иранцы совместно с КНР разработали новую систему наведения для "НАЗЕАТ-10". Модернизированная ракета получила собственное наименование – "ФАТЕХ-110". Применив полученные технологии ввода данных по коррекции траектории полета боеголовки на конечном участке, удалось провести начальный этап испытаний ракеты. В сентябре 2002 г. состоялся запуск модернизированной ракеты "ФАТЕХ-110", которая имеет уже увеличенную дальность полета.

В ходе работ по программе модернизации ракет "Шехаб" (по натовской классификации "Скад") Тегеран проявляет заинтересованность к китайским технологиям твердотопливных ракет типа "Дунфэн". Основные цели, преследуемые иранцами в НИОКР в военно-техническом сотрудничестве с Китаем, заключаются в следующем:

– получение технологий производства ракетных двигателей на новых видах топлива;

– увеличение дальности пуска;

– повышение ударной мощности боеголовки по цели;

– использование принципа отделения боеголовки на конечной траектории полета;

– доступ к разработкам Исследовательского института телеметрии (г. Пекин) по усовершенствованию управления ракетой за счет интеграции бортового вычислительного комплекса с системой спутниковой навигации GPS.

Несмотря на неоднократные опровержения со стороны МИД КНР своего участия в иранских программах по ракетостроению, Тегерану удалось закупить в Китае специальное технологическое оборудование. В частности, это касается контрольно-измерительных приборов проверки качества, высокоточных станков с числовым программным управлением, систем контроля телеметрии ракет на базе автомобилей повышенной проходимости, других компонентов и приборов.

Новым направлением военно-технического сотрудничества двух стран стало создание совместных предприятий. В частности, ирано-китайское совместное предприятие "Дурсандж" ("DOURSANJ") является официальным дилером компаний FOIF, BOIF, HICA, HUA, DADI, SIWEI (КНР). Сотрудничество осуществляется в области разработки и производства оборудования как гражданского, так и военного назначения. К примеру, эхолоты и глубиномеры используются как в рыболовном, так и военно-морском флоте. Используя компанию "Дурсандж" в качестве основного канала получения технологий, иранское руководство заключило при ее посредничестве соглашения с рядом высших учебных заведений КНР. Соглашениями предусматривается подготовка иранских национальных кадров в данных учебных заведениях по различным направлениям для последующей работы на промышленных и научных объектах Ирана. Активность ирано-китайского сотрудничества в данной области во многом ограничена техническими возможностями компаний и фирм КНР по предоставлению современных технологий и материалов. В этой связи иранцы все больше внимания обращают на развитие сотрудничества с государствами Европы, что вызывает некоторое раздражение китайских руководителей.


Список источников и литературы

1) Алиев В. Современное состояние Иранской внешней политики. – М., 2007

2) РИА ТЭК, 12.11.2002.

3) ИРНА, 03.12.2002.

4) ИСНА, 25.11.2002.