США построили для египетских ВС вблизи Каира учебный центр, который считается одним из лучших в мире. В частности, в центре можно моделировать боевые действия.
Вооруженные силы АРЕ регулярно принимают участие в совместных учениях с ВС США, других стран НАТО и ряда арабских государств, в ходе которых отрабатываются вопросы взаимодействия армий стран-участниц в возможных вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке и в Африке. Наиболее крупными и значимыми из них считаются учения типа «Брайт стар», проводимые регулярно один раз в два года на севере Египта в районе средиземноморского побережья. Основными их участниками являются США и АРЕ. Кроме того, в учениях участвуют части и подразделения ВС ряда западноевропейских и арабских стран. На сегодняшний день «Брайт стар» по праву считаются крупнейшими многонациональными учениями. Так, в учениях «Брайт стар-01/02», проходивших с 8 октября по 1 ноября 2001 г., участвовали 70 тыс. военнослужащих ВС: США (23 тыс. чел.), АРЕ (43 тыс. чел.), Великобритании, Германии, Франции (1200 человек), Италии, Испании, Греции, Иордании и Кувейта.
К другим регулярно проводимым совместным американо-египетским учениям относятся «Айрон кобра», в ходе которых задействуются части и подразделения воздушно-десантных войск, ПВО, военно-транспортной и тактической авиации, отрабатываются вопросы переброски войск и техники на большие расстояния и десантирования с различных высот. ВМС двух стран проводят в Красном море совместные учения «Игл салют».
Вашингтон, оказывая военную помощь АРЕ, стремится не допустить достижения египетского военно-технического превосходства над Израилем. Именно поэтому США отказали Египту в передаче самолетов F–15, до настоящего времени не решен вопрос о поставке ПТРК ТОУ–2В, который в состоянии пробивать броню израильских танков «Меркава».
В 1999 г. были согласованы объемы, условия и сроки поставок ЛРК новых крупных партий американского оружия на сумму 3,2 млрд. долл. Всего же со второй половины 70-х годов по 2002 г. Египет заключил с США контрактов на поставки вооружения и военной техники на общую сумму 13,7 млрд. долл., из которых к 2002 г. реализованы контракты на сумму 12,2 млрд. долл.
Таким образом, есть все основания полагать, что нынешний уровень американо-египетского военного сотрудничества сохранится на обозримую перспективу. Причем в Каире прекрасно понимают, что реальной альтернативы американской военной помощи не существует и не предвидится.
Среди арабских стран крупнейшим и самым динамичным рынком оружия являются страны-члены ССАГПЗ. В начале 90-х годов США и их союзники умело использовали опасения богатых нефтедобывающих государств ССАГПЗ в отношении Ирана и Ирака, чтобы искусственно стимулировать их потребности в оружии. В результате аравийские монархии приняли колоссальные программы переоснащения своих вооруженных сил новыми и, естественно, дорогими видами вооружения и военной техники.
Соединенным Штатам в дележе этого «пирога» достался самый большой «кусок». В 1991–1996 гг. американцы заключили со странами ССАГПЗ сделок на продажу оружия и оказание услуг военного характера на общую сумму 36,5 млрд. долл.: с Саудовской Аравией – на 26,2 млрд., с Кувейтом – на 7,7 млрд., с ОАЭ – на 1,0 млрд., с Бахрейном – на 1,5 млрд. и с Оманом – на 100 млн. долларов. В 1991–1995 гг. на США приходилось 47,5% военных закупок аравийских монархий, а в 1996–1999 гг. – 36,4%. Снижение показателей произошло за счет Саудовской Аравии и Кувейта.
Американские военные поставки в страны ССАГПЗ на 90% осуществляются в рамках программы FMS, а остальные 10% по коммерческим соглашениям с фирмами-производителями.
В 1991–1998 гг. по контрактам, заключенным во время и после кризиса в зоне Персидского залива, США поставили странам аравийской «шестерки» военной продукции на сумму 36,9 млрд. долл. Причем, что характерно, со времени войны в Заливе американский конгресс не блокирует сделки на продажу оружия, даже самого современного, странам ССАГПЗ. Хотя, конечно, трудности при одобрении ряда соглашений имели место.
В военно-политическом плане весьма важным является то, что в 1991–1994 гг. Соединенные Штаты заключили (или продлили) соглашения о сотрудничестве в области обороны и безопасности со всеми аравийскими монархиями, за исключением Саудовской Аравии.
В феврале 2001 г. вступила в строй созданная с технической помощью США система идентификации и слежения за самолетами, получившая название «Пояс сотрудничества». Ее возможности позволяют осуществлять мониторинг воздушного пространства стран ССАГПЗ и прилегающих районов, а также лучше координировать действия сил ПВО. Система способна обеспечивать одновременное отслеживание нескольких сотен самолетов.
С 1999 г. государства «шестерки», а также Иордания и Египет ежегодно участвуют в совместной оборонной инициативе «Игл Резлов», осуществляемой под руководством министерства обороны США. В ходе проводимых мероприятий отрабатываются вопросы улучшения координации управления, контроля, связи и разведки в деле обнаружения и противодействия химическому и бактериологическому оружию в зоне Персидского залива.
Летом 2001 г. проведено совместное командно-штабное учение ОЦК ВС США и штабов армий государств ССАГПЗ, на котором отрабатывались задачи организации взаимодействия командных структур сторон.
Одним из наиболее важных уроков, вынесенных руководством Королевства Саудовской Аравии (КСА) из событий в зоне Персидского залива в 1990–1991 гг., стало то, что страна не в состоянии в полной мере обеспечить свою внешнюю безопасность ни самостоятельно, ни с помощью союзников по ССАГПЗ. В итоге в Эр-Рияде пришли к выводу о необходимости более тесного и масштабного военно-политического сотрудничества с США и их союзниками по НАТО.
В то же время в Вашингтоне на основании анализа ситуации в зоне Персидского залива пришли к заключению о ключевой роли КСА для американской политики в регионе. Поэтому США отводят королевству особое место в деле укрепления своих политических, экономических и военных позиций на Ближнем Востоке.
После 1991 г. расширились возможности ВС США по использованию саудовских морских баз и аэродромов. Так, на военно-воздушной базе (ВВБ) «Принц Султан» юго-восточнее Эр-Рияда был создан центр аэрокосмических операций США на Ближнем Востоке. Американские ВВС использовали эту базу для контроля т.н. южной бесполетной зоны в Ираке. Увеличились емкости складов запчастей и военного имущества для американских войск. В КСА на постоянной основе был размещен американский воинский контингент, в том числе две батареи ЗРК «Пэтриот». На начало 2003 г. в стране находилось до 9 тыс. американских военнослужащих. Все это было сделано на основе нескольких частных двусторонних соглашений по использованию американскими ВС отдельных объектов национальной инфраструктуры. В то же время Эр-Рияд, стремясь подчеркнуть независимость своего внешнеполитического курса и опасаясь сильного противодействия радикальной исламской оппозиции, не пошел на формальное подписание общего соглашения о военном сотрудничестве с Соединенными Штатами.
США являются основным партнером Саудовской Аравии в сфере военно-технического сотрудничества на протяжении более чем 40 лет. Американцы поставляют саудовцам боевую и вспомогательную технику для всех видов вооруженных сил: 85% вооружения ВС КСА – американского производства. Саудовская Аравия остается крупнейшим покупателем американского оружия. Всего за период 1950–1996 гг. королевство закупило в США оружия и военной техники на сумму 35,8 млрд. долл., из которых к 1996 г. было поставлено на сумму 23,3 млрд. долл.
Соединенные Штаты оказывают содействие в подготовке национальных военных кадров. Велика роль американских специалистов в обслуживании поставляемой техники, особенно для ВВС и ПВО. Периодически проводятся совместные учения армий двух стран и встречи высших военных руководителей. В июле 1992 г. Саудовская Аравия заключила с США соглашение об обучении личного состава национальных ВС и проведении совместных учений. Предпринимаются меры по унификации систем управления, связи и разведки вооруженных сил двух государств.
В 1990 г., вскоре после захвата Ираком Кувейта, саудовцы заключили крупные контракты на закупку американских вооружений: 315 танков М1А2 «Абрамс», БМП М2 «Брэдли», ЗРК, боеприпасы, грузовики, снаряжение, тыловое имущество, тренажеры, учебное оборудование и др. Общая сумма сделок превысила 20 млрд. долл., а сроки поставок были определены до 10 лет.
Всего в 1991–1995 гг. на военный импорт саудовцами было решено израсходовать 35 млрд. долл. Помимо упомянутой выше боевой техники, средства были потрачены, в частности, на приобретение в США 150 танков М60АЗ, 56 БТР МПЗ, 72 истребителей F–15, 10 транспортных самолетов С-130\HЗО, БТР «Пиранья», а также модернизацию с иностранной помощью военной инфраструктуры, подготовку за рубежом военных кадров.
В июле 1991 г. с американцами был подписан контракт на сумму 986 млн. долл. на проведение модернизации системы ПВО королевства. Он предусматривал закупку 8 ЗРК «Пэтриот» (64 ПУ, 384 ЗУР, 6 РЛС). В 1993 г. стороны договорились о приобретении саудовцами еще 14 ЗРК «Пэтриот» (112 ПУ, 761 ЗУР). В 1994 г. из США поступило 24 боевых вертолета АН-64 «Апач». Одновременно продолжалась замена ЗРК «Хок» на «Усовершенствованный Хок». Для сухопутных войск поступили в 1994 г. 9 РСЗО MRLS с 1288 боевыми и 56 учебными ракетами, тренажерами и учебным оборудованием. В 1994 г. США согласились продать КСА ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности АМRAAМ в варианте ЗУР, а для Национальной гвардии были закуплены БТР «Пиранья» и 116 ПТРК ТОУ с 2000 ракетами.