Смекни!
smekni.com

История участия Пакистана в Организации Исламская Конференция (стр. 1 из 3)

Реферат: История участие Пакистана в Организации Исламская Конференция

исламский конференция пакистан


Создание в 1969 г. Организации Исламская Конференция (ОИК), в которую входят практически все мусульманские страны, было результатом растущего стремления к единству в мусульманском мире. Уже появились отдельные региональные объединения (например, союз Пакистана, Ирана и Турции – «Региональное сотрудничество для развития»), росли и укреплялись многосторонние отношения между мусульманскими странами. Все это создавало базу для образования общемусульманской организации, главная задача которой в соответствии с ее Уставом – укрепление исламской солидарности и сотрудничества между входящими в нее государствами. В широком смысле слова создание этого постоянного форума для значительной части человечества было продиктовано стремлением мусульманской уммы найти и защитить свое место в будущем мировом океане политических пристрастий, взглядов, направлений, противостояния различных систем и созданных ими блоков. Более непосредственной причиной подобного шага были неудачная «шестидневная война» (третья арабо-израильская) и настойчивые и разнообразные попытки преодоления ее печальных последствий.

Пакистан вступил в ОИК в год ее образования и сделал немало для проведения встречи глав государств и правительств мусульманских стран в Рабате, где и было объявлено о рождении этой организации. Впоследствии Пакистан принимал активное участие в работе ОИК, во всех ее мероприятиях, в некоторые периоды времени, например, в 80-е – начале 90-х годов, т.е. когда в центре внимания стояла афганская проблема, Исламабад выходил на ведущие позиции в рамках ОИК.

Вхождение в эту организацию и деятельность в ее рядах были для Пакистана закономерным этапом его политики в отношении исламскогомира, результатом развития всесторонних связей со странами Западной и Юго-Восточной Азии. Тем не менее Пакистан вступил на этот путь не сразу, был период, когда его внимание привлекали другие государства, иные центры силы.

Возникший в 1947 г. независимый Пакистан сразу же оказался в крайне тяжелом экономическом положении. В его состав вошли самыеотсталые окраинные районы бывшей английской колонии в Индостане. Молодое государство практически не имело промышленных предприятий и было вынуждено основную часть промышленных товаров импортировать. В экономике страны преобладал аграрный сектор с полуфеодальными чертами. Урожайность продовольственных культур была очень низкой.

Помимо этих коренных вопросов развития нового государства возникли чрезвычайно острые проблемы, связанные с разделом Индии. Среди них – огромный ущерб, нанесенный в результате кровавых индусско-мусульманских погромов, наплыв миллионов беженцев-мусульман и вопросы их размещения и трудоустройства, создание собственной армии и другие.

В ходе раздела Британской Индии возникли жгучие пакистано-индийские разногласия. Вопрос о принадлежности крупнейшего княжества Кашмир не решен до сих пор, и он является главным и самым глубоким раздражителем между двумя соседними странами. Напряженными были и отношения Пакистана с другим соседом – Афганистаном, который протестовал против вхождения районов, населенных пуштунами, в пакистанское государство, и никогда не признавал разделившую в конце XIX века пуштунские племена на две примерно равные части «линию Дюранда» в качестве государственной афгано-пакистанской границы.

Правящая пакистанская элита, состоявшая из представителей земельной аристократии и крупной торговой буржуазии, переселившейся из других районов Индии, была слаба и экономически, и политически. Она неимела большого опыта «цивилизованной» борьбы с противниками, не знала практики компромиссов и политического маневра. Выход из постоянно возникающих кризисных ситуаций власти обычно искали на путях ужесточения своего курса, усиления репрессивных действий, привлечения к конфликтам армии и даже передавали ей бразды правления.

Эту внутреннюю политику правящий блок Пакистана сочетал с курсом на получение помощи и поддержки извне. Государство нуждалось в больших финансовых поступлениях, масштабной помощи по укреплению и расширению госаппарата, вооруженных сил, в поддержке на мировой арене, особенно в спорах с Индией и Афганистаном.

Поэтому сразу после образования Пакистана начался «поиск друзей», способных максимально удовлетворить внутренние и внешние потребности Пакистана. С самого начала в качестве таких «друзей» рассматривались мусульманские страны, а базой их взаимных действий – идеологическая близость. Созданный на религиозной основе Пакистан уже тогда понимал важность конфессионального фактора, и как бы ни развивались его связи с мусульманскими странами, какие бы взлеты или падения эти отношения ни претерпевали в будущем, пакистанские лидеры никогда не упускали из поля своего зрения исламский фактор, довольно часто подходили к международным проблемам с учетом именно этого фактора. Профессор американского университета Миннесоты, пакистанец по происхождению С.М.Бурке в одной из своих книг отмечал, что мусульманские государства – это «самая большая любовь Пакистана, верным которой он останется навсегда»1. Хотя надо прямо сказать, что эта «любовь» не была абсолютно бескорыстной. Так, создание пакистанской атомной бомбы считалось в мусульманском мире «общим делом», и называли ее «исламской бомбой» – защитой ислама от его врагов, прежде всего «израильских оккупантов». Пакистан получал большую финансовую помощь от богатых ближневосточных стран. Когда эта бомба была создана и прошли успешныеиспытания в мае 1998 г., вызвав большой восторг в различных частях мусульманского мира, Пакистан, опасаясь еще более суровых международных санкций и полной изоляции на мировой арене, заявил, что не может никому передать атомную бомбу или ракету-носитель2.

Вернемся к начальному периоду, когда Пакистан решил сделать исламский мир своим главным союзником. Были предприняты активные попытки создать союз мусульманских государств, в котором Пакистан как самая крупная из этих стран, должен был занять руководящее положение. Организация такого блока во главе с Пакистаном призвана была усилить внешнеполитическое положение последнего; во внутренней жизни успехи в сплочении исламских государств помимо материальных выгод были направлены на усиление чувства мусульманского единства пакистанцев и содействие стабилизации политической ситуации в стране. Для осуществления подобных планов пакистанские руководители совершили серию поездок по мусульманским странам; им удалось организовать несколько политических, экономических и религиозных форумов (практически все они проходили в Карачи). Однако усилия по созданию коалиций этих стран не увенчались успехом. Главной причиной этого явилось нежелание других мусульманских государств признать претензии правящей верхушки Пакистана на руководство в мусульманском мире. Да и в самом Пакистане понимали, что в тех условиях и при том уровне развития от этих стран не так уж много можно было получить в финансово-экономическом плане. Во внешнеполитическом аспекте никто не горел желанием ссориться с Индией.

В рассматриваемый период в политике Пакистана господствовали идеи панисламизма; его устремления были направлены вовне, на сплочение и укрепление мусульманского мира и в этой связи – на поднятие роли Пакистана. В дальнейшем в государственной политике этой страны возобладали идеи панисламизма, что означало стремление сначала укрепить свое государство как ведущий компонент исламского мира и таким путем сплотить и усилить весь мир ислама. Представляющий это направление в пакистанской научной литературе А. Хуссейн назвал панисламизм «формой национализма»3.

Тем временем «поиск друзей» продолжался. Все большее внимание Карачи привлекала богатая заокеанская держава, которая могла бы предоставить значительные средства на упрочение положения правящей элиты Пакистана. За союз с США выступала армейская верхушка, имевшая большое политическое влияние в стране. К началу 50-х годов власти Пакистана все больше связывали свои интересы с США. Как отмечал известный канадский специалист К.Коллард, «богатство и престиж США делали их желанным другом»4.

В свою очередь США после провала их планов в Китае стали отводить особое место в своей глобальной политике южноазиатскому субконтиненту. Значение Пакистана для США резко возросло после того, как Индия отказалась от американских планов создания военно-политических блоков и от участия в них, заняв позиции неприсоединения. Пакистан, учитывая его важное стратегическое положение на стыке трех регионов и непосредственную близость к границам СССР и Китая, представлял важное звено в блоковой политике, которую проводили тогда западные державы. Цитируемый выше К. Коллард, анализируя причины сближения США и Пакистана, коротко заключил: «Даллес хотел пактов. Пакистан хотел денег и оружия»5. Вашингтон также надеялся использовать Пакистан как средство давления на Индию, чтобы заставить ее отказаться от политики позитивного нейтралитета. Более того, западные державы рассчитывали с помощью этого крупнейшего мусульманского государства усилить свое влияние на другие страны ислама и даже оказать воздействие на мусульман Советского Союза и Китая6.

Результатом такого взаимного влечения стало формирование к середине 50-х годов пакистано-американского экономического и военно-политического союза, а также вступление Пакистана в блоки СЕАТО (1954 г.) и Багдадский пакт (1955 г.; с 1959 г. – СЕНТО). В этот период Пакистан был сторонником блоковой системы в международных отношениях и выступал против политики неприсоединения, называя ее «аморальной».

Однако реализация задуманных планов оказалась делом весьма непростым, поскольку каждый из участников союза добивался действий, соответствующих его интересам. США, другие западные страны прежде всего хотели придать блокам антикоммунистическую направленность, а также использовать их для противодействия антиколониалистской борьбе азиатских народов, среди которых было много мусульманских стран. Пакистан старался добиться от своих союзников ужесточения позиций в отношении Индии и вовсе не хотел ссориться со своими «братьями по вере». В сложных конфликтных ситуациях он стремился выступать вместе с другими азиатскими членами блоков (Иран, Ирак, Турция), держаться нейтрально, избегал откровенной поддержки западных стран по азиатским делам. Пакистан предпринял ряд мер, непопулярных в странах Ближнего и Среднего Востока, таких как поддержка доктрины Эйзенхауэра в 1957 г., одобрение действий западных держав против Ливана и Иордании и осуждение иракской революции в 1958 г., участие в военных маневрах СЕНТО и СЕАТО и др. В то же время в период Суэцкого кризиса в 1956 г. Пакистан осудил тройственную агрессию против Египта и потребовал от Англии и Франции прекращения военных действий. Вместе с другими азиатскими странами он выступал против колониальной политики Франции в Алжире, поддерживал Индонезию по проблеме Западного Ириана, занимал антиизраильскую позицию в конфликте на Ближнем Востоке.