– Исламисты должны использовать как наиболее эффективное тактическое оружие «готовность моджахедов к самопожертвованию». Акции самоубийства – «наиболее удобное средство для свершения возмездия над врагом», которое исключает «большие потери со стороны наших бойцов».
– Каждый регион или страна требуют выработки адекватной стратегии. Необходимо просчитывать выбор соответствующих условий и вида оружия для ведения борьбы.
– Борьба не может сегодня ограничиваться рамками только одного региона, иначе такая стратегия будет крайне неэффективной30.
Между тем в противовес концепциям аз-Завахири один из членов «исторического руководства» организации Камаль Хабиб выдвинул концепцию «нового иджтихада» (независимого суждения, извлеченного из источников ислама – Корана и Сунны – без учета мнения средневековых авторитетов). К.Хабиб полагает, что необходимо проводить различия между иджтихадом, выносимым по вопросам политики, и иджтихадом, связанным с вопросами акида (исламской догматики). Исходя из этого, он считает, что «политический иджтихад», как правило, существует сам по себе и не затрагивает догматических вопросов. С учетом этого К.Хабиб утверждает, что члены организации могут участвовать в выборах в парламент, так как данный вопрос связан с политикой, а соответственно, и с жизненной действительностью и никак не влечет за собой нарушения принципа единобожия. Далее он выдвигает принципиально новаторские идеи для «Аль-Джихада», в которых обосновывает необходимость отказа от насилия как единственного средства изменения существующего порядка вещей31.
Следует отметить, что еще в начале ноября 1999 г. бывший член «Аль-Джихада» адвокат Мамдух Исмаил заявил о желании группы исламистов, близкой к «Аль-Джихаду», основать новую партию «Хизб аш-Шария» с тем, чтобы отстаивать исламские законы политически легитимными средствами32.
Подводя итог, можно сказать, что подобная эволюция в идеологических воззрениях «Аль-Джихада» отражает непростой характер внутренних разногласий вокруг дальнейшего развития движения, возникших в организации после неудачной попытки исламистского переворота в 1981 г. в Египте. Кроме того, к началу 90-х годов «Аль-Джихад» как целостная организация практически прекратил существование, породив при этом значительное число групп, использовавших идеи «исторических лидеров» организации не только в самых радикальных формах, но и в виде умеренных политических концепций. «Аль-Джихад» и ранее не существовал как единая организация, а представлял собой конгломерат нескольких групп, часть которых не исключала умеренного политического действия, а другая стояла на жесткой радикальной платформе. Однако если говорить об идеях, сформулированных основателем организации А.Фарагом, то, бесспорно, они представляют собою одну из исламистских концепций в ее радикальной интерпретации. Подобные концепции в последующем оказали влияние на развитие «джихадистского» (радикального) движения не только в Египте, но и за его пределами. А.Фараг довел до логического конца весь опыт радикального исламизма 60–70-х годов, который существовал в теориях Сейида Кутба, Салиха Сиррийя, Шукри Мустафы, и сформулировал классические основы радикального исламизма суннитского толка. Идеи А.Фарага в закамуфлированной или открытой форме служат основой для деятельности большинства радикальных группировок и по сей день.
Список источников и литературы
фараг мусульманская организация джихад
1) Сабик С. Фикх ас-сунна. – Каир, б.м., 1 т. с. 80–82.
2) Мустафа X. Аль-Ислям ас-сиясий фи мыср. Мин харака аль-ислях иля джамаат аль-унф. – Каир, 1992, с. 171.
3) Мубарак X. Маарака ад-дарир ва-ль-асир. – Роз аль-Юсеф. 24.08.92.
4) Аз-Зумр А. Васика аль-джихад ва маалим аль-амаль ас-саурий, с. 20.
5) http://www.Ashargalawst.com/ps/news/news/html 2002.
6) ИТАР-ТАСС. Пульс Планеты. 12.11.1999.