Перспективными областями сотрудничества являются телекоммуникации, информационные технологии, электроника, космос, биотехнологии, машиностроение, авиация, судостроение, металлургия, энергетика.
Успешно развивается сотрудничество в военной и военно-технической областях. Индия является одним из главных покупателей российских вооружений. Индия активно закупает истребители Су-30, а также авианосец.В настоящее время осуществляется реализация долгосрочной Программы военно-технического сотрудничества до 2010 г.[42] В ее рамках создается совместно Российско-индийская сверхзвуковая крылатая ракета «БраМос», уже продвигаются к реализации проекта усовершенствованной гиперзвуковой версии «БраМос-2».[43]
В1996 было подписано Соглашение о военном сотрудничестве. В 1999, 2003, 2004, 2005 годах прошли визиты в Индию министра обороны России. В 2000, 2001 и 2002 годах министр обороны Индии посещал Россию. В 2000 году была учреждена Межправительственная Российско-Индийская комиссия по ВТС. Главным событием в развитии военно-технического сотрудничества стало проведение первых в истории российско-индийских антитеррористических учений "Индра-2005" в октябре 2005года на полигоне Махаджан (штат Раджастан) и в акватории Бенгальского залива близ порта Визакхапатнам.[44]
Россия и Индия сотрудничают в сфере науки и передовых технологий. Индия располагает одним из крупнейших в мире по численности кадров научно-техническим потенциалом.[45]
Правовую основу российско-индийского взаимодействия в научно-техническом сотрудничестве составляет межправительственной соглашение 1994 года, совместная декларация об укреплении и наращивании экономического и научно-технического сотрудничества принятая в декабре 2002 года, Соглашение о сотрудничестве между учеными РАН и Индийской национальной академии наук 2003года и ряд других документов.[46]
Доля расходов на НИОКР в Индии составляет более 8 млрд.долларов в год. Россия рассматривается индийскими политическими и научными кругами в качестве одного из основных партнеров как в фундаментальных, так и прикладных науках. Ученые двух стран плодотворно трудятся в совместных научно-исследовательских центрах передовых компьютерных исследований (Москва), по изучению газогидратов (Ченнаи), аюрведическим исследованиям (Москва), биотехнологии (Аллахабад), производству поливакцин (Буландшахр), перспективным исследованиям в области порошковой металлургии и новых материалов (Хайдерабад).[47] Россия и Индия согласились в 2004 году совместно использовать российскую глобальную навигационную спутниковую систему ГЛОНАСС в мирных целях.[48]
Подписана программа культурных обменов между РФ и РИ на 2007-2009 годы. Важным событием в российско-индийских отношениях является поведение Года России в Индии в 2008 году и Года Индии в России в 2009 году. Предусматриваются выступления ведущих мастеров искусств, выставки и презентации российского и индийского бизнеса, научные конференции.[49]
Из вышесказанного видно, что отношения между Россией и Индией основываются на общенациональном консенсусе о дружбе и сотрудничестве, а также на совпадении коренных национальных интересов. Позиции обеих стран по важнейшим международным проблемам едины или близки.
Активно развивается научно-техническое взаимодействие. В сфере экономики стоит задача увеличения качества и количества товарооборота.
международный дели москва пекин
Индийско-китайские отношения являются важной составляющей жизни азиатского региона. Тем не менее, до конца 1980-х гг. межгосударственные отношения Китая и Индии отличались взаимным недоверием и подозрительностью. Но благодаря начавшейся два десятилетия назад нормализации индийско-китайских отношений у этих государств появилась возможность предпринять шаги для обеспечения большей стабильности в Азии. Значительно возросший в последнее время потенциал Китая и Индии позволяет говорить сегодня и о росте их влияния на мировую политику.
Однако между Индией и Китаем все еще сохраняются взаимные разногласия. Сегодня одним из основных источников напряженности в индийско-китайских межгосударственных отношениях продолжает оставаться неразрешенный территориально-пограничный спор между этими государствами, которые придерживаются различных позиций по вопросам прохождения своих государственных границ и принадлежности ряда приграничных территорий.
Осенью 1962 года многочисленные столкновения на границе переросли в боевые действия, в результате которых КНР заняла несколько обширных районов, которые Индия считала и до сих пор считает своей территорией. Граница между Китаем и Индией стала проходить по так называемой «линии фактического контроля», многие из участков которой являются источниками индийско-китайских противоречий. Вооруженный конфликт 1962 г. был напрямую связан с Тибетом и территориально-пограничным спором, а также определил развитие китайско-индийских отношений на десятилетия вперед.
Вопрос о Тибетском автономном районе (ТАР) КНР занимает основное место в китайско-индийских отношениях. Это связано с тем, что стратегические интересы Китая и Индии столкнулись, прежде всего, в Тибете.[50]Обе стороны зачастую рассматривают проблему Тибета неотделимо от территориально-пограничного спора, так как урегулированию подлежит именно граница Индии с ТАР КНР. Официальная позиция руководства Индии по этому вопросу содержится в Совместной индийско-китайской декларации, подписанной 23 июня 2003 г., в которой «индийская сторона признает, что Тибетский автономный район является частью территории Китайской Народной Республики, и снова заявляет о том, что не позволит тибетцам осуществлять антикитайскую политическую деятельность на территории Индии».[51]До тех пор, пока тибетский вопрос не будет разрешен, он будет вносить существенные затруднения в переговоры по урегулированию территориально-пограничного спора. В этих условиях китайское руководство придерживается строго определенной точки зрения по данной проблеме (Тибет является автономным районом Китая), в то время как в Индии существуют противоречивые взгляды на Тибет и его роль в урегулировании индийско-китайских пограничных разногласий.
Процесс разрешения индийско-китайского территориально-пограничного спора осложняется еще и тем, что приблизительно одна пятая часть границы КНР на западном участке — это граница Китая с территорией Кашмира. Данный район является спорным с 1947 года, и вопрос о его принадлежности не урегулирован до сих пор. Здесь находится точка пересечения государственных интересов Индии, Китая и Пакистана, поэтому пограничное урегулирование на этом участке затрагивает также пакистано-китайские отношения, что осложняет путь к достижению договоренностей. В условиях резкого обострения индийско-пакистанских взаимоотношений в 2001 г. и концентрации индийских войск вдоль границы с Пакистаном проблемы на границах с Китаем создали для индийского руководства существенные затруднения.[52] Эта проблема способствовала сохранению напряженности на западном участке индийско-китайской границы.
Значимую роль в территориально-пограничном споре Индии и Китая играет также вопрос о статусе территорий Сиккима и Аруначал Прадеш, который тесно связан и с тибетской проблемой. Предметом серьезного беспокойства Индии остается нежелание китайской стороны признать Сикким (бывшее гималайское княжество, находившееся под протекторатом Индии и присоединенное к ней в 1975 г.) и Аруначал Прадеш (индийский штат, на территории которого заявляет претензии Китай) как составные части Индии. Позиция Пекина в отношении Сиккима позволяет говорить о том, что это бывшее королевство может стать «разменной картой» в индийско-китайских отношениях, например в пограничном урегулировании, т. е. Индия идет на определенные уступки по пограничному вопросу в ответ на признание китайской стороной Сиккима частью индийской территории. Однако переговоры двух государств свидетельствуют о том, что стимул к созданию мер доверия между Китаем и Индией должен быть, в первую очередь, политическим и только потом военным. Потому для разрешения территориально-пограничного спора необходима политическая воля и стремление обеих сторон.
Контакты между политическими лидерами двух стран смогли придать уникальные импульсы улучшению отношений: к ним относится, например, визит в Индию в январе 2002г. в самый разгар кашмирского кризиса китайского премьер-министра– первый визит главы правительства соседней страны за последние 10 лет.[53] Во время этой встречи стороны условились уделять первоочередное внимание пограничным вопросам, продолжить диалог в области безопасности и создать новый механизм диалога в борьбе с терроризмом.
«Китайско-индийские отношения вступили в новый этап развития», -заявил в Пекине премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао во время переговоров с находившимся в КНР в конце июня 2003г. с официальным визитом премьер-министром Индии Аталом Бихари Ваджпаи.[54]
Китай не рассматривает развитие Индии «как угрозу». Исходя из этого же положения, он считает, что развитие Китая не представляет угрозы для соседних стран. Китай намерен создать новый тип взаимоотношений с Индией, базирующийся на долгосрочном партнерстве конструктивного сотрудничества.
В ходе переговоров главы правительств двух стран обсудили широкий круг двусторонних отношений, международных и региональных проблем, а также принципы взаимоотношений и основные направления сотрудничества.