саудовский реформа кризис нефтяный
Реферат
Социально-экономическое развитие Саудовской Аравии в XX в.
Исторический путь саудовского королевства в новейшее время представляет собою яркий пример ускоренного развития благодаря проведению коренных преобразований, перемещающих все общество на качественно более высокий уровень развития.
Объяснение редкому в истории успеху коренных реформ находят прежде всего в роли нефтяного фактора. Вне сомнений, нефтяной фактор во всей совокупности своих составляющих сыграл решающую роль в совершении отсталым саудовским обществом скачка из средневековья в XX в., однако сводить лишь к нему причины исторического прорыва саудовской монархии было бы неверно.
Нефтяной фактор создал условия и предоставил возможности для ускоренного развития Саудовской Аравии, однако воспользоваться всем этим стало возможно лишь благодаря политике реформ, последовательно проводимой правителями королевства. Именно реформы, к осознанию необходимости которых подводила саудовских монархов сама действительность, проложили тот путь, но которому и пошло развитие саудовского общества, питаемое нефтяным фактором.
"Секрет" саудовских реформ давно вызывает интерес, и в 70-80-е годы во многих статьях и книгах западных и отечественных авторов уделялось внимание этому феномену. В данной статье предметом исследования избран один из факторов ускоренной эволюции саудовского общества - субъективный фактор.
По мере развития исторической науки и социологии в качестве решающих факторов, определяющих развитие определенного общества, выдвигались то географические, то этнические и биологические, то сугубо экономические, то технологические или идеологические. Всякий из названных факторов очевидно играет свою необходимую роль и имеет значение, однако стоит вспомнить слова русского социолога М.М.Ковалевского относительно взаимосвязанности всех этих факторов социальной эволюции в конкретной действительности: "Говорить о факторе, то есть о центральном факте, увлекающем за собой все остальные, для меня то же, что говорить о тех каплях речной воды, которые своим движением обусловливают преимущественно ее течение. В действительности мы имеем дело не с факторами, а с фактами, из которых каждый так или иначе связан с массою остальных или обусловливается и их обусловливает" [Цит. по: 3, с. 522].
Тем не менее, в поисках закономерностей исторического развития, всю взаимосвязь факторов, уподобленную М.М.Ковалевским речному потоку, позволительно разделить на факторы объективные и субъективные. К первым мы относим как природные условия, историческое наследие, в том числе уровень хозяйственного развития, сложившиеся традиции и менталитет конкретного народа, так и уровень развития окружающего мира, так же независимый от воли и желания определенного народа. Ко вторым следует отнести такие конкретные проявления субъективного фактора, как роль личности, влияние правящих и господствующих социальных групп и слоев. (В данной статье не затрагиваются такие проявления субъективного фактора, как деятельность западных государств и монополий, полная инородность которых по отношению к реформируемой системе позволяет определять их как внешний фактор).
Названные проблемы в западной социологии давно анализируются на опыте исторического развития стран Западной Европы, советскими учеными - на опыте России и СССР. Применительно к Саудовской Аравии, как и в целом к группе аравийских нефтяных монархий, преимущественно рассматривалась лишь одна часть субъективною фактора - личность правителя ( короля Ибн Сауда или короля Фейсала ). Основания для этого весомы. Очевидно, что в Аравии, как и в любой иной стране, дело реформы персонифицируется в личности или группе личностей, стоящих на вершине врасти, составивших план или программу перемен, и потому реформа по своей природе является ярким проявлением субъектной стороны исторического процесса.
В то же время, личности великих королей-реформаторов заслоняли национальную элиту, другую часть субъективного фактора, сыгравшую важную роль в определении судьбы реформ. Между тем, верхушка правящих и господствующих групп саудовского общества, обладавшая реальной властью, влиянием и крупной собственностью, просто не могла оставаться пассивной при историческом выборе пути развития страны, ее голос был значим, ее воздействие на принятие решений весомо.
Историческое развитие происходит в результате взаимодействия людей, различных социальных групп и слоев, становится следствием компромисса, достигаемого в результате столкновений и конфликтов, давления и уступок с обеих сторон - со стороны власти и со стороны народа. Следовательно, при рассмотрении реформ тем более важно учитывать отношения субъект - объект.
В отсталых обществах, каким было саудовское к началу реформ, народные массы пассивно относились к процессу реформ по одному тому, что не имели о нем понятия. Однако по мере внедрения и укоренения современных элементов в хозяйстве, быту, социальных отношениях и духовной жизни общества так или иначе проявлялось положительное, отрицательное или пассивное отношение различных слоев и групп населения к новациям, а значит к реформам. Исходные импульсы власти так или иначе находят отражение в устремлениях и поступках людей, выступающих в качестве подданных как объект реформаторских усилий.
Основанием для пренебрежения ролью народа служил известный низкий уровень развития саудовского общества, еще к началу XX века не изжившего остатки родо-племенных отношений, сплошь неграмотного и не способного к включению в современную политическую жизнь. Однако, неспособность общества артикулированно сформулировать свои цели и проблемы вовсе не означает отсутствия таких объективно созревших целей и проблем, хотя бы и не сознаваемых в обществе. В Саудовской Аравии роль выразителя потребностей народа первоначально сыграл инородный элемент - иностранные рабочие, послужившие укоренению в отсталом саудовском обществе элементов современного уровня общественного сознания. Но и самый объект реформ также обладает собственным историческим потенциалом, и в случае привлечения этого потенциала на сторону реформаторов (превращения хотя бы большинства народа из пассивного объекта в активную силу) реформа может принести оптимальные результаты.
С еще большим основанием то же можно сказать о правящих и господствующих слоях в саудовском обществе. Шейхи племен, крупные торговцы и ростовщики, улемы играли важную роль не только в формировании саудовского государства, как это отмечалось в работах многих арабистов. Эти реальные субъекты в общественной жизни королевства оказывали определенное влияние как на выработку планов социально-экономических преобразований, так и на их реализацию на протяжении всей современной истории.
Таким образом, всякий саудовский правитель при формально абсолютной власти, фактически оказывался вынужденным постоянно учитывать интересы весьма разнородного субъекта в общественной жизни и считаться с состоянием реформируемого объекта - ощущаемыми, но неудовлетворяемыми общественными потребностями, с одной стороны, и со стихийным тяготением к традиционным основам, с другой. Вмешательство внешнего фактора, в виде прямого воздействия или косвенного влияния Запада, в равной мере усиливало и тенденцию к преобразованию и прямо противоположную охранительную тенденцию и потому существенно осложняло отношения субъект - объект.
Было бы натяжкой подравнивать институт саудовской монархии к институту западного абсолютизма не только в силу временного разрыва или цивилизационных отличий. Любой саудовский монарх обладал формально и фактически большей властью, чем западные короли. Но с другой стороны, несомненна подчиненность Саудовской Аравии общим закономерностям всемирной истории. Король Абдель Азиз выполнял ту же исторически необходимую роль, что и Людовик XI во Франции и Иван III на Руси, правда, сжимая в десятилетия перемены, на которые у его западных собратьев ранее ушли столетия. Деятельность его сына короля Фейсала можно с известными оговорками уподобить деяниям российских императоров Петра I и Александра II, одного - начавшего, другого - завершившего капиталистическую трансформацию России.
Характерная черта поведения субъекта в ходе реформ в Саудовской Аравии состояла в постоянном смягчении им противоречий, создаваемых самим ходом преобразований подчас вопреки планам и устремлениям инициатора перемен. Опыт истории свидетельствует, что масштабные, коренные социально-экономические реформы начинаются, как правило, с частичных преобразований, а при благоприятных условиях фрагментарная модернизация одной сферы общественной жизни властно требует перемен во всей общественной системе, по ее пространственной горизонтали и социальной вертикали, от столицы до пустынного захолустья, от экономики до идеологии, от посредников американских компаний до кочевников Руб-эль-Хали. Названное противоречие было особенно опасно в послевоенной Саудовской Аравии, учитывая как низкий уровень развития общества, так и стремительность радикальных перемен, протекавших в полтора-два десятилетия. Уникальность саудовского опыта заключается в том, что власть в качестве субъекта реформы оказалась способной к смягчению и устранению названного противоречия, тем самым обеспечив сохранение устойчивости трансформирующейся социальной системы.
Для анализа поставленных проблем представляется возможным ограничиться материалом правления двух саудовских монархов - Абдель Азиза ибн Абдель Рахмана (Ибн Сауда ) и его сына Фейсала ибн Абдель Азиза. В годы их правления произошли реальные качественные перемены в жизни страны, ускорилась и стала необратимой социальная трансформация саудовского общества. В 20-40-е и 60-е - начале 70-х годов разительно менялось наполнение субъективного фактора общественного развития, усложнялись его составляющие и их взаимодействие.