По официальным результатам выборов 1997 г. в Национальную народную ассамблею (нижняя палата парламента), электорат составил 16767309 избирателей, из которых приняли участие в выборах 10999139 избирателей (явка – 65,6%). Доля недействительных бюллетеней составила 4,6%. Победило на выборах Национальное демократическое объединение, получившее 156 мест, затем следуют Движение общества за мир (69), Фронт национального освобождения (62), Нахда (34), Фронт социалистических сил (20), Объединение за культуру и демократию (19), независимые (11), Республиканская прогрессистская партия (3), Союз за демократию и свободы (1), Социал-либеральная партия (1 место). Еще 12 партий, принявших участие в выборах, не получили ни одного места в нижней палате парламента7.
Необходимо отметить, что НДО и ФНО являются партийными столпами режима, а ДОМ (умеренная исламистская партия) к нему проявляет очевидную лояльность.
По официальным результатам выборов 2002 г. в Национальную народную ассамблею, электорат насчитывал 17981042 избирателя, из которых приняли участие в выборах 8287340 избирателей (явка – 46,09%). Доля недействительных бюллетеней составила 10,66%. Первое место занял Фронт национального освобождения, получивший 199 мест, затем следуют Национальное демократическое объединение (47), Ислах (43), Движение общества за мир (38), независимые (30), Партия трудящихся (21), Национальный алжирский фронт (8), Нахда (1), Партия алжирского обновления (1), Движение национального согласия (1 место). Еще 14 партий, принявших участие в выборах, не получили ни одного места в нижней палате парламента8.
Важно и то, что более 53% избирателей не приняли участие в выборах, а, по данным некоторых оппозиционных партий, реальная явка составила 26%9. Уровень участия населения в выборах 2002 г. свидетельствовал о том, что избранная Национальная народная ассамблея не может претендовать на репрезентативность в масштабе всей страны.
Анализируя результаты парламентских выборов 1997 и 2002 гг., можно отметить явное превосходство партий, приближенных к исполнительной власти (ФНО, НДО, ДОМ), что, безусловно, приводит к формированию управляемой режимом нижней палаты.
Одним из ярких примеров слабости партийного института в Алжире, помимо Кабильского кризиса 2001 г., было противостояние между действующим президентом А.Бутефликой и бывшим премьер-министром и бывшим генеральным секретарем ФНО А.Бенфлисом, конфликт разгорелся в связи с президентскими выборами, состоявшимися в 2004 г.
Президентские амбиции генерального секретаря ФНО и премьер-министра (август 2000 г. – май 2003 г.) А.Бенфлиса привели к серьезному расколу в ФНО, который по результатам парламентских выборов 2002 г. вернул себе статус главной политической силы страны. Пытаясь опираться на ФНО при формировании и претворении в жизнь предвыборной стратегии в рамках подготовки к президентским выборам апреля 2004 г., А.Бенфлис не пошел на компромисс с действующим президентом А.Бутефликой.
В мае 2003 г. А.Бенфлис был отправлен президентом в отставку с поста премьер-министра без объяснения причин, и на его пост назначен лидер партии НДО А.Уяхья, несмотря на то, что ФНО являлся главной политической силой в Национальной народной ассамблее и значительно превосходил по количеству мест НДО.
Соперничество между А.Бенфлисом и А.Бутефликой, являвшимися основными претендентами на пост президента страны на выборах 2004 г., привело к появлению в ФНО так называемого Движения возрождения, возглавляемого министром иностранных дел А.Бельхадемом и выступающего в поддержку А.Бутефлики. Основной целью этого движения было не допустить выдвижения А.Бенфлиса от ФНО и выступления этой партии как единой политической силы в предвыборной борьбе. Эта цель была достигнута, ибо партийные кадры разделились на две соперничающие группы. Причем в основе мотивации каждой из групп лежали ожидаемые дивиденды от прихода к власти «своего» кандидата.
Переизбранный с подавляющим преимуществом голосов в апреле 2004 г. президент страны А.Бутефлика10 не опирается в своей политической деятельности на какую-либо партию, а, наоборот, претендует на то, чтобы быть надпартийным лидером, неоднократно заявляя, что он является президентом всех алжирцев. Тем не менее в начале 2005 г. на съезде ФНО А.Бу-тефлика был избран его председателем.
После остановки конституционного процесса 11 января 1992 г. в связи с очевидной победой ИФС в первом туре парламентских выборов и ожидаемым приходом к власти исламистов режиму, основной опорой которого по-прежнему была армия, понадобилось пять с половиной лет для нормализации деятельности политических институтов. Последним этапом этого процесса стали выборы в Национальную народную ассамблею, прошедшие 5 июня 1997 г., и выборы в местные органы управления, состоявшиеся 23 октября того же года.
После формирования верхней палаты парламента (Совета нации) по результатам выборов в местные органы управления в Алжире был завершен процесс создания политических институтов. Основными этапами этого процесса стали следующие события: проведение Конференции национального согласия – январь 1994 г., назначение Ламина Зеруаля президентом страны – февраль 1994 г., всеобщие президентские выборы – ноябрь 1995 г. (первые альтернативные президентские выборы в истории АНДР)11, принятие на референдуме новой конституции – ноябрь 1996 г. и, наконец, выборы в Национальное народное собрание – июнь и выборы в местные органы управления – октябрь 1997 года.
Среди основных особенностей принятой в 1996 г. конституции необходимо выделить две, которые играют значительную роль в организации политической власти в Алжире. Во-первых, эта конституция подтвердила нежелание режима иметь сильный оппозиционный парламент, обладающий реальной властью. В отличие от конституции 1989 г. текст нового документа предусматривал создание двухпалатного парламента, то есть появление сената. Две трети нового органа – Совета нации – должны избираться из депутатов Народных собраний коммун и Народных собраний вилай депутатами этих органов местного управления на непрямых выборах путем тайного голосования. Одна треть сената назначается непосредственно президентом страны.
Учитывая конституционный механизм принятия решений Советом нации большинством в три четверти голосов, становится очевидным наличие у президентской трети права вето. Помимо этого, в случае разногласий между палатами парламента по тексту того или иного законопроекта, решающее слово не принадлежит нижней палате парламента – всенародно избранной Национальной народной ассамблее. Законопроект может быть отклонен, если согласительным комиссиям и правительству не удастся выработать компромиссный вариант, который был бы одобрен обеими палатами.
Второй важной особенностью конституции 1996 г. является предоставление чрезвычайно обширных полномочий президенту. Президент избирается всеобщим, прямым и тайным голосованием сроком на пять лет и может быть переизбран лишь один раз. Он является главнокомандующим всех вооруженных сил страны и занимает пост министра обороны. Президент председательствует в Совете министров, назначает и отправляет в отставку председателя правительства. Президент назначает также управляющего Банком Алжира, судей, вали (губернаторов), руководителей органов безопасности и ряд других должностных лиц. Президент утверждает на должности членов кабинета министров кандидатов, представленных главой правительства. Он обладает правом роспуска нижней палаты парламента. Избранный президент республики не может быть досрочно отстранен от своей должности, кроме случаев недееспособности, вызванной тяжелой и продолжительной болезнью.
Помимо этого, конституция предоставляет президенту исключительные полномочия в сфере нормотворчества – он обладает возможностью подписывать президентские указы, имеющие силу законов, в период парламентских каникул, перерывов между сессиями, во время осадного и чрезвычайного положения, вводимого также президентом. Необходимо добавить, что подписанные во время парламентских каникул и перерывов между сессиями президентские указы выносятся на обсуждение парламента на очередной сессии. Указы, не утвержденные парламентом, в действие не вступают.
Согласно конституции 1996 г. деятельность правительства полностью контролируется президентом республики. На практике премьер-министр в Алжире является одним из чиновников, полностью подотчетных в своей служебной деятельности президенту. Президент активно вмешивается в кадровую политику правительства (даже в отношении достаточно невысоких должностей в государственных учреждениях), в текущее управление, не говоря уже о разработке программы правительства.
Даже при наличии серьезной, казалось бы, поддержки в лице партийной фракции, доминирующей в Национальной народной ассамблее, ограниченность должности председателя правительства сохраняется. В 1998 и в 2003 годах главы правительств, являвшиеся лидерами доминирующих в парламенте партий, были отправлены в отставку без явных на то оснований. Таким образом, председатель правительства не правит, а поддерживает лишь иллюзию управления. Его судьба во многом зависит от клановых интриг и взаимоотношений на вершине государственного аппарата12. Глава правительства постоянно рискует стать жертвой обвинений за неудачу реализации президентской программы.
Рассмотрение основных положений конституции 1996 г., определивших правила и механизмы организации политической власти в АНДР, позволяет сделать вывод об установлении в стране авторитарного режима правления с демократическим фасадом. Подобный вывод основывается на непосредственном управлении президентом исполнительной и судебной властью, на контроле над законодательной властью через президентскую треть в сенате и возможность роспуска нижней палаты парламента, а также на прямом контроле над местными органами управления.