Это первый трубопроводный маршрут в страну с быстро растущей экономикой и первый в регионе маршрут, расположенный полностью на территории страны-производителя и страны-потребителя. Этот проект может соединить трубо¬проводные системы Казахстана, России и Китая и стать прочным основанием для взаимовыгодного партнерства этих стран на более широком пространстве Евразийского региона. Данный проект охватит Западный регион Казахстана, соединив, таким образом, Китай с бассейном Каспия. На сегодня борьба за право прокладки различных транспортных коридоров переходит в борьбу между глобальными и региональными державами и транзитными государствами за потоки каспийской нефти. Поэтому Казахстан крайне заинтересован в достижении политической стабильности и безопасности в регионе, модернизации экономики всех прибрежных государств. В этой связи актуальны инициативы Казахстана по интеграции государств региона в рамках общего энергетического рынка. Исходя из общих перспектив на Каспии, прибрежные государства должны предпринять совместные усилия для защиты окружающей среды моря, сохранять его биологические ресурсы, флору и фауну.
Жизненно важной задачей является скорейшее создание долгосрочной правовой основы для многостороннего взаимодействия. Такая основа будет способствовать сохранению Каспия для будущих поколений. Учитывая запасы нефти и постоянно растущие объемы добычи, Казахстан будет продолжать оставаться в эпицентре мировой экономики. В перспективе прогнозируемый объем добычи нефти в Казахстане составит в 2010 году 75-80 миллионов тонн, к 2015 году – 120-130 миллионов тонн. Ожидается, что добыча сырого газа к 2010 году возрастет до 40 миллиардов кубометров, а к 2015 году – до 70 миллиардов кубометров. Соответственно, увеличится производство товарного сжиженного газа и к 2015 году достигнет показателя 2 миллиона тонн. Экспертами прогнозируется, что в ближайшем будущем Казахстан может войти в «десятку» ведущих нефтедобывающих стран, встав рядом с Кувейтом и Эмиратами. Кроме того, Казахстан становится крупнейшим производителем ядерного топлива.
Разведанные запасы урановых месторождений Казахстана, как было выше отмечено, составляют 1,69 миллиона тонн, что составляет 21% от мировых запасов. По объемам добычи урана Казахстан занимает 3-е место в мире после Канады и Австралии. Национальная атомная компания «Казатомпром» активно сотрудничает в освоении урановых месторождений с такими крупнейшими компаниями мира, как французская урановая компания «Areva», канадская «Cameco», японская «Sumitomo Corp.» и «Kansai Electric Power Co» и российская «Техснабэкспорт». В текущем году к этому списку присоединились китайские «China Guangdong Nuclear Power Holding» (CGNPC) и «China National Nuclear Corporation» (CNNC). Кроме того, в настоящее время ведутся переговоры о создании уранового СП с американским концерном Westinghouse. Казахстан предполагает получить доступ ко всему циклу производства топлива для ядерных электростанций, начиная от добычи, обогащения и генерирования электроэнергии. Интерес многих стран к ядерной энергетике, заметно возросший в последние годы и существенно повлиявший на увеличение спроса на мировых рынках, будет способствовать активному росту производства ядерного топлива в Казахстане.
По оценкам зарубежных экспертов, в ближайшем будущем Казахстан войдет в число наиболее влиятельных игроков на мировом урановом рынке. Стремительный рост цен на мировом рынке урана привлечет в страну огромные экспортные доходы, что благоприятно отразится на повышении уровня жизни народа. Сегодня экономика Казахстана крупнее, чем экономики всех остальных центральноазиатских стран и государств Южного Кавказа, вместе взятых, что делает очевидным интерес казахстанского бизнеса к инвестированию в экономику прикаспийских государств. Казахстан тесно сотрудничает с региональными партнерами в рамках ЕврАзЭС, ШОС и других структур, а также с крупными мировыми державами – США, Великобританией и другими.
Казахстан поддержал инициативу Европейского союза по установлению всеобъемлющего европейско-каспийского диалога по энергетическим поставкам, транспорту и коммуникациям. Выступая в ООН 25 сентября нынешнего года, президент Казахстана предложил принять Евразийский пакт стабильности энергопоставок, предполагающий обязательства и гарантии как для потребителей, так и для поставщиков. Он подчеркнул, что Казахстан в полной мере осознает свою ответственность за обеспечение глобального энергетического баланса. «Каспийский регион, частью которого является моя страна, играет всевозрастающую роль на международном энергетическом рынке. Сегодня Казахстан занимает седьмое место в мире по запасам нефти, шестое – по запасам газа и второе – по запасам урана. К 2017 году мы войдем в «десятку» крупнейших производителей нефти в мире». Нурсултан Назарбаев призвал лидеров 192 стран разработать глобальную энерго¬экологическую стратегию, чтобы затем вынести ее на обсуждение Всемирного саммита по устойчивому развитию в 2012 году. Как отмечают эксперты, каспийская нефть будет и в дальнейшем оставаться стратегической продукцией для мирового энергетического рынка.
Долгосрочный интерес к Каспийскому региону также будет обусловлен быстро растущим мировым энергетическим спросом со стороны ведущих держав с зачастую конкурирующими геополитическими интересами. Как государство с самой протяженной прибрежной полосой и крупнейшими доказанными запасами нефти на своем участке Каспийского шельфа Казахстан имеет огромные шансы стать одним из крупнейших поставщиков энергетической продукции на мировом рынке.
Заключение
ВТО учреждена в 1995 году. Суть ВТО — это превращение мира в единый рынок, снижение таможенных барьеров и унификация экономических законов в разных странах мира. Вот туда В.Путин нас и зовет уже к зиме 2003 года.
Все это не вызывает восторга у многих в России. Наша страна — это обломок СССР с избитой, изношенной, разграбленной промышленностью, оборудование и технологии которой не обновлялись с середины 1980-х годов.
Но не слишком ли радужную картинку будущего рисует нам правительство? Некоторые страны СССР быстро вступили в ВТО. И что же? В Латвии после вступления легкая промышленность не выдержала конкуренции с импортными товарами и практически прекратила существование. После присоединения Грузии объем торговли ее с третьими странами в переходный период упал на 32%! В Киргизии объем прямых инвестиций до вступления в 1997 году равнялся 96 миллионам долларов, а после вступления в 2000 году — всего 39 миллионам. Надо добавить, что в этих странах увеличилась безработица. Это верное подтверждение известному правилу — «инвестиции приходят в страну, если в нее не могут прийти товары».
Кстати увеличение безработицы и ухудшение экономик Грузии и Киргизии после вступления в ВТО помогли привлечь огромные массы недовольных людей на сторону «цветных революций».
Зарубежные специалисты считают, что наши внутренние цены на электричество и газ — это есть колоссальная субсидия Казахстана промышленности, экономике.
Уже сегодня представители производственной сферы реального сектора испытывает серьезную тревогу. Присоединение к ВТО выталкивает на поверхность менее очевидные для обывателя, но впрямую касающиеся их проблемы.
Первое — это столкновение интересов производителя и покупателя. Вспомните, сколько стоили услуги сотовой связи до допуска на этот сектор казахстанского рынка зарубежных компаний, и сколько они стоят сейчас. Цены действительно упали, мобильный телефон стал намного доступнее. В странах Евросоюза (ЕС) действуют ограничения для иностранных производителей сельскохозяйственной продукции. По мнению экспертов, такая политика обходится среднестатистической европейской семье в полторы тысячи долларов в год. По мнению тех же экспертов, введи сегодня РК и РФ такие же, как в ЕС, ограничения, цены на еду у нас в одночасье повысятся в среднем в два с половиной раза.
Кстати, часто чиновники и некоторые бизнесмены говорят, что у Казахстана на импорт ряда сельскохозяйственной продукции средневзвешенная ставка 16,3% против членов ВТО Аргентина 33%, ЕС 19,5%. Латвия 34%, Норвегия 23,7%, это значит, что этот сектор работает на условиях ВТО. Если посмотреть в каком, положении сельское хозяйство, даже не учитывать проваленную программу поддержки села 2003—05 годов, то можно представить, что ждет другие сектора.
Второе — это столкновение интересов между отраслями. Так, например, производители синтетических тканей требуют повышения таможенных пошлин на импортные синтетические ткани. А те, кто выпускают одежду, напротив, настаивают на отмене этих пошлин, потому что отечественная синтетика такого низкого качества, что изделия из нее не выдерживают конкуренции даже на собственном рынке.
Обязательные требования при вступлении в ВТО довольно жестки. Став членом ВТО, мы не сможем самостоятельно, без согласования, повышать импортные тарифы, устанавливать максимальные или минимальные обязательные цены, ограничивать транзит и доступ к транзитным сетям.