Возвращаясь к общим для всех арабских стран принципам расходования нефтедолларов на социальные нужды, отмечу, что все они за счет доходов от нефти финансируют расходы на здравоохранение, образование, науку; содержание музеев, библиотек, армии, полиции, служб безопасности; выплату различных пособий, пенсий, стипендий; поддержание определенного минимума заработной платы и т.п. Ясно, что размеры средств, отчисляемых на эти цели, зависят от конкретных объемов продаваемой нефти, социально–экономической политики правящих кругов, внешнеполитических событий и др. Тем не менее, здравоохранение и образование на всех ступенях во всех арабских странах являются бесплатными,
Далее же начинаются отличия, связанные в основном с размерами доходов от нефти на душу населения и конкретной социально–экономической политикой правительства каждой арабской страны.
Так называемые второстепенные нефтеэкспортеры (Египет, Сирия, Тунис, Йемен) основную массу доходов, поступающих от вывоза нефти, направляют на экономическое развитие, считая, что тем самым они улучшают и социальное положение своих граждан. Единственное, за чем пристально следят правящие круги этих стран, – это как бы не перейти тех социальных границ, за которыми любые "игры" могут стать опасными для их благополучия. К таким социальным границам относят, как правило, четкое определение понятий "черта бедности", "прожиточный минимум", "допустимый уровень безработицы", "минимальная заработная плата" и, соответственно, четко выделяют средства, необходимые для их финансирования. В разных странах средства для этого выделяются по–разному. Например, в Сирии и в Египте государство субсидирует ряд продовольственных товаров (муку, сахар, чай, кофе, растительное масло, некоторые овощи и фрукты). Эти же страны устанавливают пределы максимальных цен на ряд потребительских товаров (хлопчатобумажную пряжу, нитки, некоторые виды тканей, простейший сельскохозяйственный инвентарь, удобрения и др.). Сходной политики придерживается Ливия. С целью не допустить разорения мелких товаропроизводителей, в странах этой группы широко применяются количественные и тарифные импортные пошлины и квоты, которые ежегодно пересматриваются.
Особое внимание в этих странах уделяется офицерству. Так, офицеру в Сирии и Египте (а также в Ливии и Ираке) запрещено пользоваться общественным транспортом, чтобы "не уронить честь мундира". Поэтому любому офицеру, если он не в состоянии сам приобрести автомашину, государство выделяет легковой служебный автомобиль, а кроме того оплачивает ему бензин и обслуживание личной автомашины. То же относится к офицерам полиции и службы безопасности. В Ираке пошли еще дальше: если офицер погибает от несчастного случая или в ходе военных действий, то в каком бы звании он не находился, ему посмертно присваивается звание полковника, чтобы его семья могла получать соответствующую пенсию, семье выдается новый легковой автомобиль, ее освобождают от любых госналогов, а затраты на детей вплоть до достижения ими трудоспособного возраста компенсируются.
Классическими примерами использования нефтедолларов на социальные нужды являются здравоохранение и образование, которые, повторю, во всех арабских странах бесплатны. "Богатые" страны (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар, Оман, Бахрейн, Ливия, до войны в Заливе – Ирак) позволяют себе гораздо больше, чем, скажем, Алжир или Египет. В этих "богатых" странах для школьников бесплатны учебники, тетради, ручки и карандаши, форма, завтраки и транспорт до школы и обратно. Учащиеся ПТУ, кроме того, во время учебы получают ежемесячные стипендии (в Кувейте, например, 150 динаров, 1 динар =3,5 долл. США). Эти же страны направляют студентов на учебу за границу, выплачивая им стипендию, которая в обязательном порядке в 3 раза выше той, которую получают студенты страны пребывания. Делается это для того, чтобы студенты не занимались "левыми" приработками, а посвящали себя исключительно учебе. Естественно, что студентам, которые учатся в ВУЗах "богатых" стран, также ежемесячно выплачивается стипендия, а всем выпускникам ПТУ и ВУЗов в законодательном порядке гарантировано трудоустройство в местных государственных и государственно-частных фирмах и компаниях, госаппарате. Государство щедро также расходует средства на оборудование местных ВУЗов новейшим оборудованием, закупку необходимой научной литературы, оплату на приглашение зарубежных профессоров, командирование за рубеж своих научных работников и специалистов, финансирование работы лабораторий и научно–исследовательских институтов. Для того, чтобы привлечь молодежь к образованию, главы этих государств подчеркнуто демонстрируют свое внимание к развитию образования и науки. Например, в ОАЭ шейх этой страны ежегодно лично вручает всем выпускникам Университета Эль–Айн дипломы об окончании учебы. В Кувейте, ОАЭ, Катаре, Саудовской Аравии президентами университетов являются члены правящих королевских семейств. Поэтому не приходится удивляться тому, что, например, Кувейт наладил производство компьютеров, а саудовский принц побывал в космосе в составе американского экипажа.
Огромные средства вкладываются "богатыми странами в здравоохранение. Например, Саудовская Аравия вложила в его развитие только за последние 5 лет более 8 млрд. долл., в результате чего в стране 1 врач приходится ныне на 544 жителя. В этих странах больным, при условии, что у них имеется рецепт, выписанный врачом госбольницы, лекарства выдаются бесплатно. Кроме того, больные, которым в силу тех или иных причин невозможно оказать медпомощь внутри страны, направляются на лечение за рубеж за счет государства.
Полностью на дотации государства находятся также детские сады, ясли, роддома, санатории, профилактории и т.п.
"Богатые" страны выплачивают своим гражданам безвозмездные пособия по случаю рождения ребенка, заключения брака, организации похорон и т.д. Вообще, если говорить о примерах различных дотаций со стороны государства в этих странах местным жителям, то эта тема крайне обширна.
Прежде всего, замечу, что все местные жители, конечно, являющиеся гражданами этих стран, освобождены от всех видов налогов. Они также оплачивают лишь незначительную часть коммунальных затрат. Например, известно, что в этих странах ощущается дефицит источников пресной воды и страны живут в основном за счет опреснителей, вода которых довольно дорога (в Саудовской Аравии производство 1 литра бензина обходится в 8 раз дешевле производства 1 литра опресненной воды). При этом кувейтцы оплачивают лишь 10% стоимости опресненной воды, саудовцы – 12%, а катарцы пользуются ей вообще бесплатно. То же относится к затратам на электроэнергию, бытовой газ, канализацию и др. Разница покрывается государством, т.е. за счет доходов от нефти. Кувейтец платит за роскошную виллу (квартиру) не более 10–15 динаров в месяц и это при минимуме зарплаты в 350 динаров, т.е. около 4%. Для строительства своего дома любой житель этих стран имеет право на беспроцентную ссуду сроком на 15–20 лет, а в ОАЭ есть район из 5 тыс. вилл и коттеджей, которые государство подарило своим "наиболее бедным" гражданам. В Кувейте местный житель, желающий купить автомашину, имеет право на получение беспроцентного кредита в сумме до 3 тыс. динаров сроком на 1 год. В Саудовской Аравии с 1974 г. действует Фонд развития недвижимого имущества, который был создан с целью оказания помощи саудовцам при строительстве частного жилья посредством выделения им долгосрочных кредитов. Эти кредиты возмещаются в течение 25 лет со скидкой в 30% от общей суммы выданного кредита. Общая сумма предоставленных только за последние 10 лет кредитов достигла 86,6 млрд. саудовских риалов. Кроме того, в Саудовской Аравии бесплатное жилье для своих сотрудников строят Министерство обороны, Национальная Гвардия, Министерство внутренних дел.
Замечу, что в ряде случаев уровень социальной защиты местного населения со стороны государства столь высок, что многие местные жители отказываются от какого–либо вида труда или учебы, зная, что государство не позволит им превратиться в люмпенов.
Весьма специфическими формами затрат нефтедолларов на социальные нужды являются такие, как создание различных резервных фондов, фондов будущих поколений, поддержка частного бизнеса, размещение средств за рубежом.
Все "богатые" арабские нефтеэкспортирующие страны много и охотно инвестируют за рубежом, принимая во внимание, естественно, надежность размещения средств, скорость их отдачи на вложенный капитал и другие факторы. По ряду оценок, государственные вложения Саудовской Аравии в западные банки насчитывают 100–120 млрд. долл., Кувейта – 70–80 млрд., ОАЭ – 45–55 млрд. Принимая средний банковский процент за 8, легко подсчитать, что, например, Саудовская Аравия, не трогая основного капитала, ежегодно дополнительно получает 8–10 млрд.долл. Эти средства иногда выступают в качестве "спасательного круга" местных экономик, когда происходит внезапное снижение цен на жидкое топливо на мировом рынке, или в случае каких–то внутренних экономических потрясений. Так, когда в Кувейте лопнул рынок ценных бумаг Сук–эль–Манах, правительство выделило из таких средств 1,2 млрд. динаров (4,2 млрд. долл.) для оказания помощи местным компаниям, пострадавшим от этого краха.
Совершенно особое место занимает в странах этой группы поддержка частного предпринимательства. Понятно, в этих странах, отличающихся засушливым климатом, ведение сельскохозяйственного производства изначально нерентабельно. Поэтому во всех них оно находится и развивается при поддержке государства. Например, в Ливии за счет государства полностью оборудуется фермерский участок, включая строительство дома и подсобных помещений, бурение артезианских скважин, предоставление трактора и других механизмов. Затем участок безвозмездно передается фермеру, которому еще в течение 6 лет выплачивается госсубсидия исходя из размеров его предыдущего заработка. В Саудовской Аравии государство делает то же самое, но еще оплачивает фермеру 50% стоимости импортных сельскохозяйственных машин, полностью – пестицидов и удобрений, берет на себя работы по повышению урожайности почвы.