Сдвиги в экономике ОАЭ находят свое отражение и в продолжающемся росте торговли с Австралией в сфере услуг. Общий объем этих операций достиг в 2004 г. почти 1,5 млрд. долл. Экспорт Австралией услуг за один год возрос до 55% и составил в 2004 г. 472 млн. долл. В свою очередь, импорт услуг из ОАЭ достиг в 2004 г. 1016 млн. долл. главным образом благодаря транспортным расходам и туризму6.
В 2004 г. Австралию посетили почти 20 тыс. туристов из ОАЭ, и более одной трети их числа из стран Ближнего Востока и Африки. Австралия рассматривается в ОАЭ как одна из наиболее притягательных зарубежных стран. Ее считают безопасной и разнообразной в культурном отношении. К тому же страны соединены регулярными авиалиниями по маршрутам Перт, Сидней, Мельбурн и Брисбен.
Австралийские строительные фирмы усматривают возможности для развития туристического сектора ОАЭ. Инвестиции туда только в Абу-Даби планируются на грядущее десятилетие в сумме 11 млрд. долл. США, включая строительство отелей и благоустройство курортов.
В учебных заведениях Австралии количество учащихся из ОАЭ в 2004 г. возросло на 34% и достигло 627. Они обучаются в университетах, профессионально-технических училищах, средних школах и на курсах английского языка. Возрастает число краткосрочных стажеров, включая полицейских и учителей. По мнению австралийской стороны, имеются прекрасные возможности для экспорта знаний непосредственно в ОАЭ. Их население быстро растет, и неуклонно увеличивается давление на местную образовательную базу. В стране грядет крупная перестройка системы начального и среднего образования. Это может иметь благоприятные последствия для австралийских провайдеров образовательных услуг, т.к. в ОАЭ высоко ценится австралийский опыт в этой области. В сентябре 2005 г. в Шардже открылась первая австралийская школа, где ведется обучение по учебным программам штата Квинсленд. Австралийские университеты Воллонгонга и Южного Квинсленда создали в ОАЭ два учебных кампуса.
ОАЭ признают Австралию в качестве важного партнера в области финансов, архитектуры и строительства. Промышленный сектор ОАЭ быстро растет по мере того, как производятся более сложные виды продукции, включая выпуск казначейских билетов, осуществляется финансирование инфраструктурных объектов. Это открывает новые возможности для австралийских финансовых компаний по использованию их особого опыта в оказании услуг как непосредственно, так и благодаря совместным предприятиям, опыт Австралии привлекается также в организации сотрудничества между государством и частным сектором.
Хотя данные об уровне австралийских инвестиций в ОАЭ отсутствуют, очевидно, что их потенциал весьма велик. Здесь в различных сферах деятельности функционируют свыше 100 компаний Австралии, занятых в поставках сельскохозяйственных продуктов, нефтяного оборудования, оказания банковских и архитектурных услуг. Взаимодополняемость двух хозяйств делает ОАЭ исключительно привлекательным партнером и региональной базой для австралийского бизнеса. Эта взаимная притягательность усиливается либеральной, рыночно-ориентированной стратегией ОАЭ. Страна предоставляет льготы иностранному капиталу при почти отсутствующем прямом налогообложении.
Правительство ОАЭ в настоящее время разрабатывает поправки к Закону о компаниях и Закону об агентствах, которые позволят иностранному капиталу владение более 49% акций в совместных предприятиях в некоторых отраслях и ослабят требования об обязательной деятельности только через посредство местных спонсоров или агентов. Эти изменения дадут больший простор австралийскому бизнесу для участия в новых отраслях экономики ОАЭ. Австралийские мелкие и средние предприятия предлагают услуги мирового уровня, которые, очевидно, охотно будут приняты частным сектором. Это послужит большему признанию возможностей австралийских компаний.
Дальнейшее укрепление отношений с ОАЭ может позволить австралийским экспортерам воспользоваться страной как трамплином для внедрения на рынок Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и на более крупный рынок Ближнего Востока с населением, превышающим 300 млн. чел.
ОАЭ уже стали ведущим торговым и предпринимательским центром Ближнего Востока с его обширными связями с Южной и Центральной Азией и Восточной Африкой. Реэкспорт – основа торговой системы ОАЭ (только один Дубай реэкспортирует в год товаров на сумму сверх 10 млрд. долл. США). Это дает возможность австралийскому бизнесу использовать ОАЭ как реэкспортный центр по товарам и услугам.
Очевидно, что экономика ОАЭ будет продолжать быстро развиваться, опираясь на усилия правительства по ее диверсификации и структурные реформы. Все это создает исключительные перспективы для австралийского предпринимательства по расширению торговых и инвестиционных связей с в странах Персидского залива и и Ближнего Востока в целом.
Доступ на рынок ОАЭ и возможности бизнеса Австралии будут в еще большей мере поощряться либеральной политикой и предстоящим заключением обширного соглашения о создании зоны свободной торговли между двумя странами.
Министр торговли Австралии в начале 2003 г. заявил о заинтересованности его страны в создании с ОАЭ свободной торговой зоны. После продолжительного изучения этого вопроса обе страны в марте 2005 г. приступили к подготовке соглашения, которое, по всей вероятности, будет заключено в недалеком будущем. В этом случае оно станет первым соглашением со страной Ближнего Востока.
Развитию торгово-экономических связей способствует налаживание межгосударственных отношений. В 1997 г. ОАЭ открыли посольство в Австралии, которая, в свою очередь, в 1999 г. восстановила посольство в Абу-Даби. В 1998 г. в Сиднее было открыто представительство Управления по содействию торговле и туризму ОАЭ. В сентябре 1998 г. в Мельбурне состоялось заседание совместной комиссии на уровне министров, в работе которой приняла участие большая делегация бизнесменов, банкиров, официальных лиц и представителей армии ОАЭ.
В 2004 г. австралийский экспорт в Оман составлял 240 млн. долл., в Кувейт – 518 млн., в Катар – 120 млн. и в Бахрейн – 110 млн. долл.7 Открываются перспективы для восстановления роли Ливана как центра банковских и других услуг, началась реализация программы экономических реформ в Иордании. Все это должно способствовать развитию их внешнеторговых отношений, в том числе с Австралией.
В регионе происходит резкое изменение демографической ситуации. Молодое поколение, выросшее в условиях нефтяного бума, одержимо большими ожиданиями в сфере социальных услуг, что совпадает со стремлением Австралии расширить предложение в области образования и здравоохранения, в потребительском секторе. Не случайно государственная торговая компания «Аустрэйд» разработала стратегию обеспечения розничного сектора ОАЭ новыми видами продовольствия и товарами разного назначения.
Ближний Восток продолжает оставаться растущим рынком для австралийского автопрома. Австралия изучает возможности расширения экспорта своего нефтяного и газового оборудования, технологий и услуг в области инфраструктуры и обороны не только в ОАЭ, Омане, Катаре, но и в Йемене.
В странах Персидского залива Австралия наталкивается на конкуренцию со стороны Европы и США, которые являются традиционными поставщиками туда оборудования и технологий, а также финансовых ресурсов, услуг по образованию, здравоохранению и туризму. На этом фоне в странах Персидского залива ощущается явная нехватка информации об Австралии как о надежном и конкурентоспособном партнере, и это проявляется во все еще недостаточно высокой ее доле в импорте стран субрегиона.
Целесообразно осветить положение с торгово-экономическими связями Австралии таких примыкающих к региону стран, как Пакистан и Бангладеш.
Пакистан. Несмотря на большую территорию и значительную численность населения (в 2002 г. свыше 147 млн.), Пакистан остается далеко не главным торговым партнером Австралии. В 2004 г. он занимал 37-е место в ее товарообороте, 31-е – в экспорте и 46-е – в импорте8. Товарооборот между двумя странами составил 660 млн. долл., а австралийский экспорт – 504,6 млн. долл. Последний характеризуется большой нестабильностью. Так, в 1999 г. он оценивался в 647,3 млн. долл., а за весь период 90-х годов возрос несколько более, чем в 2 раза. Ведущими его статьями были свежие овощи, животные жиры, масличные семена, уголь, железная руда.
В обозримом будущем не намечается существенного увеличения торговли с Пакистаном. В 1996 г. ВВП этой страны (63,7 млрд. долл. США) лишь ненамного превышал 2/3 его размера в такой маленькой стране, как Сингапур, доход на душу населения составлял 487 долл.9, но, главное, страна отличается хронической политической и экономической нестабильностью. Военный переворот в октябре 1999 г. усилил эту неустойчивость. К этому надо добавить международные санкции, связанные с испытанием атомного оружия, и периодические конфликты на индо-пакистанской границе. МВФ продолжает кредитовать Пакистан, но мировое сообщество в экономических отношениях с этой страной пока занимает выжидательную позицию.
Не благоприятствует интересам Австралии и торговый режим, действующий в Пакистане. С начала 80-х годов в стране осуществляется серия торгово-промышленных реформ, но многие учреждения проводят старую торговую политику. Таможенные пошлины остаются высокими, отсутствует прозрачность при применении таможенного кодекса из-за многочисленных льгот, весьма произвольно используемых бюрократическим аппаратом. Нередко к одному и тому же продукту могут применяться различные таможенные тарифы, вся система их взимания подвергается манипуляциям. В 1996 г. максимальная таможенная пошлина составляла 65%, а средняя ставка уменьшилась с 27,5% в 1984 г. до 24,1% в 1993 г. Установленный законом размер пошлины значительно превысил ставку вследствие большого количества дополнительных обложений по таким товарам, как сахар, нефтепродукты, удобрения, химикаты, изделия из резины и производственное оборудование.