Проблема состоит не только в количестве престарелых (в возрасте 65 лет и старше). Дело в том, какими быстрыми темпами это число растет. Соединенные Штаты также сталкиваются с ростом количества престарелых, однако темпы роста здесь и близко не подходят к японским. Если в Японии доля населения старших возрастов возрастет вдвое за 26 лет . Доля людей старше 65 лет будет и дальше возрастать, достигнув 21% в 2025 г., а по некоторым оценкам, может дойти до 24%. Такой рост обусловлен в первую очередь увеличением средней продолжительности жизни, которая стала наивысшей в мире (75, 2 года для мужчин и 80, 9 года для женщин), и очень низким коэффициентом рождаемости - 1, 8%.
Исключительно быстрое "поседение" Японии не имеет аналогов в мировой истории. Оно окажет сильное влияние на бизнес, нормы сбережений, уровень налогов и государственных расходов на социальные нужды.
На уровне фирмы старение рабочей силы поставит японскую систему управления в затруднительное положение. Могут ухудшиться возможности продвижения по службе, так как высшие посты в управленческой иерархии будут занимать престарелые сотрудники. Взгляды рабочих и руководителей могут стать более консервативными. Возрастут затраты фирм на пенсии по мере того, как начнут выходить в отставку большие массы рабочих, принятых во время экономического бума 50 - 60-х годов. Уже сейчас пенсионный возраст увеличился с 55 до почти 60 лет.
Японские фирмы ясно представляют эти тенденции и те последствия, которые могут иметь место, если никаких мер не предпринимать. Они замедлили прием на работу выпускников университетов. "Нисан" и другие фирмы увеличили капиталовложения в оборудование, призванное сделать труд рабочих старших возрастов более эффективным. Некоторые фирмы уже сейчас создают филиалы, предназначенные для таких сотрудников.
Если Япония не найдет путей к самообновлению, она может столкнуться с трудностями поддержания темпов роста производительности как "старая нация".
5. Япония может столкнуться с "болезнью развитых стран" - изменением системы ценностей и стагнацией от изобилия.
Одно из самых серьезных опасений японцев связано с тем, что тот дух жертвенности, самоотвержения, готовности к тяжелой работе, к жизни во имя будущего, который лежал в основе успеха Японии, - этот дух сейчас исчезает. Многие черты японской системы управления выкристаллизовались в годы суровых и трудных послевоенных испытаний - они возникли из необходимости. Сейчас необходимость исчезает. Японцы уже практически встали на исторические рельсы изобилия: они ставят под сомнение необходимость высоких сбережений и низкого потребления, начинают задаваться вопросом, действительно ли необходимы напряженная работа, сплоченность групп, принятая система оплаты и продвижения, высокие требования в учебе. В этом же направлении давят и Соединенные Штаты, которые хотят видеть японцев скорее кузнечиками, чем журавлями.
Пока еще в Японии многих симптомов негативной стороны богатства не видно. Одним из факторов, который не дает японцам расслабиться, является сильная конкуренция со стороны новых индустриальных стран, жители которых работают еще дольше и за более низкую плату, а товары производят практически одинакового с Японией качества. Они могут спасти Японию от "болезней изобилия".
6. Успех может вызвать самоуверенность и высокомерие.
Добившись успеха, можно переоценить свои силы и стать высокомерным. Эти тенденции были характерны для Японии в прошлом, и можно предсказать их проявление в будущем.
У японцев есть все основания гордиться. Из страны, где ВНП в конце второй мировой войны составляла всего 118 долл. на душу населения, они создали вторую по величине экономическую державу свободного мира.
Однако от законной гордости и уверенности в своих силах до самоуверенности и высокомерия - один шаг. Во время последних поездок в Японию, а также просматривая издаваемые в этой стране газеты и журналы, мы заметили симптомы "болезни победителей". В первую очередь это было возрастающее самомнение - такая же болезнь, после которой обыкновенные американцы превратились в "этих отвратительных американцев".
Высокомерие в какой-то степени вызвано жаркими спорами по поводу "нечестной торговли", Европа и Соединенные Штаты обвиняют японцев в том, что они торгуют нечестно и не готовы открыть свои рынки. В ответ японцы заявляют, что иностранные товары не продаются в Японии просто потому, что это товары низкого качества и что таким образом просто ищутся оправдания низкой конкурентоспособности, что миру "нужна" Япония как образец трудолюбия и высокого качества товаров, и дело просто в том, что японцы умеют лучше работать. А за всем этим заметно весьма слабо прикрытое убеждение в собственном культурном, моральном и интеллектуальном превосходстве.
Чувство, что другие страны заведомо несправедливо бьют тебя и обвиняют в нечестной игре, может легко перерасти в паранойю - в состояние сознания, которое хорошо знакомо японцам. Каждый ребенок еще в школе узнает, что: "постоянная бдительность" необходима для самосохранения, Японцы колеблются между комплексом неполноценности и комплексом превосходства. История также показывает, что японцы, могут мгновенно изменить свои взгляды на противоположные, т.е. совершить быстрый переход от уверенности к высокомерию.
7. Чувство "изолированности" от остального мира может стать препятствием для превращения Японии в мирового лидера.
Японцы уверены, что они - совершенно особые люди, отделенные от остального мира.
Японцы до сих пор чувствуют себя неуютно среди иностранцев, называя их "гейдзин" - "внешние люди", и даже требуют снятия отпечатков пальцев у чужестранцев. Около 85% "иностранцев" в Японии составляют корейцы, три четверти которых там родились. Однако "большинство японцев смотрят на корейцев сверху вниз, как в колониальные времена, или считают их всех бандитами", заявляет британский журнал "Экономист". Многие компании не станут нанимать или продвигать по службе корейцев.
Многие сомневаются, способна ли Япония в принципе преодолеть чувство "отдаленности" от мира и свое подсознательное подозрение, что мир "против нее". Япония - страна с развитой внешней торговлей, но в то же время она не стала еще страной с развитым интернациональным мышлением и соответствующей организацией.
В течение многих лет Япония не сталкивалась с этими вопросами. Однако сейчас у нее нет выбора. Как отмечают Кан и Пеннер, Япония будет вынуждена стать не только "сверхгосударством", но и "сверхдержавой".
3.2 Российско-Японские отношения
Японо-российские экономические отношения переживают в настоящее время застой: развитию двусторонних торгово-экономических связей, в особенности увеличению экспорта и инвестиции из Японии, препятствуют проблема задолженности японским частным компаниям, неотлаженность налоговой и юридической систем в России и ряд других факторов. Для того, чтобы сделать возможным планирование стабильного развития японо-российских отношений в этой области на среднесрочную и долгосрочную перспективу, обе страны должны добиваться устранения этих препятствий. В частности, крупномасштабные проекты на Дальнем Востоке, например проект разработки нефти и природного газа на шельфе Сахалина, осуществляются силами частных компаний, и для нормальной реализации таких проектов требуется совершенствование упорядочение внутреннего российского законодательства.
Состоявшийся в октябре 1993г. визит Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина в Японию и подписанные в ходе этого визита документы создали благоприятные предпосылки для стабилизации торгово-экономических связей и вывода их на качественно новый уровень. [13]
Для разрешения вышеупомянутых проблем и поддержки расширения двусторонних экономических связей в ноябре 1994 года во время визита в Японию первого вице-премьера РФ Олега Сосковца была достигнута договоренность о создании Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам. Ее сопредседателями стали Сосковец и заместитель премьер-министра, министр иностранных дел Йохэй Коно. При этой комиссии были образованы три подкомиссии, перед которыми были поставлены следующие задачи:
· ликвидация препятствий на пути двусторонних торгово-экономических отношений и повышение деловой активности частного капитала;
· обеспечение программ помощи России;
· укрепление экономических связей между Японией и дальневосточными районами России;
“В ноябре 1995 года в Москве состоялось заседание этих трех подкомиссий; после проведенной ими подготовительной работы в марте 1996 года в ходе визита в РФ министра иностранных дел Юкихико Икэда состоялось первое заседание Межправительственной комиссии. После оживленного обмена мнениями на нем был принят совместный доклад, подготовленный в указанных подкомиссиях.
Другим важнейшим событием в развитии двусторонних контактов, но уже на деловом уровне, стало проведение в Токио в период 26-29 марта 1996г. второго совместного совещания Российско-японского и Японо-российского комитетов по экономическому сотрудничеству. Основными проблемами, которые были подробно обсуждены представителями российских и японских деловых кругов в ходе совещания, явилось состояние и перспективы инвестиционного сотрудничества, а также презентация основных положений новой Программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. [3]
В Токио 9 июня 1997 года первый вице-премьер Борис Немцов и министр иностранных дел Икэда провели 2-е заседание Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам. На нем, в частности, была единодушно отмечена важность увеличения притока внутренних и внешних инвестиций в Россию, а также необходимость решения задачи привлечения частных инвестиций. Стороны выразили единое мнение, что следует уделить особое внимание экономическим отношениям между Дальним Востоком и Японией и стремиться к активизации экономических обменов.