Смекни!
smekni.com

Проблема регулирования трудовых отношений и социального обеспечения КНР в условиях построения общества "сяокан" (стр. 9 из 15)

Во-первых, разрыв доходов горожан и крестьян. После начала реализации политики реформ и внешней открытости разница в доходах у городских и сельских жителей демонстрирует тенденцию к попеременному сокращению, расширению, снова сокращению, снова расширению и т.д. В последние годы, несмотря на предпринятые центральной властью меры, направленные на обеспечение интересов крестьян, пропорция доходов у городских и сельских жителей держится на сравнительно высоком уровне – 3,21:1. При включении некоторых невалютных факторов, таких как жилье, образование, медицина, социальное обеспечение и другие социальные блага, эта разница будет еще больше.

Во-вторых, разница в сфере образования. В городах людей, обладающих дипломами средней школы второй ступени, техникума, училища и института, бакалавра и магистра в соответственно в 3,4 раза, 6,1 раза, 13,3 раза, 43,8 раза и 68,1 раза больше, чем в селах. Кроме того, на этапе девятилетнего обязательного образования на селе имеют место серьезные перерывы.

В-третьих, разница в уровне медицинского обслуживания в городах и селах. В настоящее время коэффициент охвата селян системой сельского кооперативного медицинского обеспечения составляет лишь 10% с лишним, свыше 80% крестьян обеспечиваются медицинские услугами за свой счет. В последние годы на фоне дефицитного предложения санитарных и медицинских услуг резко повышаются тарифы на медицинские услуги, во многих сельских районах вновь появилось явление «заболевание приводит или возвращает к беде»[83].

В-четвертых, разница в уровне потребления в городах и селах. В селах цена производственных материалов очень высока, качество предметов потребления низко, часто встречаются поддельные товары. В целом уровень потребления у сельского населения в настоящее время приблизительно равен уровню потребления у городского населения в начале 90-х гг. прошлого века, то есть отстает примерно на десять лет.

В-пятых, разница в сфере трудоустройства. В городах коэффициент зарегистрированной безработицы составляет 5% трудоспособного населения, на селе пока нет точной статистики. Даже за вычетом 130 млн. мигрантов – выходцев из сельских районов, коэффициент трудоустройства у оставшихся 400 млн. чел. составляет около 50%.

В-шестых, разница в объемах государственных инвестиций в

социальную сферу. Доля выделяемых на сельское хозяйство средств от общего размера государственных финансов непрерывно снижается.

Личные доходы городского и волостного населения поступают на потребление и сбережение, у селян – еще и на расширение производства. За вычетом расходов на расширение производства разница в доходах горожан и селян становится еще больше.

На дальнейшую реализацию двух гарантий (т. е. своевременной выплаты пособий на основные жизненные потребности сокращаемому персоналу предприятий и пенсий их пенсионерам) и трех гарантийных линий (т. е. обеспечения основных жизненных потребностей сокращаемых рабочих и служащих госпредприятий, страхования по безработице и обеспечения прожиточного минимума жителям городов.) центральные финансы в 2003 году выделили 70 млрд. юаней, а это на 19,9 проц. больше, чем в предыдущем. Притом если в 2002 году дотации на обеспечение прожиточного минимума городского населения составляли 4,6 млрд. юаней, то в 2003 году они поднялись до 9,2 млрд. юаней. Таким образом прожиточный минимум был обеспечен 22,35 млн. человек городского населения страны. С 2003 года центральные финансы стали ежегодно выделять специальные фонды на поддержку мест в разрешении жизненных трудностей кадровых работников предприятий из числа демобилизованных воинов. Снова повысились ставки благотворительных пособий инвалидам революции и другим лицам этой категории[84].

Превращение сотен миллионов людей из сельских жителей, занятых, особенно в глубинных районах, преимущественно сельскохозяйственным трудом, в горожан, главной сферой приложения труда которых станет неаграрная, представляет собой задачу неимоверной сложности. Для ее решения потребуется не один десяток лет. Столь гигантский переход в такой огромной стране, как Китай, не может происходить стихийно. Для того, чтобы избежать хаоса в экономической, социальной и политической жизни, предстоит осуществить целый комплекс взаимосвязанных и хорошо продуманных мер, который включит в себя и обучение выходцев из деревни нужным городу профессиям, и создание сети посреднических организаций, которые смогут на коммерческой основе помогать будущим горожанам устроиться и адаптироваться. Увеличение доли городского населения в Китае не может опережать процесс создания в городах возможностей трудоустройства для переселенцев из села и включения крестьян в системы социального обеспечения.

В основном в Китае уже сложился каркас системы социального обеспечения. Сделаны крупные шаги в создании системы основного страхования по старости и системы основного медицинского страхования в городах. Создана система страхования по безработице и система обеспечения прожиточного минимума для городского населения.

В то же время постоянное увеличения числа трудовых мигрантов в города, и как следствие увеличение безработицы, представляют серьезную угрозу для социальной стабильности в городе, и в стране в целом.

2.2 Социальные проблемы и пути их решения в деревне

Подавляющее большинство населения современного Китая - крестьяне. Поэтому главные проблемы страны - это проблемы китайского крестьянства или, как их иной раз называют в Китае, «три проблемы села»: проблемы крестьян, сельского хозяйства и деревни.

Ситуация в китайской деревне в начале ХХI века осложняется. Именно она определит будущее Китая на многие десятилетия вперед.

Правительство Китая в настоящее время постоянно утверждая, что «сельское хозяйство — основа», власти на деле применяли различные способы изъятия ресурсов из аграрного сектора и направляли их на модернизацию и индустриализацию городов. Развитие деревни преследовало исторически утилитарные цели и занимало одно из последних мест среду экономических приоритетов. В социальном плане оно закрепляло подчиненное положение крестьян как граждан «второго сорта», лишенных многих прав, гарантированных городским жителям. Наконец, система регистрации служила барьером, сдерживающим наплыв крестьян в города.

За десятилетия существования системы регистрации в китайском обществе сформировались, можно сказать, кастовые барьеры между основными социальными группами. Для крестьян были предельно ограничены возможности смены сельской регистрации на городскую. Фактически возможностей такой смены было всего три[85] - через службу в армии, получение высшего образования и направление на работу в город, а также через продвижение в рамках системы кадровых работников. Воспользоваться любым из перечисленных способов могло лишь ограниченное число граждан. Существовал даже запрет предоставлять городскую прописку супруга если у одного из них была сельская регистрация; сельская регистрация закреплялась И за детьми, рожденными в браке. Эти меры привели к тому, что практически не заключались браки между горожанами и селянами.

Система регистрации закрепляла и усиливала социальное и экономическое неравенство. Горожанам гарантировались более высокий уровень жизни, а также рабочее место плюс социальные гарантии и льготы. За жителями села закреплялись обязанности работать на земле, обеспечивать город продовольствием, а промышленность – сырьем.

Правительство субсидировало потребление горожан через гарантированные цены на продовольственное зерно и растительное масло и нормирование потребления других продуктов питания. Крестьяне же вплоть до последнего времени были обязаны выполнять задания по обязательным государственным закупкам, то есть поставлять продукцию в города по заниженным цена[86].

В 2004 г. правительство разработало политику о частичном или полном освобождении крестьян от уплаты сельскохозяйственных налогов, а в конце 2005 г. Постоянный Комитет ВСНП принял решение об отмене Положения об обложении сельскохозяйственными налогами, действовавшего в стране около полувека[87]. Окончательная отмена сельхозналогов нацелена на облегчение материального бремени крестьян, укрепление базисного положения аграрного сектора в национальной экономике и сокращение разрыва между городом и деревней.

Прикрепление крестьян к земле резко сужает их возможности занятости. По расчетам китайских демографов, в деревне сконцентрировано от 80 до 250 миллионов человек избыточной для земледелия рабочей силы. В то же время в городе за счет государства создаются новые рабочие места, а для повышения квалификации работников финансируются курсы по профессиональной переподготовке. Примечательно, что, государственное статистическое управление КНР ведет учет безработных только среди городского населения.

Действующие в настоящее время системы страхования по старости, по безработице, временной нетрудоспособности и тому подобное, распространяются главным образом на городское население. Что касается крестьян, то все расходы, например, в случае той же временной нетрудоспособности, они полностью оплачивают самостоятельно.

Социальная незащищенность сельского населения вынуждает крестьян ограничивать текущее потребление и делать сбережения[88].

Расходы на образование в городах финансируются главным образом за счет средств центрального и местного бюджетов, детям горожан гарантировано получение обязательного девятилетнего обучения. В сельской местности охват людей школьным образованием значительно меньше и гораздо больше неграмотных и малограмотных. Из-за низкого образовательного уровня у молодых крестьян ограничены возможности трудоустройства вне земледелия. (Образ жизни горожан и крестьян коренным образом отличается). По китайским данным, более 70 процентов крестьян живут в условиях натуральной (естественной) экономики[89].