Смекни!
smekni.com

Развитие концепции национальной безопасности в свете обеспечения обороноспособности Китайской Народной Республики на современном этапе (стр. 10 из 20)

Ракетные воска, или Вторая артиллерия, подчиняются непосредственно Центральному Военному Совету КНР. Вторая артиллерия состоит из стратегических ракетно-ядерных войск, оперативно-технических ядерных войск, частей обеспечения и обслуживания. Численность личного состава, по разным оценкам, составляет около 120 тыс. человек.

Ядерная стратегия Пекина, взявшего декларативное обязательство не применять ядерное оружие первым, основывается на концепции "ограниченного ответного ядерного удара". Эта концепция предполагает строительство ограниченных по боевому составу ядерных сил сдерживания, способных созданием угрозы нанесения неприемлемого ущерба вероятному противнику заставить последнего отказаться от применения ядерного оружия или попыток военно-силового давления на КНР. Такой подход не делает акцента на достижении ядерного паритета по отношению к США и РФ, однако является рациональным с точки зрения экономии материальных и финансовых ресурсов[98].

Ракетно-ядерный потенциал КНР условно можно разделить на три компонента: стратегического (СН), оперативно-тактического (ОТН) и тактического (ТН) назначения. В последние годы отмечается заметный уклон в сторону первоочередного развития ракетно-ядерных сил и средств ОТН и ТН, а не стратегических. Это диктуется тем, что для КНР в масштабах азиатского театра войны с учетом предполагаемых военных угроз со стороны региональных потенциальных противников, оперативно-тактическое и даже тактическое ядерное оружие имеет стратегическую значимость и позволяет КНР решать военно-стратегические задачи.

В процессе развития стратегических ядерных сил КНР отчетливо просматривается курс на создание ядерной "триады":

1) группировки баллистических ракет СН/ОТН наземного развертывания в мобильном и шахтном вариантах;

2) атомные ракетные подводные лодки с дальнобойными баллистическими ракетами подводных лодок;

3) авиационный компонент.

На сегодняшний день стратегическая ядерная "триада" КНР во многом проигрывает по своим характеристикам соответствующим силам США и РФ[99].

Основными недостатками китайских стратегических ядерных систем считаются низкие показатели боевой готовности, живучести, надежности и точности, что говорит об отсутствии у КНР в настоящее время возможности нанесения как ответно-встречного, так и упреждающего удара. Тем не менее, потенциала ракетных войск Китая достаточно для ограниченного сдерживания вероятных противников от нападения на страну[100].

Чтобы изменить сложившееся положение дел, Пекин предпринимает энергичные меры по качественному совершенствованию ядерных вооружений. К тому же руководители КНР прямо увязывают повышение роли своей страны в международных делах, её влияния на развитие военно-политической обстановки в мире и, прежде всего, в АТР с наращиванием ядерного потенциала.

В данный момент в Китайской Народной Республике существует несколько гражданских и военных специальных служб, осуществляющих разведывательную и контрразведывательную деятельность. Основные из них - это Министерство общественной безопасности (МОБ) КНР, Министерство государственной безопасности (МГБ) КНР и Главное разведывательное управление Генерального штаба Народно-Освободительной армии Китая (ГРУ ГШ НОАК).

Главное разведывательное управление Генерального штаба Народно-освободительной армии Китая. Общее руководство и контроль за деятельностью ГРУ ГШ НОАК осуществляет Центральный военный совет КНР, подчиненный ЦК КПК.

Основными направлениями деятельности являются внешняя стратегическая разведка и оперативно-тактическая разведка.

Основные цели и задачи ГРУ ГШ НОАК состоят из следующих аспектов:

1. сбор и систематизация данных о перспективном развитии военно-политической обстановки в отдельных странах или регионах мира, состояние их оборонной промышленности, состояние вооруженных сил сопредельных стран, ведущих держав и держав - вероятных противников, а также планы их мобилизационного развертывания;

2. ведение промышленно-экономической разведки;

3. ведение политической разведки;

4. ведение военно-экономической разведки;

5. подрывная деятельность в перечисленных странах;

6. сбор сведений о спецслужбах зарубежных стран, формы и методы их работы;

7. участие в антитеррористической деятельности на территории КНР и за границей.

Структурно ГРУ ГШ НОАК состоит из 7-ми управлений и других подчиненных организаций и подразделений. Кроме того, Главному разведывательному управлению оперативно подчинены разведывательные управления ВВС, ВМС, военных округов (Пекинский ВО, Чэндуский ВО, Гуанчжоуский ВО, Цзинанский ВО, Ланчжоуский ВО, Нанкинский ВО, Шеньянский ВО), а также разведуправления и отделы гарнизонов (Пекинский, Шанхайский, Тяньцзинський) [101].

Общая численность личного состава Главного управления разведки ГШ НОАК составляет более 35 000 человек.

Исходя из того, что ГРУ структурно входит в ГШ НОАК, содержание его штатных единиц (в том числе и аппаратов ВАТ за рубежом) осуществляется за счет средств, ежегодно выделяемых из бюджета Министерства обороны КНР. Функции постатейного и ведомственного распределения бюджетных средств МО КНР возложены на финансовое управление Главного управления тыла НОАК.

По вопросам обеспечения государственной безопасности, включая экономическую безопасность страны, разведка НОАК взаимодействует с Министерством государственной безопасности, Министерством общественной безопасности, таможенной и финансовой службами. Министерство государственной безопасности Китайской Народной Республики.

В последнее время получило развитие и другое направление - создание на базе имеющихся соединений мобильных сил НОАК, предназначенных для действий в локальных конфликтах по периметру государственной границы, а также для оказания поддержки народной вооруженной полиции в обеспечении внутренней безопасности и общественного порядка. Численность этого развивающегося компонента составляет около 250 тыс. человек (9% сухопутных войск), в ближайшей перспективе предполагается включение в его состав ударной авиации и части сил флота. К 2010 г. мобильные силы могут включать до одной трети состава НОАК (около 800 тыс. человек) [102].

Военные округа (театры военных действий) являются военными структурами, учрежденными в соответствии с административным делением страны, географическим положением, а также стратегическим и оперативным направлениями и задачами ведения боевых действий. Округу подчинены несколько сухопутных армий, части различных родов войск, части тылового обеспечения, а также провинциальные военные округа (подокруга, гарнизоны). Их главными функциями являются: организация и координация совместных боевых действий и учений сухопутных, морских и воздушных частей в пределах данного округа; непосредственное руководство организационным строительством, военной подготовкой, административным управлением, политической работой, тыловым обеспечением и вооружением в подчиненных сухопутных частях; руководство народным ополчением, военной службой, мобилизацией, народной противовоздушной обороной и обустройством районов боевых действий. В настоящее время в НОАК насчитывается семь военных округов: Шэньянский, Пекинский, Ланьчжоуский, Цзинаньский, Нанкинский, Гуанчжоуский и Чэндуский[103]. Из всех военных округов Китая наиболее мощными являются округа со штабами в Пекине и Шэньяне, прилегающие к границе с РФ (первый ориентирован на Сибирский военный округ ВС РФ, второй - на Дальневосточный). На эти округа приходится 4 из 9 танковых и 6 из 9 механизированных дивизий, 6 из 12 танковых бригад сухопутных войск НОАК. Еще 2 танковые дивизии и 1 бригада входит в состав округа со штабом в Ланьчжоу (занимает западную часть страны, ориентирован на Центральную Азию, Монголию и Сибирь к западу от Байкала), а 1 танковая, 1 механизированная дивизии, 2 танковые и единственная в НОАК механизированная бригады - в состав Цзинаньского округа, который находится в центре страны и является стратегическим резервом для Пекинского, Шэньянского, Ланьчжоуского и Нанкинского округов[104].

В частности, 38-я армия Пекинского ВО представляет собой полигон для отработки новых оргштатных мероприятий и способов применения новых видов боевой техники. Артиллерия в этой армии полностью автоматизирована, она еще уступает по точности американской, но уже превзошла российскую. Быстро обновляются бронетанковые войска. В частности, в состав 38-й армии входит полностью автоматизированная 6-я танковая дивизия, оснащенная танками Туре 96. Темп наступления 38-й армии достигает 1000 км в неделю (150 км в сутки). Наконец, в состав этой же армии входит 4-я зенитно-ракетная бригада, наиболее современное соединение войсковой ПВО Китая (включает, в частности, дивизион ЗРК "Тор"). Вторым полигоном для отработки новых способов применения СВ является резервный Цзинаньский округ, включающий, в частности, образцовые и оснащенные современной техникой 8-ю танковую и 127-ю легкую мотопехотную дивизию. Остальные подвижные соединения СВ НОАК (танковые и механизированные дивизии) входят в состав Нанкинского военного округа. В частности, здесь дислоцированы обе амфибийные механизированные дивизии, единственная амфибийная танковая бригада и единственная десантная бригада спецназа. Общая численность этих соединений составляет 25 тыс. человек. С учетом морской пехоты ВМС Китай обладает вторым в мире после США контингентом морской пехоты[105].