Смекни!
smekni.com

Развитие концепции национальной безопасности в свете обеспечения обороноспособности Китайской Народной Республики на современном этапе (стр. 11 из 20)

Наиболее слабыми являются округа со штабами в Чэнду и Гуанчжоу, прилегающие к границам с Индией и странами Индокитая. Они, в частности, не имеют ни одной танковой и механизированной дивизии, то есть на южном направлении китайское командование не предполагает вести какие-либо наступательные действия. Войска этих округов состоят в основном из мотопехотных (бывших пехотных) дивизий, наиболее архаичного типа соединений СВ НОАК. В других округах большинство дивизий этого типа преобразуется в бригады. Переход от дивизий к бригадам происходит достаточно активно, хотя этот процесс нельзя абсолютизировать. Танковые и механизированные дивизии, представляющие собой основную ударную силу СВ, никто преобразовывать в бригады не собирается.

На вооружении СВ НОАК состоит около 10 тыс. основных танков (450 Туре 90II, 1200 Туре 96, 200 Туре 98, 400 Туре 88С, 500 Туре 88В, 1000 Туре 80, 500 Туре 79, 200 Туре 69, 5500 Туре 59) и 2 тыс. легких (1200 Туре 62, 800 Туре 63). К современным можно отнести танки Туре 90II, Туре 96 и Туре 98, причем последний, как считается, почти не уступает лучшим западным танкам (М1А2, "Леопард-2А6"). Все эти три типа танков вооружены 125-миллиметровой пушкой,, подобной той, что установлена на российских танках (начиная с Т-64А) [106].

В НОАК созданы Военная Академия, Академия обороны, Академия оборонной науки и техники. Военная Академия является высшим всеармейским военным научно-исследовательским органом и военным научно-исследовательским центром. Академия обороны и академия оборонной науки и техники являются учебными заведениями, непосредственно подчиненными ЦВС. Академия обороны отвечает, главным образом, за подготовку командиров высшего звена, штабных офицеров высшего звена и исследователей-теоретиков высшего уровня. Академия оборонной науки и техники отвечает, главным образом, за подготовку научных и инженерно-технических кадров высшей категории, а также командных кадров, обладающих специальными знаниями.

Войска запаса НОАК комплектуются и формируются по установленной структуре, их основой являются служащие запаса, а костяк составляют военнослужащие действительной службы. Войска запаса входят в порядок НОАК, в обычное время они согласно положениям проходят обучение и подготовку, а при необходимости могут в установленном законом порядке содействовать охране общественного порядка. Во время войны войска запаса на основании изданного государством Закона о мобилизации переводятся в войска действительной службы.

Войска вооруженной народной милиции выполняют поставленные государством задачи по обеспечению безопасности и находятся под двойным руководством Госсовета и ЦВС. Они включают части внутренней охраны, обеспечения безопасности на золотопромышленных предприятиях, гидроэлектростанциях, части лесоохраны и транспортные части.

Народное ополчение является составной частью ВС страны. Под командованием военных органов народное ополчение выполняет задачи подготовки к ведению боевых действий и несения нестроевой службы, ведения оборонительной войны, содействует охране общественного порядка. Генеральный штаб управляет работой с народным ополчением всей страны; военные округа отвечают за работу с народным ополчением на территории своего округа; провинциальный округ является командным органом, осуществляющим руководство народным ополчением на своей территории.

Как гласит Закон КНР "О национальной обороне", для вооруженных сил Китая обязательно соблюдение Конституции и законов. Руководство ВС Китая придерживается курса "управление армией на правовой основе", усиливает правовое строительство, с тем, чтобы дело государственной обороны и армейское строительство встали на рельсы правопорядка. Это находится в соответствии с требованием строительства в Китае правового государства в целом[107].

Следует отметить, что НОАК находится на переходном этапе к преобразованию в армию современного типа, способную эффективно выполнять задачу ядерного сдерживания и нанесения ответного ядерного удара, успешно действовать в многомерном пространстве в условиях высокотехнологичной войны. Вместе с тем ввиду приоритетности задач экономического развития военная модернизация осуществляется умеренными темпами и носит выборочный характер. Китайский ВПК имеет ограниченные возможности по выпуску современных высокотехнологичных вооружений и сохраняет зависимость от импорта зарубежных технологий. Избранная догоняющая модель развития позволяет сократить, но не ликвидировать военно-техническое отставание Китая от мирового уровня. Поэтому в ближайшие годы вектор военно-технической политики Китая будет смещаться в сторону использования внешнего фактора, то есть в сторону импорта и лицензионного производства военной техники по зарубежным технологиям.

Также не следует забывать, что при сохранении нынешних опережающих темпов увеличения военных расходов по сравнению с темпами роста экономики Китай может по объему реальных военных расходов в ближайшие годы выйти на второе место в мире после США. Сдерживающим фактором может стать необходимость увеличения ассигнований на импорт энергоносителей, а также на решение сложных внутренних социально-экономических проблем, имеющих тенденцию к обострению.

К 2020 г. китайская армия, оставаясь наиболее многочисленной в Азии, может стать сильнейшей в качественном отношении. Тем не менее возможности Китая по проецированию силы в значительных масштабах по всей видимости будут ограничены пределами АТР[108].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что характерной особенностью современного этапа трансформации Вооруженных сил Китая является осознание военно-политическим руководством страны того факта, что в результате происходящих процессов глобализации противоречие в военной науке и технике между информатизацией с одной стороны и механизацией - с другой, продолжает углубляться. Подобные процессы ведут к нарастанию неустойчивости и снижению эффективности применения военной силы. Вместе с тем роль, отводимая военной силе в обеспечении национальной безопасности, по мнению китайских специалистов, сегодня продолжает занимать главенствующее положение. Проведенная коалиционными силами операция в Ираке в 2003 году выдвинула на первый план проблему, связанную с расширяющейся технологической пропастью между развитыми странами Запада и их вооруженными силами и вооруженными силами стран всего остального мира. Этот расширяющийся технологический разрыв побудил руководство Китая призвать НОАК стремиться к "технологическому прыжку", с целью всемерно ускорить приобретение способностей, увеличивающих маневренность, огневую мощь и точность оружия путем всемерной информатизации вооруженных сил. Китайские эксперты также считают, что первые два десятилетия XXI столетия будут критическим периодом для реформы и выстраивания новых отношений в области военной науки и промышленности КНР. В этот период должно быть отлажено взаимодействие военной и гражданской промышленности, сбалансированы военные и гражданские потребности. В этот же период планируется осуществить модернизацию производства на ключевых предприятиях оборонной промышленности с целью наибольшего соответствия их возможностей потребностям вооруженных сил.

Долгосрочная программа модернизации НОАК ставит перед собой цель - создание и развитие способностей вести и побеждать в быстротечных конфликтах высокой интенсивности по всему периметру государственной границы Китая. При этом особое внимание уделяется развитию военно-воздушных и военно-морских сил, как основного средства сдерживания возможной агрессии.

2.2 Модернизация вооруженных сил КНР на современном этапе

Перспективы модернизации обороны Китая в значительной мере определяются объемом финансирования военных расходов. Согласно китайским источникам, официальные военные расходы Китая подразделяются на центральные и местные. "Местные" военные расходы предположительно предназначены для содержания народного ополчения. "Центральные" военные расходы включают 13 расходных статей на содержание НОАК[109].

Важное место в официальных военных ассигнованиях занимают расходы на закупку вооружений и военной техники, которые в свою очередь включают три составные части:

а) космическое оборудование, самолёты, ракеты, ядерные бомбы и головные части ракет, боевые корабли и катера, бронетанковая техника;

б) артиллерийское и стрелковое вооружение сухопутных войск;

в) боеприпасы, электронное оборудование и средства связи, транспортные средства, средства разведки и тылового обеспечения[110].

Особенностью китайской системы финансирования расходов на оборону является то, что официальные бюджетные военные ассигнования не включают расходы на НИОКР, связанные с созданием новых типов вооружений и военной техники. В КНР различают "военные исследования" и "оборонные исследования". Первые означают исследования в области военной науки, военной медицины, испытания и оценку оружия и военной техники, а также исследования, направленные на некоторое усовершенствование образцов техники, находящейся на вооружении НОАК. "Военные исследования" проводятся научно-исследовательскими учреждениями НОАК и финансируются за счет официальных бюджетных ассигнований. Что касается "оборонных" исследований, то они охватывают все научные исследования, имеющие оборонное значение и осуществляемые НИИ, принадлежащими различным гражданским ведомствам.