Смекни!
smekni.com

Развитие концепции национальной безопасности в свете обеспечения обороноспособности Китайской Народной Республики на современном этапе (стр. 15 из 20)

Китай принял участие в Региональном форуме Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ARF), в Азиатской конференции по вопросам взаимного сотрудничества и мерам утверждения доверия (CICA), в Азиатско-Тихоокеанском Совете по безопасности и сотрудничеству (CSCAP), в Диалоге по вопросам сотрудничества в Северо-Восточной Азии (NEACD), в трехстороннем симпозиуме с участием КНР, США и Японии и других многосторонних мероприятий по вопросам безопасности. Пекин рассматривает такого рода мероприятия в качестве важных каналов обсуждения безопасности на официальном и неофициальном уровнях и стремится углубить взаимопонимание и доверие, стимулировать дело мира и стабильности в регионе.

Региональный форум Ассоциации государств ЮВА (ARF) является сегодня единственным в АТР региональной многосторонней официальной трибуной диалога и сотрудничества по вопросам безопасности. Представители МИД и Министерства обороны КНР приняли участие в совещаниях министров иностранных дел и высокопоставленных должностных лиц всех созывов в рамках Регионального форума (ARF), а также в официальных и неофициальных совещаниях по вопросам утверждения доверия, организации миротворческих операций и спасательной работы на море, ликвидации последствий стихийных бедствий, превентивной дипломатии, нераспространения ядерных вооружений и пр. [129]

Китай считает, что в фокусе внимания ARF должны быть по-прежнему меры по утверждению взаимного доверия, а также разработка новых концепций и способов безопасности. Китай поддерживает поиски, предпринимаемые заинтересованными сторонами в сфере превентивной дипломатии, причем выступает за то, чтобы в первоочередном порядке провести всестороннее обсуждение концепции, формулировки, принципов и сферы превентивной дипломатии в АТР, с тем чтобы добиться единогласия.

Китай принимает активное участие в работе Азиатской конференции по вопросам взаимного сотрудничества и мерам утверждения доверия, инициированной Казахстаном, считая, что цели этой конференции в основном совпадают с целями безопасности Китая в Азии, причем Китай выступает за то, чтобы работа этой конференции полнее учитывала особенности и многообразие азиатского региона.

В 1996 г. Китай официально вступил в Азиатско-Тихоокеанский Совет по безопасности и сотрудничеству (CSCAP) и в 1997 г. учредил Китайский комитет CSCAP, который принимает серьезное участие в деятельности указанного Совета.

С тех пор, как в 1993 г. стали созываться совещания в рамках Диалога по вопросам сотрудничества в Северо-Восточной Азии (NEACD), Китай стал их неизменным участником. В 1996 и 1999 гг. Китай стал устроителем Пекинских IV и IX пленарных совещаний NEACD. В ходе совещаний благодаря усилиям Китая и других стран-членов было достигнуто единогласие касательно руководящих принципов сотрудничества в рамках NEACD.

Основной вехой в наращивании своего военного потенциала Китай считает импорт вооружений и создание своей научной базы по этому вопросу. Из-за наложенного Евросоюзом в 1989 году эмбарго на поставку вооружений в Китай, страна на несколько лет оказалась в политической изоляции, против нее были проведены экономические санкции. Европейский союз ввел этот запрет 27 июня 1989 года в ответ на жестокое подавление китайским правительством народных выступлений по всей стране. Самые жестокие акции проходили с 3 по 4 июня в столице КНР Пекине, где на площади Тяньаньмэнь солдаты Народно-освободительной армии Китая убили сотни демонстрантов, преимущественно студентов. Сколько именно человек погибли в те дни - неизвестно. Точных данных не существует, в первую очередь потому, что солдаты и танки, расправлявшиеся с демонстрантами, заблокировали площадь со всех сторон[130].

Однако возможность отмены эмбарго существует и крайне актуальна на данный момент для ряда европейских стран. Существует две основные группы оппонентов по данному вопросу. С одной стороны, большая часть стран-участниц Евросоюза, с другой США и Япония, которые формально не являются членами союза, но имеют значительное влияние на ряд союзных стран. Китай со времен Средневековья является главным врагом Японии, а события Второй мировой войны окончательно отбили у Пекина охоту устанавливать добрососедские отношения с Токио. Теперь, когда китайская экономика бьет все рекорды роста, самой неприятной для Японии была бы перспектива того, что Пекин сможет покупать любое оружие в любых количествах.

США - руководствуется иными мотивами. В Вашингтоне опасаются, что КНР, получив доступ к высокотехнологичному европейскому ВПК, сможет в короткое время заполучить вооружения и военные технологии, которые сделают его армию и флот гораздо боеспособнее и дадут китайцам возможность оккупировать ("освободить" - с китайской точки зрения) остров Тайвань, который предпочитает считаться независимым. Для США Тайвань является своего рода непотопляемым азиатским авианосцем - американцы держат на острове свои военные базы, незаменимые при любом конфликте в этом регионе. На словах США выступают в качестве гарантов демократии и обвиняют Пекин в антидемократической политике.

Об отмене эмбарго в Европе заговорили еще в октябре 2003 года. В феврале Европарламент отказался пересмотреть условия запрета. Этот вопрос был рассмотрен по предложению Франции и Германии. Однако по настоянию Великобритании, которая лоббировала интересы США и Японии, было принято решение оставить запрет в силе.

Несмотря на протесты и угрозы американцев и японцев, о планах Евросоюза по отмене эмбарго летом 2005 года было объявлено официально.12 января министр иностранных дел Великобритании Джек Стро заявил, что запрет, вероятно, будет снят в течение ближайших шести месяцев. При этом Стро заверил, что торговля оружием с Китаем останется под жестким контролем.

Под большим вопросом остается довольно спокойная реакция США на такие заявления. На самом деле американцы и не думают сдаваться. Просто они поняли, что словами Европу не убедить. И подготовили ряд шагов, которые, возможно, ограничат устремления европейцев на китайский военный рынок.

США пригрозили Евросоюзу введением ограничений на поставки передовых военных технологий, если ЕС не предоставит гарантий, что эти технологии не попадут Китаю после снятия европейского эмбарго на торговлю вооружениями. Учитывая, насколько интегрированы военно-промышленные комплексы стран НАТО, это может серьезно сказаться на боеспособности европейских армий[131].

Однако новая стратегическая ситуация, которая начала складываться в связи с намерением Вашингтона создать системы НПРО и ПРО ТВД, способствовала сближению Москвы и Пекина. Руководителям обеих стран четко видно, что в случае осуществления этих планов и при возникновении военного кризиса обе стороны, если не примут своевременных политических или военных мер, лишатся возможности сказать свое веское слово. При этом никто не сомневается, что объектами новой ракетной инициативы Вашингтона, конечно, являются не столько Северная Корея или страны Ближнего Востока, сколько более крупные державы.

Именно такая ситуация вынудила Владимира Путина и Цзян Цзэминя твердо заявить в Пекине о том, что в случае развязывания Вашингтоном новой гонки вооружений, которая нарушит стратегический баланс, Россия и Китай будут вынуждены дать совместный ответ.

Учитывая все эти обстоятельства, Китай надеется, что Россия будет поставлять ему вооружения. КНР особенно заинтересована в этом после неудачной попытки получить от Израиля мощные радары, которые должны были быть установлены на военно-транспортных самолетах российского производства ИЛ-76[132].

Китай активно развивает военные контакты с разными странами мира. На основе "Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китаем и Россией" постепенно укрепляются и развиваются межармейские связи двух стран, сохраняется прекрасная тенденция контактов между высокопоставленными военачальниками[133].

В сентябре 2001 года на Гуаме прошло специальное совещание по режиму китайско-американских переговоров о военной безопасности на море, что означало начало возобновления китайско-американских военных контактов, которые одно время прервались. 2002 года на саммите Конференции приняты "Алматинский Акт" и "Декларация СВМДА по искоренению терроризма и развитию диалога цивилизации" 2002 года главы Китая и США на встрече согласились с возобновлением контактов между двумя армиями. По проблеме развития национальной безопасности. В конце 2001 года возобновлены китайско-японские военные связи. Успешно развиваются военные отношения между Китаем и Европейским союзом. Китайские военные делегации на всех уровнях успешно совершили визиты в армии многих стран Северно-Восточной, Юго-Восточной, Южной и Центральной Азии. Пограничные военные округа Китая развертывают контакты и обмены с пограничными войсками соседних стран. Китай продолжает оказывать помощь развивающимся странам в подготовке персонала, оснащении и оборудовании, тыловых материальных ресурсах, медицине и т.д., активно расширяет новые области контактов. Китай укрепляет связи и контакты со странами Западной Азии и Африки, продолжает развивать военные контакты со странами Латинской Америки[134].

НОАК регулярно направляет представителей для участия в многосторонней Конференции по вопросам безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Форуме официальных лиц органов обороны стран АТР, Диалоге по вопросам сотрудничества в Северо-Восточной Азии, Региональном форуме АСЕАН, Форуме ВМС стран западной части Тихого океана, других многосторонних встречах по изучению и обсуждению вопросов безопасности. НОАК поддерживает консультации и проводит совещания по вопросам безопасности с органами обороны и соответственными военными органами Австралии, Франции, ФРГ, Индии, Японии, Казахстана, Кыргызстана, Пакистана, России, Таиланда, Великобритании и США, что укрепило взаимное доверие и понимание[135].