Смекни!
smekni.com

Сирийско-ливанский кризис (стр. 4 из 8)

Омар Караме подал в отставку 28 февраля, несмотря на то, что более 70 депутатов из 127 были готовы выразить ему доверие. Иными словами, он «ушел в отставку» с позиции силы, что и помогло ему получить поручение президента о формировании нового состава правительства. В соответствии с пунктом 2 статьи 53 ливанской конституции после проведения консультаций с большинством членов ливанского парламента (78 из 127) 10 марта 2005 г. президент Ливана Э.Лахуд своим указом поручил О.Караме сформировать новое правительство17. 69 депутатов, с которыми встречался президент Э.Лахуд, поддержали кандидатуру О.Караме. Среди них был и председатель парламента Набих Берри, который призвал к формированию правительства национального спасения, которое включало бы представителей оппозиции. В случае же, если оппозиция не согласится принимать участие в правительстве Караме, Берри заявил, что «мы не покончим жизнь самоубийством ради удовлетворения желаний оппозиции». Депутаты от партии «Хезболла» также поддержали кандидатуру О.Караме. Впервые за много лет депутатская фракция «Хезболлы» в парламенте заявила о своей готовности войти во второе правительство О.Караме18.

Ливанская оппозиция с возмущением встретила поручение Э.Лахуда Омару Караме сформировать новое правительство. В.Джумблат выразил свое большое разочарование повторным назначением О.Караме на пост премьер-министра, считая, что «это приведет к затягиванию кризиса, поскольку многие члены предыдущего кабинета О.Караме несут ответственность за тот кризис, результатом которого стало убийство Р.Харири». В.Джумблат подчеркнул, что в нынешних условиях на пост премьер-министра следовало бы назначить нейтральное лицо19.

О.Караме неоднократно заявлял, что, в случае, если ему не удастся сформировать правительство «национального единства», он уступит место другому кандидату на пост премьер-министра. И действительно, ему пришлось это сделать. 13 апреля президент Э.Лахуд объявил об отставке и.о. премьер-министра О.Караме. После отставки О.Карамезаявил о своем выходе из возглавляемой Набихом Бери пропрезидентской группировки «Айн-ат-Тини». Свое решение он туманно пояснил «столкновением позиций». Одной из причин неудачи О.Караме в формировании правительства была позиция бывшего просирийского министра внутренних дел Сулеймана Франжье, который отказался снова возглавить это министерство, требуя для себя портфель министра здравоохранения, а также министерский пост для одного из своих союзников. На наш взгляд, и оппозиция, и лоялисты пришли к одному выводу: О.Караме – не та фигура, которая может вывести страну из кризиса. При этом оппозиция угрожала объявить всеобщую забастовку с целью отстранения его от процесса формирования правительства.

Бывший премьер-министр С.Хосс обвинил президента и провластных депутатов в том, что они поручили О.Караме после его отставки формировать новое правительство. По словам С.Хосса, это лишь усугубило кризис и привело к затягиванию процесса выхода из него. При этом 76-летний С.Хосс не исключил возможности самому возглавить правительство, если бы выбор пал на него и если бы его условия были приняты. Однако, судя по всему, кандидатура С.Хосса серьезно не рассматривалась.

Как и ожидалось, после провала попыток О.Караме на протяжении полутора месяцев сформировать правительство, основными претендентами на пост премьер-министра стали бывший министр обороны Абдель Рахим Мрад и бессменный министр во всех правительствах с 1998 г. НаджибМикати. Борьба между ними за голоса депутатов была достаточно напряженной и драматичной. Занимая в правительстве Р.Харири пост министра транспорта и общественных работ, Н.Микативсегда его поддерживал, чем вызывал неудовольствие Э.Лахуда. После отставки Р.Харири в октябре 2004 г. Н.Микати не вошел в правительство О.Караме, отношения с которым у него были достаточно сложными, хотя оба они представляют суннитов Севера Ливана.

15 апреля после проведения соответствующих консультаций с членами парламента президент Э.Лахуд поручил формирование правительства 50-летнему НаджибуМикати. Из всех депутатов парламента, с которыми президент Э.Лахуд проводил консультации по поводу кандидатуры будущего премьера, 57 высказались в пользу Н.Микати и 39 – в пользу А.Мрада. Н.Микати оказался более приемлемым для оппозиции, чем А.Мрад, которого оппозиция обвиняет в слишком откровенных симпатиях к сирийскому режиму. Несколько оппозиционных депутатов не голосовали за Микати. Хотя в пользу Микати высказались как провластные (20), так и оппозиционные (37) депутаты, все же оппозиция объявила поручение Микати формировать правительство своей победой.

Кандидатура А. Мрада была абсолютно неприемлемой для оппозиции не только по причине его явной просирийской ориентации, но и по причине его сложных отношений с покойным Р.Харири, результатом которых было увольнение А.Мрада с поста министра образования в 2003 г. Семья Р.Харири назвала «провокационными» попытки назначить А.Мрада на пост премьер-министра.

В своем заявлении сразу после назначения Н.Микати подчеркнул, что настало время «ограничить разговоры и активизировать работу». Микати предложил сформировать небольшой переходный кабинет для выполнения следующих основных функций: проведение выборов, содействие международному расследованию убийства Р.Харири, концентрация на вопросах стабилизации экономики Ливана. Микати также заявил о своей готовности следовать букве «Таифских соглашений» и одинаково конструктивно сотрудничать как с оппозицией, так и с политическими силами, поддерживающими президента.

Следует заметить, что глава парламента Набих Берри сыграл решающую роль в назначении Н.Микати. Он и его фракция из 13 человек, кроме БахииХарири, никому не отдали предпочтения – ни Мраду, ни Микати. Поступив таким образом, Н.Берри укрепил свои новые отношения с оппозицией, начало которым положила встреча с В.Джумблатом в начале апреля20.

Неучастие Н.Микати и членов его будущего правительства в парламентских выборах было основным условием поддержки со стороны оппозиции. После поручения сформировать правительство Н.Микати подтвердил, что он и будущие члены его кабинета не будут участвовать в парламентских выборах. (Ливанский закон не запрещает членам правительства быть одновременно депутатами парламента).

Получивший образование в Гарварде, преуспевающий бизнесмен, депутат и министр, Микати считается «умеренным просирийским» политиком. Впервые он был избран в парламент в 2000 г. После убийства Харири он несколько дистанцировался от просирийски настроенных ливанских политиков и приблизился к оппозиции. Однако до сих пор имеет бизнес в Сирии и поддерживает нормальные контакты с сирийским руководством, являясь личным другом президента Б.Асада. В заявлении после своего назначения Н.Микати подчеркнул, что его правительство «будет символом умеренности и национального согласия», а его рука будет протянута ко всем, кто захочет с ним сотрудничать во имя интересов Ливана.

Свое правительство Н.Микати сформировал практически за три дня. Уже 19 апреля Н.Микати огласил состав правительства, состоящего из 14 министров, из которых никто не выдвигался кандидатом на парламентских выборах. Министерские портфели были распределены примерно поровну между представителями оппозиции и лоялистами. Состав правительства не вызвал особых нареканий ни с той, ни с другой стороны. Э.Лахуд выразил надежду, что формирование правительства Микати «будет способствовать активизации национального диалога, который является основным средством единения между ливанцами»21.

Примечательно, что за месяц до того, как Н.Микати было поручено формирование нового правительства, он побывал в Москве во главе официальной ливанской делегации по приглашению Госдумы. В составе делегации находился президент Ливанского союза промышленников и председатель Ассоциации ливанско-российской дружбы Жак Сарраф. Делегация имела встречи с российскими парламентариями, дипломатами, патриархом Алексием ІІ, журналистами. В ходе этих встреч обсуждались вопросы двусторонних отношений и ситуация в Ливане. Говоря о сирийско-ливанских отношениях, Н.Микати заявил, что Ливан никогда не откажется от сотрудничества с Сирией и будет его всемерно укреплять и развивать во всех отраслях. По его словам, «даже крайне радикальные представители оппозиции выступают за сохранение и развитие связей с Дамаском»22.

На наш взгляд, после того, как на протяжении последних двух месяцев и оппозиция, и власть в одинаковой мере продемонстрировали «равновесие бессилия» в поисках выхода из кризиса, назначение компромиссной фигуры Н.Микати на пост премьер-министра, несомненно, можно рассматривать в качестве первого шага к выходу из затянувшегося кризиса. Вторым шагом стало довольно быстрое формирование «технического» правительства, главной задачей которого будет обеспечение парламентских выборов 29 мая с.г. Третьим шагом будут результаты выборов и форма их проведения. Если они пройдут в демократической атмосфере, свободно и прозрачно, без серьезных эксцессов и осложнений, то у Ливана появится реальный шанс выйти из существующего кризиса, а НаджибМикати получит возможность сформировать новое долгосрочное правительство и продолжить усилия по стабилизации ситуации в стране.

В значительной мере результаты предстоящих парламентских выборов будут зависеть от содержания поправок к избирательному закону от 2000 г. В то время как оппозиция стремится оставить в качестве избирательного округа уезд (када), лоялисты во главе с председателем парламента Набигом Берри – провинцию (мухафаза). При этом лоялисты исходят из того, что в 4-м пункте «Таифских соглашений» записано: «Избирательным округом является провинция». Считается, что в случае принятия предложения лоялистов шансы христианской оппозиции на предстоящих выборах будут значительно уменьшены, поскольку кандидатам придется бороться за голоса не только представителей христианских конфессий, но и представителей других конфессий, проживающих в рамках провинции. Поэтому следует предположить, что борьба вокруг новой редакции избирательного закона в парламенте будет весьма жесткой.