Смекни!
smekni.com

Финансовая эффективность слияний и поглощений (стр. 3 из 5)

3. Мировые тенденции в области слияний и поглощений

Деловая активность в сфере слияний и поглощений финансовых услуг растет, что объясняется потребностью компаний наращивать объемы производства, расширять масштабы деятельности и выходить на новые рынки. Об этом свидетельствуют результаты нового доклада фирмы PricewaterhouseCoopers, посвященного анализу и перспективам слияний и поглощений на европейском рынке финансовых услуг.

Тенденция к росту на рынке слияний и поглощений начала оформляться лишь в середине 2004 года. До этого активность на рынке неуклонно снижалась. Причем спад был заметен не только на европейских рынках, но и на общемировом рынке в целом. В 2003 году во всем мире было отмечено 16−процентное снижение активности – с 1,2 трлн до 1 трлн долларов. Основной причиной спада активности на рынке слияний и поглощений стало стремление компаний сокращать расходы и уходить из непрофильных для себя сфер деятельности.

Сегодня рост на рынке слияний и поглощений является частью общемировой тенденции. "Рост числа сделок по слиянию и поглощению связан с тем, что большинство компаний перешли к смене тактики и начали ориентироваться на экспансию", – считает экономист исследовательского центра Economist Intelligence Unit Бен Джонс.

Главной тенденцией сделок слияний и поглощений является то, что впервые за всю более чем вековую историю слияний и поглощений развивающиеся страны стали активно вовлекаться в данный процесс. В поисках способов увеличения прибыли транснациональные корпорации (ТНК) приобретали производственные активы развивающихся стран. Процесс экономической либерализации в данных государствах создал для этого все предпосылки.

В условиях кризиса слияния и поглощения могут помочь многим компаниям избежать банкротства. Слияния и поглощения находятся под пристальным вниманием правительства, так как они могут вызвать рост монополизации рынка. Еще одной причиной для беспокойства является сокращение производства и, как следствие, рабочей силы на стадии интеграции после слияния.

Как было уже отмечено выше, в настоящее время стали широко распространены M&A в развивающихся странах. Главной характеристикой слияний и поглощений в этих странах является высокая доля трансграничных сделок, в которых иностранная компания выступает как поглотитель. Начиная с 90-ых гг., компании Аргентины и Бразилии выступили как основные цели для поглощения со стороны иностранных фирм. Это было связано с проводимой приватизацией в сфере финансовых услуг, телекоммуникаций и поставок электроэнергии.

В Азии основными "странами-жертвами" выступили Корея и Таиланд. В Азиатско-Тихоокеанском регионе, кроме Гонконга, региональным финансовым центром выступает Сингапур, компании которого набирают экономические силы и начинают все чаще обращаться к поглощениям как инструменту роста. В первую очередь это касается компаний высокотехнологичных отраслей.

Резкий рост трансграничных слияний и поглощений в развивающихся странах связан, прежде всего, с изменением в национальном регулировании данных сделок. Большинство развивающихся стран стараются создать благоприятные условия для привлечения иностранных инвесторов.

Представляется возможность различать два типа приобретений: посредством частной сделки и через приватизацию. Слияния и поглощения посредством приватизации наиболее часто можно встретить в латиноамериканских странах, где приватизация выступала единственным способом спасения предприятия от банкротства. В 90-е годы двадцатого века более половины прямых иностранных инвестиций было привлечено в страны Латинской Америки посредством приватизации бывших государственных компаний, работавших в телекоммуникациях и электроэнергетике.

Последние пять лет количество слияний и поглощений росло особенно быстрыми темпами. В отличие от всех предыдущих этапов развития M&A, значительно возросла роль компаний, работающих на развивающихся рынках. Если в среднем за последние пять лет количество поглощений росло на 6% в год, то количество поглощений, проведенных компаниями развивающихся рынков, росло в среднем на 26%.

Становится все более очевидным, что на рынке слияний и поглощений компании развивающихся стран представляют все большую конкуренцию компаниям развитых стран. Начиная с 2002 года, количество сделок между развитыми и развивающимися странами ежегодно росло на 19%, темпом, в 4 раза большим, чем сделки, проведенные исключительно на развитых или развивающихся рынках.

Следует отметить, что компании развивающихся стран нацелены на получение доступа к производству и новым технологиям. Эти фирмы также входят на развитые рынки для максимизации преимуществ, которые им дают низкие издержки.

Рассмотрим основные мотивы, которые стояли за приобретением индийской компанией Tata Motors английских брендов Jaguar и LandRover в 2008 году. До этого Tata Motors производила только дешевые автомобили компакт – класса. Приобретя Jaguar и LandRover, Tata получила доступ к производственным технологиям и каналам сбыта приобретенных фирм. Данная сделка может двойственно сказаться на новой компании. С одной стороны, Tata Motors расширяет производимые бренды. С другой стороны, данная смена собственника популярных брендов может негативно сказаться на их престижности.

Компании развивающихся стран становятся участниками крупнейших поглощений. Так, например, нефтехимический гигант SaudiBasicIndustriesCorporation (SABIC) в мае 2007 года приобрел американскую GE Plastics за 11,6 млрд. долларов. Это позволило SABI C, компании, входившей в десятку крупнейших нефтехимических структур, получить доступ на американский и европейский рынки.

Dubai Ports World инвестировала 9 млрд. долларов на приобретение CSX и P&O, тем самым заняв третье место в мире по международным морским операциям. Стратегическое поглощение CSX в 2005 году укрепило позиции компании в Азии.

В Индии, Чехии, Индонезии и России также наблюдаются темпы роста слияний и поглощений, значительно опережающие среднемировые показатели. Так, в Индии они составляют 49% ежегодно, Чехии и Индонезии – 38%, России – 37%.

Таким образом, можно сделать вывод, что слияния и поглощения перестают быть инструментом роста исключительно для ТНК развитых государств. Последние 10-15 лет компании развивающихся стран с переходной экономикой начинают играть все большую роль на международном рынке слияний и поглощений. Это, по мнению автора, окажет положительное влияние при переходе к многополярной модели развития мирового хозяйства.

Также одной из важнейших тенденций на рынке слияний и поглощений является то, что они происходят преимущественно в финансовом секторе. За последние десятилетия в ведущих промышленно – развитых странах свыше 12 тыс. кредитно-финансовых учреждений участвовали в слияниях и поглощениях( M&A), причем в 400 сделках это были учреждения, рыночная стоимость которых превышала 1 млрд. долл.

Стоит отметить, что доля банковских сделок составляет более 50% от всех сделок M&A. Одной из самых ярких сделок такого рода в последнее время стало приобретение консорциумом европейских банков во главе с RoyalBankofScotland нидерландского ABN AMRO (активы которого сейчас разбросаны по всему миру) за 100 млрд. долл. А буквально накануне крупнейший африканский кредитор StandardBank согласился продать20% своих акций китайскому ICBC за 5,6 млрд. долл. Процесс эволюции сделок слияния и поглощения в банковском секторе вступил в так называемую "вторую стадию". Первая включала объединение национальных банков и создание крупных национальных корпораций, как, например, BankofAmericaCorp. Вторая – это крупные международные сделки. Третья - создание мировых финансовых институтов, которые действуют на крупнейших рынках.

Помимо вышеперечисленных сделок эксперты также отмечают приобретение испанским банком BBVA банка CompassBancshares (Алабама) за 9,6 млрд. долл., а также покупку Toronto – Dominion банка CommerceBancorpInc за 8,5 млрд. долл. А один из крупнейших американских банков CitigroupInc. согласился выкупить контрольный пакет акций (68%) японской брокерской компании NikkoCordial за 8 млрд. долл., а затем приобрести ее же меньший пакет за 4, 6 млрд. долл.

Интересным фактом является то, что почти четверть объема сделок в 2009 году обеспечили два поглощения на фармацевтическом рынке. В конце января американский концерн Pfizer объявил о достижении окончательного соглашения о приобретении своего конкурента, компании Wyeth, за $68 млрд, а в начале марта американская же Merck договорилась о покупке своего конкурента Schering-Plough за $41,1 млрд.

Как было сказано выше, деловая активность в сфере слияний и поглощений финансовых услуг растет. Тем не менее, не смотря на общую тенденцию последних десятилетий, в настоящее время, наблюдается падение объемов слияний и поглощений. Максимальное падение объемов M&A — более чем вдвое — было зафиксировано в Европе. Если в первом квартале 2008 года общий объем слияний и поглощений с участием европейских компаний в денежном выражении составил $328 млрд, то в первом квартале 2009 года — лишь $156 млрд. Что же касается Восточной Европы, то здесь, по мнению исследователей Thomson Reuters, рынок M&A просто застыл — общий объем слияний в первом квартале 2009 года составил всего $1,5 млрд, что на 96% меньше, чем в первом квартале 2008 года. Это снижение, которое является наибольшим с 1995 года, вероятно, во многом вызвано спадом на международном рынке M&A в странах-участницах ОЭСР с $1 трлн. в 2008 году до $454 млрд. в 2009.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что главными тенденциями в области слияний и поглощений является то, что развивающиеся страны, такие как Бразилия, Таиланд, Аргентина, стали активно вовлекаться в этот процесс. Необходимо отметить, что большая часть сделок происходит преимущественно в финансовом секторе. Однако следует учесть и то, что почти четверть объема сделок в 2009 году обеспечили два поглощения на фармацевтическом рынке. Также нужно отметить, что, не смотря на рост в области слияний и поглощений в течение последних десятилетий, объем сделок значительно сократился за 2008-2009 гг.