Смекни!
smekni.com

Взаимоотношения Китая с международными валютными организациями(МВФ и ВБ) (стр. 4 из 5)

На фоне этого в ноябре сего года в КНР с четырехдневным визитом прилетал президент Обама. О важности этой встречи говорит ее срок - 4 дня. В такие турне в одну страну американские президенты еще не ездили. Данная встреча показала, что КНР является ни чуть не менее полноправным игроком, нежели США, а то и отчасти одерживает лидерство. Прежняя риторика в отношениях КНР и США при президенте Буше младшем кардинально сменилась. Если Буш мог позволить делать заявления о возможности бойкотирования олимпиады в КНР, то Обама был подчеркнуто лоялен, делал уступки, и не позволял себе вмешиваться во внутренние дела КНР. Главной темой в переговорах был мировой экономический кризис. США предлагали КНР ревальвировать юань, либерализовать его внутренний курс, прекратить демпинговать на мировом рынке. КНР же потребовал от США отказаться от протекционистских барьеров. В частности, недавно разразился скандал с китайскими шинами, на которые американцы установили высокие ввозные пошлины. КНР же вступил в ВТО как раз для того, чтобы избегать таких ситуаций, но американцы, несмотря на это, повышают пошлины. Американцы требуют от КНР укрепить юань, так как дешевый юань дает торговые преимущества КНР и ставит его в более выгодное положение. У КНР такая система, что существуют как бы два юаня - внутренний и внешний. Они между собой мало связанны. Внутренний - направлен на стимулирование спроса в рамках страны, на поддержание социальных нужд. Внешний - рассчитан на ведение международной торговли. Он тоже дешевый, что дает КНР преимущество: КНР сажает на потребление своих дешевых товаров американцев, что помогает ему накапливать гигантский долларовый резерв (приблизительно 2 трлн. долларов - первое место в мире). На эти деньги КНР возводит объекты инфраструктуры, скупает природные ресурсы (в особенности из Африки), скупает собственность по всему миру, государственные облигации США. Так что главной переговорной темой Обамы и Ху Цзиньтао была экономика, в рамках которой взаимозависимость КНР и США становится непропорциональной не в пользу США.

Все это сказалось и во внешнеполитической сфере. Обама не позволил себе говорить о самоопределении Тайваня и признал целостность КНР, не стал касаться проблемы Тибета, а также не давил на КНР в области соблюдения прав человека. А за месяц до визита в КНР, Обама не стал встречаться с Далай-ламой, который прилетал в США. Обаме пришлось признать право страны на самоопределение в рамках национальных особенностей. Так, он объяснил, что всякая цензура, конечно, есть зло, но в то же время у каждой страны свои традиции, фактически признав право на существование китайской цензуры. Согласие было достигнуто только по ядерной проблеме КНДР. И КНР и США против того, чтобы КНДР обладала оружием массового поражения. А вот по иранской ядерной проблеме, Пекин дал понять Вашингтону, что не поддержит в ООН возможное введение санкций против Ирана. Можно сказать, что данная встреча вполне показала отсутствие у США рычагов давления на КНР, да и вообще, что КНР ни в чем не уступает США, а более того занимает несколько опережающую позицию.

Збигнев Бжезинский выдвинул концепцию «большой двойки», в рамках которой у США нет иного мощного потенциального союзника, чем КНР. И эти две страны должны разделить сферы влияния в мире и строить новый порядок сил на основе взаимодействия между собой. Бжезинский основывал свою концепцию исходя из концепции КНР «мирного возвышения», в которой говорится, что «КНР переходит к пропаганде гармоничного общества и устойчивого развития, создает образ сильной миролюбивой страны, готовой делиться своим процветанием с другими». «Но насколько можно судить, эта концепция является пропагандой, которая направлена на успокоение мира. И КНР неизбежно придется расширять свою экспансию, чтобы не то что развиваться, а поддерживать существующий уровень развития. И как мне кажется, КНР не согласился на концепцию Бжезинского, что продемонстрировала недавняя встреча Обамы и Ху Цзиньтао. КНР согласен на то, что он будет самостоятельной страной, не нуждающейся ни в чьем союзе»[11].

В подтверждение этому КНР проводит жесткую внутреннюю политику (малейшие мятежи жестко подавляет), активно осуществляет свою экономическую экспансию в мире, решает проблему Тайваня, ведет соперничество с Индией, подчиняет своему влиянию Россию, Африку, на равных ведет диалог с США. КНР интенсивно, помимо экономической и политической, проводит политику в финансовой сфере, например, он добился расширения квот во Всемирном Банке и в МВФ для развивающихся стран, к коим он относит себя одним из первых. Что касается проблемы Тайваня, то КНР при помощи все тех же экономических рычагов пытается интегрировать Тайвань в свою экономику, что у него успешно получается - экономическая интеграция находится на высоком уровне. Очень активно развивается транспортное сообщение (морское и авиационное). Происходит интенсификация политических контактов. Все это многократно усиливается победой на президентских и парламентских выборах в Тайване социалистической партии, которая считает Тайвань китайской территорией.

Что касается взаимоотношений с Индией, то они сглаживаются благодаря торговле, но остаются напряженными. КНР поссорился с Индией, когда она предоставила убежище Далай-ламе. Сейчас соперничество проявляется в борьбе за Индийский океан. Индия строит крупную военную базу на Мальдивах, КНР же строит крупные порты в Бирме, на Шри-Ланке и Пакистане, в которых смогут базироваться китайские военные суда. КНР подозревает, что сотрудничество Индии с США в ядерной сфере направлено против него. А в целом борьба за Индийский океан является необходимой в рамках борьбы за Африку. Индия также пытается вклиниться в процесс деления африканских источников поставки полезных ископаемых.

КНР, несмотря на концепцию «мирного возвышения» и другие подобные документы продолжает неуклонно наращивать мощь своих вооруженных сил. Рост расходов на ВС приблизительно в три раза превышает рост ВВП. КНР проводит регулярные широкомасштабные учения всех родов войск. КНР разработал программу освоения космоса. Происходит наращивание ядерного потенциала. На этом фоне в мире между ядерными державами проходят переговоры по сокращению ядерных сил. И если (помимо и в независимости от основных стран США и России) Британия и Франция согласятся сократить свои мизерные запасы боеголовок, то тогда КНР придется предпринимать аналогичные шаги, так как на фоне потенциалов этих стран, ядерные силы КНР - огромны. Если же КНР откажется от таких мер, то тогда это пойдет в разрез с программой «мирного возвышения», что будет непонятно мировому сообществу. В военной доктрине КНР есть концепция «стратегических границ и жизненного пространства». В соответствии с ней признается, что растущее население КНР, а также сокращение ресурсов с неизбежностью вызывает естественные потребности в расширении пространства, для того чтобы обеспечить нормальное функционирование жизни государства. Жизненное пространство - это собственно территория государства, а стратегические границы определяются комплексной мощью государства, его влиянием. И возможные боевые действия должны переноситься в зону стратегических границ. А поводом для военных действий могут стать «сложности на пути обеспечения законных прав и интересов КНР в АТР».

Таким образом, выкладки из военной доктрины подтверждают то, что я описывал в начале работы. Получается, что КНР придерживается программы действий, которая целостно определяет синхронное развитие всех сфер в государстве. Экономические, политические устремления нацелены на укрепление мощи государства во внешней сфере, для создания условий для процветания китайского народа, и все это подкреплено соответствующей доктриной вооруженных сил.

3.2 Экономические показатели взаимоотношений КНР и международных валютных организаций

КНР по итогам предстоящей реформы квот и голосов в Международном валютном фонде (МВФ) может занять третью или даже вторую строчку в организации по объему полномочий после основного "пайщика" МВФ - Соединённых Штатов Америки.

25 апреля 2010 г. Комиссия ВБ по развитию утвердила план реформирования в отношении права голоса в новом этапе. Развитые страны в общей сложности отдали 3,13% права голоса, таким образом, общая доля права голоса развивающихся стран повысилась от 44,06% до 47,19%, право голоса КНР в ВБ повысилось от 2,77% до 4,42%, благодаря такому увеличению КНР вышел с шестого на третье место и уступает лишь США и Японии.

На самом деле, в феврале 2010 г. уже была выявлена тенденция повышения права голоса КНР. Президент МВФ Строс-Кан назначил вице-председателя Китайского народного банка Чжу Миня специальным советником. Немало ученых отметили, что вслед за назначением председателем ВБ Зелликом Линь Ифу старшим экономистом ВБ настоящее назначение несомненно свидетельствует о повышении права голоса КНР.

Повышение роли КНР в ВБ означает не только усиление права голоса КНР, но и увеличивает ответственность КНР, т.е. КНР становится третьим государством-акционером для ВБ, увеличивается не только его право голоса в ВБ, но и его вклады.

КНР становится богаче и повышает собственный статус в международном сообществе, увеличивая право голоса в ВБ. Одновременно усиливается ответственность КНР, как акционера, теперь КНР должен вкладывать больше средств.