Смекни!
smekni.com

Международное сотрудничество в поддержании безопасности и стабильности в Средиземноморье (стр. 2 из 5)

В соответствии с принятыми решениями Босния и Герцеговина были разделены на Хорватско-мусульманскую Федерацию (49% территории БиГ) и Сербскую Республику (51% территории БиГ). Каждая из них имеет собственную конституцию, но сохраняет одного президента, единый парламент и центральный банк, который ведет расчеты преимущественно в немецких марках и долларах. Но фактически власть в БиГ принадлежит Верховным представителям международных миротворческих сил. Мир держится лишь благодаря присутствию 30-тысячного корпуса КФОР, который, по существу, стал выполнять роль оккупационных сил в протекторате. Через три месяца после подписания Дейтонских соглашений из Сараево было выслано около 120 тыс. сербов, а с президентом БиГ был подписан договор о размещении «миротворческих сил» в течение 25 лет.

За последнее время был опубликован ряд мемуаров, книг и статей, касающихся боснийского урегулирования. Один из главных участников этого урегулирования Р.Холбрук в своих воспоминаниях «Конец войны» (1998) при всем стремлении оправдать политику США, все же был вынужден признать призрачность Дейтонских соглашений, которые не достигли намеченной цели – создания единого государства. Он отметил также, что в администрации Клинтона и в руководстве НАТО верх взяли фракции «ястребов», сторонников действий с позиции силы и войны. Бывший командующий силами ООН в БиГ британский генерал М.Роуз в своей книге «Борьба за мир» отмечал, что НАТО начала военные действия против сербов, но игнорировала при этом насилия, которые совершали мусульмане и хорваты. Двойной стандарт и двусмысленность позиции США и Европы в отношении прав человека отмечались во многих газетных и журнальных статьях. Исследователь из фонда Рокфеллера Б.Камар в статье «Беспокойная история раздела» («ФоринАфферс», январь-февраль 1977 г.) писал, что «попытки создать государство на основе доминирующей этнической группы приводят в дальнейшем к его распаду и конфликтам». Поэтому, заключал он, Дейтонские соглашения дают мало надежд на прочное мирное решение. На страницах того же журнала за март-апрель 1998 г. профессор Х.Ханнум из Тафтского университета отмечал, что создание «системы государств, основанных на этническом принципе или на исторических претензиях, определенно недостижимо». Французский ученый Пьер Магнучевский, критикуя методы дипломатии США и НАТО, пришел также к выводу, что Дейтонские соглашения, заключенные не мирным путем в результате добровольного согласия, а посредством принуждения насилием, не могут быть прочными и «страдают юридической несостоятельностью». Все это дало основание бывшему генеральному секретарю ООН Бутрос Бутрос-Гали в «Годовом докладе о работе Организации, посвященной 50-й годовщине, 1996» заявить в разделе о ситуации в Боснии и Герцеговине: «Мирный процесс пока еще не стал необратимым. Сохраняется реальная угроза того, что страна будет разделена на части по этническому принципу и что это может привести к возобновлению военных действий». (с. 403). Однако Бутрос-Гали считает, что на основе Мирного соглашения при совместных усилиях международного сообщества и подлинного сотрудничества всех сторон в самой БиГ можно добиться восстановления «многоэтнического характера Боснии и Герцеговины».

15-16 декабря 1998 г. в Мадриде состоялась очередная конференция Совета по выполнению Мирного соглашения (СВМС) по Боснии и Герцеговине. В работе приняли участие представители 57 государств. Министр иностранных дел РФ И.С.Иванов заявил, что Россия придает важное значение мирному урегулированию в Боснии и Герцеговине. Конференция завершилась принятием Декларации по БиГ. В Декларации содержится призыв добиться укрепления БиГ «как единого государства, состоящего из двух равноправных этнитетов». В ней ставилась «общая цель – не создание своего рода международного протектората, а последовательный запуск всех предусмотренных Соглашением государственных механизмов», то есть добиваться принятия и самими боснийцами ответственности за решение проблем страны, постепенно передавать им необходимые полномочия. Участники Мадридской конференции выступили «за придание мирному процессу в БиГ необратимого и самоподдерживающего характера. Это отвечает интересам безопасности на Балканах и в Европе в целом».

Таким образом, участники Мадридской конференции отвергли домогательства воинствующих кругов НАТО превратить БиГ в базу и протекторат этого блока.

Косовская проблема заняла одно из центральных мест в международной жизни. Только в России вышли в свет два солидных труда на эту тему: «Косово. Международные аспекты кризиса» (М. 1999 г.) и «Европа и Россия: проблемы южного направления» (М. 1999 г.). Масса статей о трагедии в Косово появилась в газетах и журналах во всех странах.

Косово – автономный край в составе Республики Сербии; подавляющее население края составляют албанцы. Для сербов Косово – один из исторических центров формирования их государственности и культуры. Албанская и сербские общины ведут обособленный друг от друга образ жизни. В феврале-марте 1998 г. в Косово усилились сепаратистские тенденции среди албанцев. Одновременно группа террористов так называемой «Освободительной Армии Косова» (OAK), обучение и подготовка которых осуществлялись в других странах, а финансировались на доходы от наркобизнеса, проникла на территорию Косово. Весной того же года косовские террористы, как их тогда справедливо называли и западные политики, развязали крупномасштабную войну с частями югославской армии и полиции. Сепаратисты-боевики, не имеющие югославского гражданства, стали втягивать в конфликт с силами правопорядка также часть местного албанского населения. В связи с этим страны-члены Контактной группы (Великобритания, Германия, Италия, Россия, США и Франция), созданной в свое время для решения боснийского кризиса, стали подключаться к решению косовской проблемы. На заседании Контактной группы 9 марта 1998 г. в Лондоне было принято заявление с осуждением сепаратизма и терроризма. По предложению России в документ включены положения об осуждении зарубежных сил, финансирующих, вооружающих и обучающих террористические группы в Косово.

22 марта 1998 г. в Косово прошли так называемые параллельные «президентские» выборы, которые в Белграде были оценены как очередное проявление сепаратизма. В то же время правительство Сербии предложило 28 апреля начать переговоры с представителями косовских албанцев. Однако лидеры албанской общины на призыв не откликнулись.

Осенью сербские силы практически освободили Косово от вооруженных формирований OAK. Но тогда в дело вмешались страны НАТО, угрожая начать бомбить Белград, если не будут прекращены действия сербских сил. Это вынудило Милошевича подписать 13 октября договор с Холбруком. Документ предполагал отвод сербских сил из края, размещение в Косово 2000 наблюдателей ОБСЕ, установление режима воздушного контроля самолетов НАТО над территорией края, размещение «сил Альянса в соседних странах в случае возникновения проблем».

Когда сербские военные были выведены с территории края, то Запад не воспрепятствовал OAK вновь занять значительную часть территории Косово. Таким образом, руководители НАТО от осуждения на словах сепаратистов и террористов OAK открыто перешли к их поддержке и сотрудничеству. И это нашло свое подтверждение в последующих шагах натовцев.

С 7 по 23 февраля 1999 г. в местечке Рамбуйе состоялись переговоры представителей Контактной группы, Сербии и Косово. При содействии Вашингтона в Рамбуйе первую роль играли представители OAK, которые оттеснили на задний план «президента Республики Косово» Ибрагима Ругову. Это был признак того, что Вашингтон рассчитывал сделать OAK инструментом достижения своих целей в Косово и в целом в СРЮ. Переговоры в Рамбуйе напоминали театр абсурда. Представители западных стран до прибытия в Рамбуйе согласовали без участия России главы 2, 5, 7 документа о «мирном соглашении» по Косово, названные его имплементационной частью в дополнение к политической части. Эти главы предполагали, в частности, ввод войск НАТО в Косово и фактическое отделение края от Сербии. Российский представитель предлагал изъять те главы документа, которые были включены за его спиной. Конференция в Рамбуйе закончилась безрезультатно.

С 15 по 18 марта в Париже прошел второй тур переговоров, в ходе которых представители США продолжали выдвигать неприемлемые для сербской стороны условия. При этом раздавались угрозы применения силы, если Белград не примет ультимативных требований. Создавалось впечатление о преднамеренном расчете сорвать переговоры. Так и произошло. Хотя Белград был готов продолжать поиски решения, Вашингтон, не дожидаясь формального завершения переговоров, стал готовить операцию по нанесению воздушных ударов по Югославии. Несмотря на все предупреждения со стороны России об опасных последствиях такого трагического шага, 24 марта 1999 г. началась агрессия НАТО против СРЮ.

Называют ряд причин, толкнувших администрацию Клинтона пойти на такую авантюрную операцию. Среди них был расчет, что СРЮ не сможет оказать долгого сопротивления и капитулирует. В Косово будет создана новая база НАТО, что приведет к сплочению рядов участников альянса под руководством Вашингтона. Это содействовало бы осуществлению стратегического плана США по формированию однополярного американского мира. Об этом свидетельствуют решения, принятые на юбилейной встрече в верхах с участниками Североатлантического союза 23-24 апреля, о новой стратегической концепции на XXI век.