В силу приведенных выше данных стал происходить сдвиг в правящих кругах ведущих стран НАТО в сторону более реалистической оценки своих возможностей, осознания бесперспективности решения косовской проблемы военной силой и установления однополюсного мира под гегемонией США.
В этой обстановке должное понимание нашло заявление Президента Б.Ельцина на церемонии вручения верительных грамот группой послов в конце августа 1999 г. о том, что главной задачей мирового сообщества в XXI веке является создание прочного многополюсного мира на демократической основе. 12-13 мая 1999 г. по инициативе французской стороны в России находился Президент Франции Жак Ширак. В ходе встречи президентов России и Франции была подчеркнута важность построения многополярной модели мира, усиления роли и авторитета ООН и верховенства международного права.
Следовательно, линия на возврат решения острых международных проблем, в том числе и косовской, в политико-правовое поле ООН, на повышение роли ОБСЕ и других региональных организаций, несмотря на все препятствия, набирает силу.
В этом плане можно рассматривать решение совета министров иностранных дел группы «восьмерки» от 6 мая 1999 г. и резолюцию СБ ООН 1244 от 10 июня по Косово, в которых говорилось о самоуправлении Косово при соблюдении принципов суверенитета и территориальной целостности СРЮ, а также о необходимости разоружения OAK. Эти обязательства были подтверждены на совещании МИД «группы восьми» в Кельне 10 июня, а позднее на встрече «большой восьмерки» в Кельне 18-20 июня 1999 года. На этих форумах были рассмотрены и другие вопросы, относящиеся к безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье и Юго-Восточной Европе.
О кипрском урегулировании. В июле 1974 г. афинской военной хунтой была осуществлена попытка устроить на Кипре государственный переворот. В ответ Турция как «гарант» обеспечения безопасности турко-кипрской общины ввела на остров войска. В 1983 г. в условиях размещения на Кипре турецких войск было провозглашено создание так называемой «Турецкой Республики Северного Кипра». Ее признала только Турция, а ООН осудила этот акт.
Совет Безопасности ООН в резолюции 1092 от 23 декабря 1996 г. по инициативе России поставил задачу добиваться возобновления межобщинного переговорного процесса. В апреле 1997 г. российская сторона выдвинула предложения относительно «Базисных принципов урегулирования на Кипре», которые учитывались кипрскими сторонами в ходе их диалога.
В Заявлении «группы восьми» по региональным вопросам, сделанном в июне 1999 г. в Кельне, содержался призыв к генеральному секретарю ООН на основе соответствующих резолюций СБ ООН пригласить лидеров обеих общин на переговоры при принятии или на себя обязательства соблюдать следующие принципы: 1) невыдвижение каких-либо предварительных условий; 2) вынесение на обсуждение всех вопросов; 3) добросовестное ведение переговоров до достижения урегулирования; 4) полное следование соответствующим резолюциям ООН и договорам.
Ближневосточное урегулирование. Россия наряду с США является коспонсором ближневосточного мирного процесса (СССР и США сопредседательствовали на Мадридской встрече). Вслед за состоявшейся в 1991 г. Мадридской мирной конференцией по Ближнему Востоку были начаты двусторонние арабо-израильские (по палестинскому, иорданскому, сирийскому и ливанскому направлениям) и многосторонние (по общерегиональной проблематике) переговоры. В 1994 г. был заключен мирный договор между Израилем и Иорданией. Между Израилем и ООП были подписаны в 1993 г. Декларация о принципах и в 1995 г. Временное соглашение, в соответствии с которыми в секторе Газа и на части Западного берега р. Иордан была создана Палестинская национальная администрация (палестинское самоуправление).
Во время нахождения у власти в Израиле правительства во главе с Б.Нетаньяху (май 1996 г. – май 1999 г.) мирный процесс переживал кризис. Были прерваны двусторонние переговоры с Сирией и Ливаном, а также многосторонние переговоры по общерегиональной проблематике.
23 октября 1998 г. в Вашингтоне был подписан палестино-израильский Уай Меморандум о передислокации израильских войск в течение 12 недель тремя фазами с 13% территории Западного берега р. Иордан, 20 декабря 1998 г. правительство Б.Нетаньяху приостановило его реализацию (осуществлена лишь первая из трех фаз передислокации), обвинив палестинцев в невыполнении договоренностей, прежде всего в сфере безопасности.
На выборах в Израиле 17 мая 1999 г. новым премьер-министром избран лидер Партии труда Э.Барак, который высказывается за возобновление мирного процесса на всех треках. Во время визита в США в июле 1999 г. он заявил, что завершить переговоры с палестинцами по окончательному статусу и достичь соглашений с Сирией и Ливаном можно было бы за 15 месяцев, к ноябрю 2000 г. Э.Барак не исключил возможности создания палестинского государства, но высказался против компромисса по Иерусалиму, демонтажа израильских поселений и возвращения палестинских беженцев 1948 г. Премьер-министр Израиля допустил возможность подвижек навстречу сирийцам в вопросе о Голанах и учета взаимосвязи урегулирования с Сирией и вывода израильских войск с юга Ливана. На палестинском треке Э.Барак предлагает сразу перейти к переговорам об окончательном статусе, тогда как палестинцы настаивают на завершении сначала передислокации израильских войск на Западном берегу в соответствии с Уай Меморандумом.
В заявлении «группы восьми» по региональным вопросам содержится призыв к израильской и палестинской сторонам в полной мере и незамедлительно выполнить положения Уай Меморандума и в течение приблизительно года завершить переговоры по вопросу о постоянном статусе. Предлагалось также вернуться к скорейшему возобновлению переговоров между Израилем, Сирией и Ливаном в целях достижения мирных соглашений.
Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы был предложен в конце марта 1999 г. Германией и поддержан ЕС. 30 июля в Сараево по инициативе ЕС состоялась встреча глав государств и правительств, участвующих и содействующих международных и региональных организаций, принявших Пакт стабильности. Россия была одним из соавторов Пакта стабильности. Благодаря ее участию удалось снять неприемлемые положения его первоначального проекта при сохранении его главной направленности – содействие международного сообщества, прежде всего Евросоюза, постконфликтному восстановлению на Балканах и долгосрочной работе в интересах стабилизации обстановки в регионе. Предусматривается создание в ближайшие месяцы регионального стола и рабочих столов по безопасности, экономике и гуманитарным вопросам, на которых будет весомо представлена Россия. При этом российская сторона высказалась за скорейшее присоединение к Пакту Югославии, без чего он не сможет оправдать возлагаемых на него надежд.
В настоящее время одним из направлений обеспечения безопасности и сотрудничества в Средиземноморье является развитие евросредиземноморского партнерства. 15-16 апреля 1999 г. в Штутгарте произошла встреча 27 министров иностранных дел Евросоюза и Средиземноморья, которая одобрила документ «Основные направления разработки евросредиземноморской Хартии мира и стабильности». В послании участникам конференции министр иностранных дел РФ И.С.Иванов отметил, что созыв этой конференции свидетельствует о том, что набирает силу тенденция к осуществлению провозглашенной в ноябре 1995 г. в Барселоне цели превращения Средиземноморья в зону мира, стабильности и партнерства с участием всех заинтересованных государств. На международном семинаре на острове Форментор (остров Мальорка) И.Иванов сказал, что Россия готова внести вклад в подготовку Хартии мира и стабильности в Средиземноморье, которая стала бы кодексом поведения средиземноморских государств в XXI веке.
В последнее время в ряде средиземноморских стран высказывались различные мнения относительно путей решения проблемы безопасности данного района. Так, свои взгляды изложили представители Средиземноморского фонда стратегических исследований, находящегося во Франции. Его директор Ф.Гутманн подчеркнул, что невозможно решать человеческие, культурные, исторические, а также экономические аспекты безопасности Средиземноморья без участия самих стран региона, включая государства, примыкающие к каспийскому морю. Таким образом, происходит как бы возврат к идее созыва в новых исторических условиях совещания по безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье (СБСС), которая была конкретизирована в известном предложении Франции, Италии, Испании и Португалии в 1991 году и поддержана большинством заинтересованных государств. Да иного и не может быть, поскольку эта идея представляет собой наиболее правильный ответ на вызов исторических перемен средиземноморского процесса.