Смекни!
smekni.com

"Этап реформ" в Саудовской Аравии (стр. 3 из 4)

Наконец, современные ориентиры истеблишмента в сфере образования заставляют его вносить коррективы в программы, которыми руководствуются национальные школы и университетские центры.

Официальный документ «Образовательная политика», которым руководствуются саудовские министерства высшего и среднего образования, основан на том, чтобы «познакомить учащегося с Господом и верой, направить его поведение по истинному пути с тем, чтобы осуществить чаяния общества и цели нации». Далее в цитируемом документе подчеркивается: «Образовательная политика в Королевстве Саудовская Аравия вытекает из ислама – веры нации, представляющей ее учение, ее исповедание, ее мораль, как и ее истинный путь, систему власти и в целом всеобъемлющую систему жизненных ценностей». Из этой общей постановки вытекает, в частности, что «религиозные дисциплины являются основой обучения в начальной и средней школе, а предмет «исламская культура» – основной в течение всех лет обучения в высших учебных заведениях». Конечно, все это вовсе не означает, что реальной специализации учащегося или студента не отводится достаточного количества учебных часов, – «религиозные дисциплины» играют лишь роль обязательного обрамления этой специализации.

Обращение к программным установкам саудовских университетов, в частности, основанного в 1957 г. (и старейшего) эр-риядского университета им. короля Сауда, доказывает, что «исламские науки» представляют собой неотъемлемый элемент саудовской системы высшего образования. Официальный документ этого университета – «Цели университета» (по сути дела, его устав) отталкивается от положения о том, что «основной целью образования в университете является предоставление студентам верного и всестороннего понимания ислама, распространение исламской доктрины, воспитание студентов в духе ценностей и идеалов исламского образования». Это обстоятельство, как подчеркивает цитируемый документ, «призвано содействовать социально-экономическому и культурному развитию общества и подготовке личности, вносящей свой вклад в созидание».

Естественно, что внесение корректив в программы различных уровней образования ни в коей мере не означает, что из этих программ исключаются религиозные дисциплины, – ислам продолжает оставаться важнейшим инструментом легитимации и саудовского государства, и сложившейся в нем политической системы. Тем не менее, органы, призванные руководить политикой в сфере образования, активно разрабатывают новые подходы к программам средних и высших учебных заведений. В начале октября 2006 г. был впервые предан гласности проект развития программы саудовского образования. Его «философия», как подчеркивалось в заявлениях высших чиновников специализированных министерств, отталкивается от идеи «интеграции в ныне существующую систему образования современных принципов воспитания (мафахим ат-тарбийя аль-хадиса), а также новых технических средств преподавания (ат-такнийят ат-тарбавийя аль-хадиса), что позволит содействовать развитию самостоятельного мышления в среде учащихся и студентов, а также распространять среди них связанные с современными представлениями идеи толерантности, диалога, подлинного и многообразного значения истин ислама».

Потребность во внесении корректив в программы среднего и высшего образования оправдывалась тем, что прежние программы «соответствовали старым социальным условиям». Однако «быстрое развитие современного саудовского общества, как и происходящие в этом обществе изменения в сфере культуры, хозяйственно-технических связей и отношений требуют адекватной коррекции учебных программ с тем, чтобы они соответствовали эпохе информационной революции, глобализации и революции в сфере экономики». Ставившаяся проблема «соответствия» была связана как с «необходимостью отпора негативным последствиям этих явлений», так и с «использованием вытекающих из них возможностей, определяемых сегодняшним днем и будущими изменениями в мире».

Консервативность саудовских чиновников в их подходах к изменению учебных программ очевидна, – они далеки от самостоятельности, всего лишь следуют за меняющимися международными реалиями в свете указаний высшего политического руководства страны. Но в контексте сохранения «саудовской цивилизационной специфики», о чем также говорится в проекте развития программы саудовского образования, это означает и то, что религиозная основа саудовского образования (лишь опора на нее может помочь отторгнуть «негативные последствия» глобализации) будет все так же определять собой систему подготовки будущих саудовских кадров программистов, инженеров, социологов или специалистов по менеджменту. Однако эта основа должна предстать как «очищенная от наслоений прошлого», отвечающая пониманию задач «толерантности и (межцивилизационного – Г.К.) диалога». Впрочем, проводимый в стране курс на неприкосновенность религиозных дисциплин применительно к различным уровням школьного и высшего образования ни в коей мере не избавляет его от критики со стороны тех, кто считает (речь, несомненно, идет о страте законоучителей), что новые подходы к учебным программам «отлучают» молодое поколение саудовцев «от веры».

Все эти действия саудовского истеблишмента тем не менее продолжают оставаться тесно связанными с традицией. Эта традиция в различных формах ее проявления (религия, государствоориентированные шаги в области образовательной реформы) вновь создает ситуацию сохранения патронажно-клиентельных связей и направлена на поддержание в саудовском социуме образа «справедливого мусульманского правителя». Слова, произносившиеся королем Абдаллой 6 ноября 2006 г. в ходе церемонии закладки первого камня в комплекс зданий будущего университетского кампуса в центре провинции Джаззан, были в этом отношении едва ли не показательны: «Наша родина едина и неделима. Все ее граждане равны в правах и обязанностях. Все они заинтересованы в том, чтобы государство и далее проводило курс развития, реформ и последовательных изменений. В стране, – продолжал далее монарх, – облагодетельствованной Всевышним Господом подлинной верой, не может быть иначе потому, что эта вера требует от обладателей власти неустанной заботы о благе граждан, упорного труда и верности, когда они исполняют возложенный на них свыше долг. Действуя так, как предписывает наша благородная вера, мы сможем дать добро и развить возможности наших граждан. А наши граждане будут испытывать к нам искреннюю любовь, станут преданы и горды своей родиной».

«Национальный проект принца Абдаллы», играя роль исходной точки (и ни в коей мере не теряя своего значения в дальнейшем) реформационных начинаний в стране, вызвал к жизни последующие шаги саудовской власти, все так же называвшиеся «национальными проектами». Методы их реализации вновь реанимировали ассоциируемую с религией традицию и, как следствие этого процесса, еще более ярко и последовательно укрепляли систему патронажно-клиентельных отношений.

В октябре 2002 г. в Эр-Рияде был зарегистрирован «Фонд принца (ныне в этом названии присутствует слово «король» – Г.К.) Абдаллы бен Абдель Азиза для строительства в интересах развития»30. Основной задачей этого Фонда провозглашалось создание условий для реализации «проекта, направленного на развитие строительства и предоставление приемлемого жилья тем, кто в нем нуждается». Движение к этой цели квалифицировалось в качестве «отвечающего ценностям и принципам благородной мусульманской веры». Фонд должен был стать «примером постоянного взаимодействия между мудрым руководством королевства и его народом, ясным доказательством того, как власть окружает своей всесторонней заботой граждан королевства, и подтверждением ее неустанной заботы о тех слоях населения, которые более других нуждаются в развитии и улучшении своего положения». Идея «государственности» этого Фонда присутствовала в сопровождавших его создание документах. Его деятельность «интегрировалась в огромные, направленные на развитие королевства усилия, предпринимаемые правительством». Фонд провозглашался «структурой», сформированной для того, чтобы содействовать «объединению усилий всех социальных слоев, представленных как предприятиями государственного, так и частного сектора, а также благотворительными организациями, ради оказания помощи гражданам с ограниченными доходами».

Устав «Фонда короля Абдаллы бен Абдель Азиза для строительства в интересах развития» провозглашал его «независимым юридическим лицом», создающим свои отделения во всех провинциях государства. Для руководства Фондом был создан Совет управляющих. Его председатель – король Абдалла. Монарх назначает своего заместителя (сегодня им является министр информации Ийяд бен Амин Мадани), а также остальных девять членов Совета (среди которых в обязательном порядке присутствуют как министр социальных дел и труда, так и министр по делам муниципальных и сельских административных образований). Средства, необходимые для развития «социального строительства», как подчеркивает Устав Фонда, формируются за счет «помощи государства, пожертвований, вакуфной собственности, доходов с законно осуществляемых Фондом капиталовложений и продажи принадлежащей Фонду недвижимости». Фонд создавался как структура, демонстрирующая взаимозависимость между государством и частным капиталом, как инструмент всесторонней помощи (и государственного покровительства) деятельности негосударственных организаций.