Смекни!
smekni.com

"Этап реформ" в Саудовской Аравии (стр. 4 из 4)

Совет управляющих этого Фонда, быть может, наиболее ярко отражает идею состава сегодняшнего саудовского «правящего класса» (как и методов созидания «национально» сплоченного саудовского социума). Вместе с министрами социальных дел и труда и по делам муниципальных и сельских административных образований (это, соответственно, представитель одной из крупнейших хиджазских торговых семей, в недавнем прошлом посол саудовского королевства в Лондоне Гази бен Абдель Рахман Аль-Кусейби и принц Мутаб бен Абдель Азиз Аль Сауд, непосредственный руководитель состоявшейся в феврале-мае 2006 г. кампании выборов в муниципальные советы), в нем присутствует шейх Салех бен Абдель Рахман Аль-Хассын (глава Центральной комиссии по проведению национального диалога и генеральный управляющий делами Главной мечети в Мекке и Мечети Пророка в Медине). В состав Совета управляющих входит один из сыновей короля Абдаллы – принц Халед бен Абдалла бен Абдель Азиз Аль Сауд, как и еще один представитель саудовской королевской семьи – недавний посол королевства в Вашингтоне принц Бандар бен Сальман бен Мухаммед Аль Сауд, доктор политологии и личный советник короля. Но, кроме того, в Совете управляющих присутствует немалая доля молодых «разночинных» предпринимателей и политиков, пользующихся покровительством монарха – Ибрахим Абдель Рахман Ат-Тасан, руководитель личной канцелярии короля, Амру бен Абдалла Ад-Даббаг, секретарь саудовского Национального комитета по инвестициям, доктор медицины Абдель Латыф Джамиль – создатель расположенного в Джидде Центра реабилитации и медицинской профилактики. Наконец, в Совет управляющих введены университетские преподаватели и общественные деятели.

Осенью 2003 г. тогда будущий монарх Абдалла посетил наиболее депрессивные кварталы Эр-Рияда, что означало, что саудовское руководство официально признает, что в стране существует бедность. Итогом этого посещения стало создание инициированного нынешним королем «Национального благотворительного фонда», создававшегося ради реализации «национального проекта борьбы с бедностью». Поле действия «национальных проектов» еще более расширилось.

«Национальный благотворительный фонд», официально возглавляемый министром социальных дел и труда, – «юридическое лицо, обладающее административной и финансовой самостоятельностью» и создающее свои отделения во всех провинциях страны, строился как инструмент реализации «национальной стратегии борьбы с бедностью». Его «философия» опиралась на «принцип общественной солидарности», которая и определяла «видение» проблемы бедности, – «бедность порождается многообразием причин, а не только недостаточностью доходов». Борьба с этим явлением требует опоры «на благородное учение ислама» и использование «апробированных практических и профессиональных методов действия». Эти методы включают «развитие возможностей и способностей людей» и пропаганду «опоры на собственные силы». Речь вовсе не шла о том, что бедняки должны ждать от Фонда «помощи или милостыни». Задача Фонда, курируемого нынешним монархом, состояла лишь в том, чтобы, координируя «действия правительственных и частных структур», содействовать развитию малых инвестиционных проектов, чтобы выработать «стратегию воспитания всего общества и прежде всего бедных страт в духе важности труда, опоры на собственные силы и развития трудовой этики».

В контексте «философии» Фонда осуществление этой задачи предполагало, что государство, как и частное предпринимательство, в рамках реализации «национального проекта борьбы с бедностью» содействуют, в том числе, и развитию сети образования и здравоохранения в депрессивных районах страны и в кварталах городской нищеты. Одновременно все то же государство и частное предпринимательство должны были осуществлять кредитование ремесленников и мелких производителей. Это определяло и источники финансирования проектов Фонда: «финансовая и натуральная помощь со стороны государства», «создание вакфов и сбор пожертвований», «закят, специально отчисляемый отдельными лицами, организациями и компаниями», а также «законные (на основе шариата – Г.К.) финансовые поступления самого Фонда». Клиентами нынешнего монарха должен был стать едва ли не весь саудовский социум. Летом 2006 г. «Национальный благотворительный фонд» и «Фонд короля Абдаллы бен Абдель Азиза для строительства в интересах развития» подписали специальное соглашение о взаимодействии обеих организаций в реализации «национальной стратегии борьбы с бедностью». Это означало, что «Фонд короля Абдаллы бен Абдель Азиза» стал финансовым донором «Национального благотворительного фонда».

Возникало очертание всеобъемлющей благотворительной структуры, демонстрирующей существование саудовского «национального сообщества», основанного на «социальной солидарности» всех составляющих социум страт и общественных групп. Его существование подтверждал и «общенациональный» консенсус поддержки действий Абдаллы бен Абдель Азиза, создаваемый Центром национального диалога.

Тем не менее, важно и то, что в рамках деятельности обоих Фондов возникали и начинания саудовского «предпринимательского класса» (чаще всего регионального масштаба), открывавшие благодаря их тесному взаимодействию с властью новые возможности перед инициаторами этих начинаний. Примеры таких начинаний многочисленны, достаточно сослаться лишь на два из них.

В начале 2006 г. предпринимательница из Даммама (Восточная провинция) Хысса Аль-Аун выступила с инициативой осуществления регионального «проекта городков Абдаллы бен Абдель Азиза для производящих семей (машруъа мудун Абдалла бен Абдель Азиз лиль усар аль-мунтиджа)». Целью этого проекта провозглашалось создание кооперативных объединений мелких производителей традиционных товаров и ремесленных изделий, помогающих кооператорам преодолевать трудности, связанные с получением сырья и, в дальнейшем, сбыта произведенных товаров. Идея создания таких «городков» отталкивалась от реальности, – распространение импортированной продукции (в частности, произведенной по традиционным образцам посуды или одежды китайского или южнокорейского происхождения) наносит, естественно, непоправимый ущерб саудовскому ремеслу. В свою очередь, разорение связанных с этим ремеслом семей порождает бедность и безработицу. Одновременно важным элементом этого проекта становилось трудоустройство женщин и, как его итог, их включение в современное общество.

Претворение в жизнь «проекта городков» могло бы, несомненно, способствовать снижению не только остроты проблемы региональной бедности, но и сократить возможности развития антисистемного террористического подполья. Вместе с тем начинание Х.Аль-Аун с самого начала абсорбировалось «Фондом короля Абдаллы бен Абдель Азиза для строительства в интересах развития». Саудовская предпринимательница, собственно, и стремилась к такому развитию событий, включая имя нынешнего монарха в название своей инициативы. В итоге – провинциальные власти нашли необходимым бесплатно предоставить ей несколько участков земли для строительства зданий, где будут располагаться создаваемые ею кооперативы «производящих семей». На Х.Аль-Аун были распространены налоговые льготы, как и льготы, необходимые для приобретения строительных материалов. В конечном итоге, под эгидой «Фонда короля Абдаллы бен Абдель Азиза для строительства в интересах развития» возникло возглавляемое предпринимательницей из Даммама закрытое акционерное общество, уже начавшее свою «общественно полезную» и соответствующую «традициям» деятельность, которая в случае успеха «проекта» в Восточной провинции будет распространена и на другие регионы Саудовской Аравии.

В начале сентября 2006 г. саудовское министерство среднего образования (визара ат-тарбийя ва ат-таъалим) заявило о начале реализации проекта «Провинция Просветленной Медины без неграмотных (Минтака Аль-Мадина Аль-Мунаввара биля уммийя)», в финансировании которого участвует группа региональных предпринимателей, объединенных торгово-промышленной палатой Медины. По официальным саудовским данным, в этой провинции проживает 12,5 тыс. неграмотных, возраст которых колеблется от 15 до 45 лет35. Осуществление этого проекта станет началом «общенационального проекта» борьбы с неграмотностью. Реализация начинания в Медине тесно связана с деятельностью «Фонда короля Абдаллы бен Абдель Азиза для строительства в интересах развития» и квалифицируется саудовским монархом в качестве проекта, «призванного положить конец неграмотности, прежде всего в бедуинской среде граждан королевства». Будущий «общенациональный проект» будет финансироваться не только саудовским бизнес-сообществом и государством, но и международными организациями, включая профильные структуры Организации Исламская Конференция и ООН, которые превращались в опору поддерживаемой истеблишментом системы традиции, вновь представленной патронажно-клиентельными отношениями.

Однако в этой ситуации саудовский истеблишмент обретал действительно легитимную (поскольку ее начинания поддерживаются обществом и внедряются в саудовский социум на основе привычных и понятных ему традиционных норм) возможность последовательного движения по пути более углубленных реформ. В свою очередь, эта поддержка со стороны общества и позволяла высшему сановнику истеблишмента убежденно говорить: «Кто мы без саудовского гражданина? Мы черпаем нашу силу у Господа, во-первых, и у саудовского гражданина, во-вторых. Саудовский гражданин доволен своей властью, а власть – горда и довольна своим гражданином».

саудовская власть реформа религиозный


Литература

1. http://www.asharqalawsat.com.

2. http://www.daralhayat.com.

3. Принц Абдалла // Аш-Шарк Аль-Аусат, 4 января 2004.

4. http://www.alriyadh.com.

5. Хадим Аль-Харамейн ва вали аль-ахд // Ар-Рияд, Эр-Рияд, 3 ноября 2005.

6. http://www.watani.org.sa.

7. Ибрагим Т.К. Политическая власть согласно Корану и Сунне // Арабские страны Западной Азии и Северной Африки. Вып. 5. М., 2002, с. 277.