Смекни!
smekni.com

Взаимоотношения между Израилем и Ватиканом (стр. 3 из 11)

Дипломатическая дискуссия между израильскими политиками и Папой Римским началась в январе 1978 г. незадолго до вступления на престол нового Папы, когда бывший министр иностранных дел Моше Даян встретился с Папой Павлом VI[28]. Израильские официальные представители стремились, используя престиж Папы и его широкое влияние, объяснить ему израильскую позицию и постараться расположить Ватикан в свою сторону.

В начале 80–х годов усилилась поддержка Ватиканом борьбы палестинцев за самоопределение. Это вызвало резко негативную реакцию со стороны израильтян. Представитель Министерства иностранных дел Израиля в марте 1981 г. осудил принятие государственным секретарем Ватикана кардиналом Агостино Кассаром представителя ООП – главы политического департамента ООП Фарука Каддуми[29].

Представитель МИД подчеркивал необычность этой встречи, отмечал, что ООП в прошлом поддерживала "жестоких убийц невинных граждан" и "не является частью международной общины, которая уважает моральные принципы, закон и справедливость"[30].

Встреча представителя ООП и Ватикана вызывала неоднозначную реакцию и в силу того, что в ее координации участвовал Греко–Католический архиепископ Иларион Капуччи[31]. Капуччи был обвинен в 1974 г. в контрабанде оружием террористическим организациям на Ближнем Востоке и был осужден на 12 лет тюремного заключения[32]. Но после неоднократных просьб со стороны Ватикана архиепископ Капуччи был освобожден в 1977 г., дав обещание, что он будет находиться в стороне от ближневосточных дел. Капуччи, который первоначально должен был поехать в Южную Америку после своего освобождения, вскоре появился в Дамаске и Бейруте, как предполагалось, участвовал в поддержке Иранской революции, возглавляемой аятоллой Хомейни. В ответ на заявление МИДа Израиля Ватикан пообещал, что "архиепископа постараются изолировать"[33].

В рассматриваемые годы ближневосточная проблема оставалась в центре внимания Ватикана. Иоанн Павел II во время встречи с министром иностранных дел Израиля Ицхаком Шамиром в январе 1982 г. заявил Израилю о твердой позиции Ватикана в необходимости установления "справедливого и всеобъемлющего решения проблемы палестинцев и непозволительности исключения этой проблемы из ближневосточного урегулирования. И. Шамир выразил надежду, что Папа Римский посетит Израиль и что Ватикан объявит об официальном дипломатическом признании Израиля, но никаких обязательств по этому вопросу не было взято. Папа лишь ответил, что он был бы рад посетить Израиль[34]. Характерно, что встреча И.Шамира с Папой Римским продолжалась в течение 30 минут в Папской библиотеке. Папа и Шамир, оба родившиеся в Польше, коротко обсудили ситуацию в этой стране на их родном языке, потом перешли на французский.

Переговоры в целом носили дружеский характер, и было выражено "понимание" в чем суть "ближневосточных проблем". Данная встреча с Папой свидетельствовала о продолжающихся дипломатических контактах между Израилем и Ватиканом,несмотря на то что, как уже говорилось, Ватикан официально не признавал Израиль как независимое государство.

На встрече с Иоанном Павлом II Израиль добивался достаточно четких целей. Тем не менее существовали как проблемы, по которым Ватикан и Израиль имели общую точку зрения, так и вопросы, по которым существовали разногласия, например, в отношении статуса Иерусалима.

Ватикан изложил свою позицию по Иерусалиму в Документе (от июня 1980 г.), в котором предостерег против каких–либо "односторонних действий", направленных на изменение статуса этого города. Этот документ был принят за месяц до того как кнессет одобрил Основной Закон, объявлявший Иерусалим "вечной столицей Израиля"[35].

В Документе Ватикана указывалось, что вопрос об Иерусалиме не может быть сведен к проблеме свободного доступа к святым местам, что Иерусалиму необходим специальный статус, который бы отражал значение этого города, превосходящего интересы какого–либо одного государства или двусторонних соглашений.

Вместе с тем коммюнике Ватикана не отрицало, что "настоящее положение города отражает его особое значение в истории еврейского народа" и что израильское правительство отдавало особое уважение универсальному значению Иерусалима. Израильская сторона подчеркивала, что "впервые за столетия Иерусалим открыт, безопасен и миролюбив"[36].

Коммюнике гласило также, что Папа особые акценты делал " на проблеме проживания палестинцев на Святой Земле и проблеме беженцев в соседних странах" и подчеркивало, что "справедливое решение этой проблемы является стержнем для мира на Ближнем Востоке". В коммюнике также говорилось, что И.Шамир "выразил свою глубокую озабоченность в связи с массовым притоком оружия в регион и всплеском терроризма[37].

Важно отметить, что И.Шамир информировал Папу об усилиях Израиля в отношении мира на Ближнем Востоке в соответствии с соглашениями, принятыми в Кэмп–Дэвиде, предусматривавшими как мирное соглашение с Египтом, так и план по созданию палестинской автономии[38].

Одновременно премьер–министр Италии Джованни Спадолини подтвердил, что Италия "твердо порицала" аннексию Израилем Голанских высот во время встречи с И.Шамиром. Спадолини заявил Шамиру, что это решение Израиля противоречило международному праву и соответствующим резолюциям, сделанным Советом Безопасности ООН[39].

Начало перестройки в СССР в середине 80–х годов, окончание холодной войны между СССР и США, изменение отношения в СССР к Церкви, улучшение и восстановление дипломатических отношений между СССР и Израилем благоприятно сказывались на общей международной обстановке. Израиль стремился использовать эти позитивные сдвиги для укрепления своих позиций на международной арене. С началом в 1987 г интифады (восстания палестинцев на оккупированных территориях) остро стоял вопрос о поисках путей урегулирования арабо–израильских отношений. Особую значимость приобретали отношения Израиля с Ватиканом, который пользовался в западном мире огромным авторитетом.

Заинтересованность Израиля в сближении с Ватиканом неизбежно вытекала из того факта, что в 80–е годы Ватикан начал играть "среди европейских государств "особую" роль, он как бы олицетворял "объединенную Европу" ", в которой Папа считался одним из главных архитекторов. На взаимоотношения Израиля и Ватикана, а также на отношение последнего к проблеме ближневосточного урегулирования в свою очередь оказывала влияние позиция западноевропейских стран. Позиции Ватикана и глав государств Западной Европы во многом совпадали.

Ватикан стремился, как уже говорилось, занимать сбалансированную позицию по отношению к Израилю и в конце 80–хгодов активизировалась дипломатическая работа с обеих сторон в направлении улучшения отношений. Одновременно Ватикан стремился улучшить отношения не только с Израилем и иудаизмом, но и с палестинским освободительным движением.

Неудивительно, что в январе 1988 г. как израильтяне, так и представители ООП встретились у Иоанна Павла II на церемонии посвящения в сан 10 новых епископов, включая одного, родившегося в Назарете, Михеля Саббаха, ставшего первым арабским римским католическим патриархом в Иерусалиме. На этой церемонии у Базилики Святого Петра присутствовало 15 тыс. человек, а также почти 100 дипломатов из более чем 70 стран, из которых только 45 имели официальные дипломатические отношения с Ватиканом[40].