Смекни!
smekni.com

Международный аспект ирано-израильских отношений (стр. 2 из 3)

В настоящее время в иранском обществе впервые после долгого молчания созрело понимание необходимости либерализации существующего режима. Именно это и привело к власти президента Хатами, за которого проголосовало 60% населения Ирана.

Политический курс Хатами можно характеризовать как более прагматичный по сравнению с курсом, проводившимся предшествовавшим правительством. Это позволяет полагать, что Иран, в лице президента и немалого круга его сторонников–прагматиков, стремится выйти из изоляции, разрушить сложившиеся в его отношении устойчивые, хотя и небезосновательные стереотипы и играть роль равного партнера в качестве независимого субъекта мировой политики. Поэтому Иран старается заключить тесные политические и культурные связи со странами Запада. Действенные шаги, предпринимаемые для этого Ираном, позволяют просматривать и очертания будущих ирано–израильских отношений, хотя иранская пресса по–прежнему продолжает резкие антиизраильские выпады.

По сведениям выходящей в Лондоне ежедневной арабской газеты «Аль–Хаят», Иран готов приостановить активность «Хезболлы», которую он поддерживает с полного согласия Сирии, а также помочь в умиротворении ряда региональных конфликтов. Однако Иран может быть готовым к содействию лишь в том случае, если Евросоюз согласится установить с ним дипломатическое сотрудничество. Поэтому, когда министр иностранных дел Франции Юбер Ведрин приехал в конце минувшего года в Тегеран, ему было заявлено, что, хотя Иран рассматривает «Хезболлу» как Ливанское национальное движение, он, тем не менее, готов оказать на него сдерживающее влияние, если ЕС, и в частности Франция, признают Тегеран в качестве партнера.

Израиль еще в конце июня 1998 года объявил, что прекращает передачи иранской оппозиции с израильского спутника, как имеющие подстрекательский характер. (Впрочем, этот жест доброй воли можно, скорее всего, объяснить тем, что США внесли организацию «моджахеддинов» в список террористических).

В то же время министр инфраструктуры Израиля Ариель Шарон заявил о плане возвращения Ирану косвенным путем тех самых 650 млн. долларов, которые Израиль задолжал Ирану в результате импорта нефти, имевшего место до Исламской революции, после которой этот долг и был заморожен.

Президенту Хатами нелегко проводить свой внешнеполитический курс. Этому препятствует власть религиозных лидеров, которые все еще оказывают сильное влияние на общественное мнение. И все же взгляды Хатами и его сторонников разделяет немалая часть населения, – достаточно одного взгляда на улицы Тегерана или другого большого города Ирана, чтобы увидеть, что времена произвола «стражей революции» проходят. Тем не менее, ключевым остается вопрос, – в какой степени президент–прагматик в состоянии осуществить свои намерения? Ведь в сущности, приход к власти нового президента не изменил государственного режима, – президент, как и прежде, не является лидером страны, не властвует над умами общества, которому вольно или невольно приходится жить в соответствии с инструкциями, данными в религиозно–политическом трактате Хомейни. Поэтому Хатами вынужден считаться и прислушиваться к требованиям религиозного лидера страны аятоллы Али Хаменеи. Вот и недавняя попытка президента Хатами спасти автора «Сатанинских стихов» от мести разгневанного шиитского духовенства в который раз подтвердила, что клерикальный истеблишмент и сторонники «жесткого курса» пока что сильнее. Ибо внутри различных ветвей власти в правительственных учреждениях, созданных исламской революцией, реальная власть все еще в руках радикального крыла. Светские лидеры Ирана и до Хатами в какой–то степени пытались проводить умеренную политику. Но, как отмечают израильские аналитики, стоило им делать в этом направлении шаг вперед, как они тотчас же оказывались вынуждены отступать на четыре шага назад. Президенту Хатами в этом отношении удалось несколько больше. Однако последняя неудача с делом Рушди в который раз сурово напомнила, что религиозная фетва Хомейни, провозглашенная в 1989 году, продолжает существовать, что до тех пор, покуда страна живет по .законам «Велайят–е Факих», светская власть обречена отступать на эти самые четыре шага. Да и сам президент Хатами, несмотря на его реформистские взгляды, твердо придерживается принципа «Велайят–е Факих», не сомневаясь в его правильности.

Некоторые аналитики считают, что прекращение войны с Ираком уже свидетельствовало о том, что в столкновении между идеологией исламской революции и интересами режима–государства победу одержали интересы режима над догмой. В этой связи израильский ученый Давид Менашри отмечает, что в ирано–израильских отношениях между этими двумя факторами – интересами государства и догмы столкновения не было. Идеологически Иран против права Израиля на существование как еврейского государства. Но бесспорно, что оппозиция Израилю помогает иранскому режиму отвлечь общественное внимание от местных трудностей к далекому от границ Ирана врагу. В то же время, по мнению Менашри, в случае начала арабо–израильского конфликта Ирану отведена незначительная роль. И если смотреть на Ливан как на баскетбольную команду, то Иран выступает здесь в роли тренера. Владелец же команды – Сирия, и иранцы хорошо понимают, что если владелец пожелает уволить тренера, то он это сделает.

Между тем, духовный лидер «Хезболлы» шейх Мохаммед Хуссейн Фадлаллах угрожает: – если Израиль нанесет удар но Ирану, то Иран ответит не только со своей территории, но будет нанесен удар и из Ливана. При этом шейх предостерегает, что в случае израильской агрессии против Ирана в отношении Израиля будут применены любые недозволенные средства. Шейх подчеркивает также, что и любое агрессивное действие Израиля против Сирии также будет расцениваться как агрессия против Ирана.

Рассуждения Фадлаллы на эту тему передавались по радиоканалу «Хезболлы», а затем широко публиковались в ливанской и арабской прессе. Дело в том, что перед деятелями «Хезболлы» начала мелькать пугающая их перспектива, что Иран может ослабить свою опеку над ними. И это не только надежды или иллюзии шейхов, убежденных в военное вмешательство Ирана в случае израильско–сирийского столкновения, но, в первую очередь, горячее стремление лидеров «Хезболлы» поддерживать костер в Южном Ливане и ни в коем случае не дать ему погаснуть. Лидер «Хезболлы» Хассан Насрулла понимает, что продолжающаяся поддержка Ираном «Хезболлы» зависит в значительной степени от военных успехов этой организации против Израиля (Последняя активизация «Хезболлы» на израильско–ливанской границе совпала по времени с визитом лидера этой организации шейха Хассана Насруллы в Иран). Развития мирного процесса опасается и иранское духовенство. Именно поэтому аятолла Хаменеи обрушился в октябре прошлого года на Арафата, назвав его «лакеем» Израиля за то, что он подписал соглашение в Уай. Отсюда и та двойственность заявлений президента Ирана Хатами, когда он, делая свой шаг вперед, утверждает, что ослабление международной напряженности является одним из главных инструментов внешней политики Ирана. И в то же самое время, отступая назад, Хатами произносит дипломатическое «но»: – ИРИ отвергает мир, направленный на распродажу прав палестинцев и мусульман вообще, но отказывается поддерживать попытки нанести вред мирному процессу!

Советник же президента–прагматика Мохаммед Шариати заявил 15 декабря минувшего года, что шаги палестинских властей по переговорам с «агрессивным сионистским режимом» означают официальное признание палестинцами «режима оккупации Иерусалима». Являясь также Председателем Национального комитета по поддержке Исламской революции Палестины, Шариати, на встрече с лидерами палестинских партий и групп заявил, что соглашение «Уай–Плантейшн» – это обман, это стремление США помочь сионистскому режиму осуществить свои внутри– и внешнеполитические цели.

«Пустыми угрозами» считает известный противник нынешнего иранского режима Амир Тахери возможность ракетного удара по Израилю со стороны Ирана. Духовный лидер «Хезболлы» шейх Мохаммед Хуссейн Фадлаллах уверен, что Иран будет воевать против Израиля, если это сделает Сирия. «Нет! – заявляет Тахери в выходящей в Лондоне арабской ежедневной газете «Аш–Шарк Аль–Аусат». По его мнению, Иран не имеет ни вечных друзей, ни вечных врагов, а иранские лидеры не намерены обсуждать вопросы стратегии с ливанскими шейхами. Тахери убежден, что их вера в это ни на чем, кроме иллюзий, не основана и что Иран никогда не будет воевать за чьи–либо интересы, кроме своих. Более того, по мнению Тахери, исламская солидарность на самом деле ничего, кроме лозунга, не означает.

Нельзя не признать, что об этом же свидетельствует и нынешняя политика Ирана в отношении исламских стран. Например, в Закавказье Иран поддерживал христианскую Армению в ее войне с мусульманским Азербайджаном; в Чечне Иран поддерживал Россию; в Таджикистане Иран выступал на стороне России и бывших местных коммунистов; в Афганистане Иран поддерживал бывшего коммунистического генерала против талибов; в бывшей Югославии Иран обеспечивал нефтью Сербию даже после того, как сербы произвели массовое убийство боснийских мусульман; Иран состоит в дружественном союзе с индуистами Индии против мусульманского Пакистана. Тот факт, что Индия продолжает пренебрегать желаниями мусульман Кашмира, даже косвенно никак не отражается на ирано–индийских отношениях.