Смекни!
smekni.com

Проблема осуществления контроля деятельности исламских банков (стр. 1 из 3)

Реферат

Проблема осуществления контроля деятельности исламских банков

За сравнительно небольшой срок в периодической печати появилось немало публикаций, посвященных такому новому явлению в экономической жизни России, как исламские банки. И хотя благодаря таким публикациям отечественные специалисты банковского дела уже успели получить общее представление об этом явлении, необходимо отметить, что в нашей стране до сих пор единственным отличием исламских банков от традиционных (или коммерческих) банков считается запрет, и как следствие, отказ от взимания процентов при осуществлении операций, проводимых исламскими банками. Реальность же показывает, что такое представление является очень поверхностным, и, следовательно, требуется как можно более подробное описание различных институтов исламского банковского дела. Это особенно важно в связи с возможным появлением в ближайшем будущем исламских банков, или банков, осуществляющих свою деятельность в строгом соответствии с нормами ислама, в рамках банковской системы Российской Федерации.

В июле 1997 г. было объявлено о создании первого исламского банка в России с участием финансового капитала мусульманских государств, таких как Бахрейн, Египет, Иордания, Иран, Пакистан и Саудовская Аравия. Однако, как было резонно отмечено в статье А. Журавлева1, в нашей стране такой финансовый институт может столкнуться с различными проблемами, связанными, в том числе, с осуществлением контроля за его деятельностью со стороны Банка России, выполняющего функции регулирования и контроля за банковской системой Российской Федерации. Поэтому, очевидно, было бы небезынтересно узнать, каким образом контролируется деятельность исламских банков на их родине – в исламских государствах с тем, чтобы понять какие особенности такого контроля могут быть позаимствованы и применимы в России.

Функция контроля считается одной из ведущих среди тех, что осуществляются исламскими банками. Следует отметить очевидный религиозный контекст контроля, поскольку его основой считаются нормы, содержащиеся в Коране. Виды контроля, которые могут затрагивать разные стороны деятельности исламского банка, многообразны. Среди них принято выделять высший, божественный контроль; контроль, осуществляемый человеком и контроль, осуществляемый обществом.

Высший божественный контроль представляет собой в догматике надзирание Аллаха над всем, что он создал. Как говорится в Коране, "воистину Аллах – надсмотрщик над вами [людьми]"2 и "Он [Аллах] является вечным надсмотрщиком над всеми словами, которые произносятся"3. Такой контроль, по мнению юристов–богословов, является самым действенным и эффективным его видом, и с этим можно согласиться, если принять во внимание роль религии в жизни исламских государств, а также отношение мусульман к кораническим предписаниям. И, как сказал пророк, имея ввиду высший божественный контроль и требуя подготовиться к нему: "Благодеяние в том, что ты поклоняешься Аллаху, как будто ты видишь его, и если ты не видишь его, то он видит тебя"4.

Под контролем, осуществляемым человеком, понимается контроль, исходящий от человека и являющийся результатом его совестливости. Такой контроль, по представлению мусульманских богословов, осуществляется через мобилизацию внутренних сил человека, не прибегая к внешнему контролю. Необходимо отметить, что этому контролю в исламских государствах придается немаловажное значение.

Наконец, смысл общественного контроля сводится к надзору со стороны исламского общества. Основа такого контроля, как считают некоторые ученые, заключается в том, что исламское общество является источником полномочий, которые реализует государство и его институты. Другие полагают, что контроль со стороны общества является делом Аллаха, о чем говорится в Коране: "Для того, чтобы из вас получилось общество, вы должны призывать к добру, не грешить, покончить с постыдными делами, тогда вы преуспеете"5. На практике это выглядит следующим образом. До выполнения какой–либо банковской операции осуществление общественного контроля происходит путем получения советов (именно советов) со стороны регулирующих органов, а после проведения или исполнения такой операции – путем совершенствования ее выполнения или исправления.

Существует ряд инструментов контроля за деятельностью исламских банков. Основными и наиболее эффективными считаются шариатский контроль, контроль со стороны центрального банка государства и контроль со стороны вкладчиков. Последний инструмент может быть наиболее интересным и полезным для российской банковской системы в свете недавних событий, связанных с массовыми разорениями банков, что привело к огромнейшим потерям сбережений частных вкладчиков.

Органы шариатского контроля осуществляют контроль за законностью и правомерностью операций исламских банков. Они создаются при каждом банке в качестве основных контролирующих структур. При этом в основном функции таких органов заключаются в проверке соответствия проводимых банком операций предписаниям Корана, а также размеров обязательств исламского банка при осуществлении им своей деятельности. В этой связи такие органы обладают полномочиями и компетенцией внешнего ревизора счетов. Внешний ревизор счетов имеет право проводить периодические ревизию и контроль за операциями банка. Он также вправе выражать свое мнение по любым банковским операциям, которые противоречат целям банка и мусульманскому праву.

Необходимо отметить, что рамки, в пределах которых может осуществляться вышеуказанные функции, не просто ограничиваются фетвой6, но и позволяют требовать предоставления объяснений от правления исламского банка и выражать замечания по поводу любых операций, проводимых таким банком. Органы шариатского контроля могут осуществлять свои функции путем:

– принятия муфтием своего решения и выражения юристами–богословами своих мнений по вопросам, представленным правлением исламского банка или каким–либо из его подразделений;

– выражения своих замечаний или требования представления исламским банком объяснений относительно операций и деятельности банка до или после их осуществления.

Если возникают разногласия между правлением исламского банка и его внутренним органом шариатского контроля, вопрос выносится на рассмотрение Высшего органа по фетве и шариатскому контролю, который создан при Международной ассоциации исламских банков МАИБ и который имеет полномочия (в пределах своей компетенции) выражать юридическое мнение по банковским и финансовым вопросам, с которыми обращаются исламские банки и финансовые институты, являющиеся членами этой ассоциации. Таким образом, выражая свое мнение по вопросу, который является предметом разногласий, Высший орган по фетве и шариатскому контролю выступает в роли третейского судьи.

Другой канал контроля образуют центральные банки государств, в банковских системах которых присутствуют исламские финансовые структуры. И хотя по степени своей значимости и воздействия на деятельность исламских банков роль такого инструмента заметно уступает шариатскому контролю в силу большей религиозности последнего, центральные банки также имеют существенное значение, поскольку они призваны регулировать и, соответственно, контролировать операции исламских банков.

Во многих странах центральные банки уполномочены осуществлять контроль со стороны государства за банковской и денежной системами и наделены функциями, позволяющими удерживать деятельность банков в рамках правовых норм, а также оказывать содействие и поддержку банкам, находящимся в сложном финансовом положении. Таким образом, центральные банки являются единственными выразителями политики государства по всем вопросам деятельности исламских банков. Исключением являются только спорные вопросы, которые выносятся на рассмотрение Высшего органа по фетве и шариатскому контролю при МАИБ, как было указано выше.

Применительно к исламским банкам, прежде всего необходимо отметить, что центральный банк обладает такими же полномочиями в отношении таких банков, какими он обладает в отношении традиционных банков, в части осуществления контроля над инвестиционными и кредитными операциями, а также над процессом создания и организации банка. Такой контроль осуществляется путем издания центральным банком директив о возможности финансирования тех или иных проектов, максимального предела такого финансирования, размера страхования, которое должен получить банк в отношении некоторых видов кредитов, а также пропорционального распределения рисков от различных операций. Последнее делается, в том числе, для того, чтобы установить соотношение рисков банка и размером его уставного капитала и его резервного фонда.

Основные вопросы, находящиеся в компетенции центральных банков, относятся к контролю за созданием исламских банков и за их деятельностью, и, в частности, при депонировании вкладов.

К исламским банкам применяются те же процедуры, что и к обычным банкам при получении разрешения для создания новых банков или открытия филиалов действующих банков с соблюдением нижеследующего:

– учредители банка должны быть состоятельными людьми, иметь хорошую репутацию и безупречную биографию;

– среди учредителей банка должны быть лица, знакомые с практикой мусульманского права и исламского банковского дела;

– члены правления банка должны обладать достаточной квалификацией и профессиональными способностями, необходимыми для управления исламским банковским учреждением;

– должна существовать общественная и экономическая необходимость в создании банка или открытия его филиала в регионе, а равно и благоприятные предпосылки для извлечения такими банком или филиалом прибыли;

– обязательным условием должно быть обслуживание основных интересов исламского общества (например, в части сбора закята7); при этом деятельность банка должна развиваться в соответствии с поэтапным планом развития, который предварительно одобряется центральным банком.