Особенностью экономического развития Ирана, по крайней мере за последние два века, были периодические попытки реформирования сверху. Иран не столько последовательно наращивал свой экономический потенциал, сколько неоднократно пытался делать экономические рывки, стараясь догнать передовые страны. И каждый раз, несмотря на приобщение к мировому опыту, в стране создавался свой особый тип капитализма. При этом каждый период значительно отличался от другого. Сам факт смены, причем почти всегда конфликтной, этих периодов (а не в виде естественного перетекания в результате эволюции) является свидетельством того, что иранское общество находится пока в стадии построения основ своего «иранского капитализма», который мог бы совершенствоваться в дальнейшем и без социальных взрывов. Более удачным термином, особенно для общества, претендующего на поиск собственного пути развития, является термин «иранская модель». В наши дни такой опыт по построению этой национальной или «иранской» модели происходит в условиях теократического государства. Разновариантность разрабатываемых в последние годы экономических программ, в том числе и программа, предусматривающая ограничение непосредственного участия государства в экономике, отнюдь нельзя трактовать однозначно как «размывание» исламского содержания режима, поскольку ислам, в отличие от других религиозных школ, обладает весьма широким и крайне разнообразным набором мер управления жизнью общества. При этом понятие «фундаментализма» не исключает и способности шиитских представлений к эволюции. В этом отношении весьма интересным представляется тезис, содержащийся в статье известного иранского историка и исследователя проблем революций М.Д. Ноурузи «Роль ислама в подготовке и победе иранской революции», который говорит о «гибкости, присущей исламскому религиозному учению, позволяющей ему варьировать свои возможности в зависимости от процесса общественного развития». Проанализированная выше одна из программ экономического развития представляется весьма интересной с точки зрения богатства палитры тех красок, которые, возможно, и составят образ.
экономика иран исламский
Литература
1 MehdiMozaffari.IslamicFundamentalisminAlgeriaandIran.AComparativeAnalysis.Westview, 1995, с. 4.В этой же работе приводятся слова Хомейни о том, что «экономика – это для ослов».
2 Джаме–е, 09.05.1998.
3 Iran News, 20.12.1998.
4 Iran News, 10.11.1998.
5 Независимая Газета, 26.12.1998.
6 Персия, № 1, 1998., Алматы, с. 30.