Исторические циклы находятся в постоянном взаимодействии со смежными циклами и, прежде всего с циклами в развитии природы. Климатические условия, природные богатства того или иного континента или региона создают внешний фон и определяют естественные условия возникновения и развития исторических циклов. Автор концепции круговорота цивилизаций А. Тойнби, исследуя структуру человечества последнего тысячелетия, выделяет пять живых цивилизаций:
1) западное общество, объединяемое западным христианством;
2) православно-христианское, или византийское общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России;
3) исламское общество – от Северной Африки и Среднего Востока до Великой Китайской стены;
4) индустриальное общество в тропической субконтинентальной Индии;
5) дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районах Юго-Восточной Азии.
Здесь представляется необходимым дать определения понятиям «мировая цивилизация» и его отнесенность к понятию «локальная цивилизация».
Мировая цивилизация – этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическим и экономическим способом производства, строем политических и общественных отношений, уровнем развития духовного воспроизводства; по сути дела речь идет о сверхдолгосрочном (многовековом) историческом цикле. Локальные цивилизации выражают культурно-исторические, религиозные, экономико-географические особенности отдельной страны, группы стран, этносов, связанных общей судьбой. В связи с вышесказанным, для нас больший интерес представляет именно второе понятие. В последние тысячелетия до нашей эры эпицентры цивилизаций сконцентрировались в Средиземноморье; затем они сместились на Восток. В конце первого – начале второго тысячелетия вновь переместились в Европу, где со временем вспыхнул пожар индустриальной цивилизации, перекинувшийся затем в Северную Америку и охвативший всю планету. Сейчас эпицентр глобального переворота вновь смещается на Восток, в Азиатско-Тихоокеанский регион (Япония, США, Южная Корея и другие новые индустриальные страны); к новому подъему приближаются и страны Западной Европы.
Общепринято деление локальных цивилизаций на два главных типа: западные, исторические корни которых - в античности, христианстве, индивидуализме и демократических традициях. К этому типу относится подавляющая часть развитых стран.
Другой тип – восточные цивилизации, культурно-психологические устои которых сформировались под влиянием мусульманства, буддизма и других восточных религий, азиатского способа производства, сильной роли государства, преобладания коллективистских и бюрократических начал над правами личности. К этому типу относится большинство государств Азии, Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока. Азиатская группа локальных цивилизаций включает в себя Индию, Китай, Японию, Персию, Среднюю Азию. В начале второго суперцикла сюда сместился эпицентр мирового прогресса, но затем, особенно в период индустриального общества, наблюдается стагнация, ход исторического прогресса был прерван колонизацией. С началом постиндустриальной цивилизации наблюдаются признаки включения ряда стран этого региона в эпицентр исторического прогресса. Американские цивилизации первоначально в силу изолированности материков развивались особым путем. Древние цивилизации были практически уничтожены потоком агрессивных европейских колонистов. Затем возникли новые, дочерние по отношению к западноевропейским, локальные цивилизации, которые вскоре приобрели самостоятельный ритм. В 20-м веке США вступили в число мировых лидеров, стали сверхдержавой. Под влиянием названных выше культурно-психологических особенностей сформировалось диаметрально противоположное, специфическое понятие времени в западной и восточной культурах:
- на Западе традиционно история понимается в виде прямой линии, которая тянется из прошлого в будущее;
- на Востоке историческое настоящее, которое несет в себе прошлое и содержит план будущего, составляют замкнутый круг.
Человеческая жизнь от рождения до смерти представляет из себя цепочку неслучайных кругов жизни, каждый из которых рождается в какой-то момент и умирает в следующий.
Как бы не изменялось содержание исторического настоящего, в нем всегда поддерживается неизменная самоидентичность и устойчивость. Эта неизменность и устойчивость и есть нирвана и пустота.
В мире просветленного человека ничего не прибавляется и не убывает. В нем нет ничего от развития. Однако, это отсутствие развития не означает, что не происходит изменений в содержании мира, или, что этот мир находится в зафиксированном состоянии. Это означает, что мир сохраняет во всякий момент свою константность, несмотря на то, что непрестанно изменяется и двигается. Рассматриваемый нами подход отличается от традиционных, принятых в экономической науке тем, что исходит из примата человека, его потребностей, знаний, умений, культуры, идеологии – всего того, что часто называется обобщающим словом общественное сознание и что отличает человека от всего остального мира. Такой подход тесно связан с социальной и экономической психологией.
7. Психологические механизмы формирования рынка труда на Западе и Востоке
Социокультурный подход к исследованию позволяет нам подойти к данной проблеме с точки зрения главного субъекта – человека.
Как отмечают в своей книге «Личность и личностный рост. Восточные теории личности» Фейдимен Дж., Фрейгер Р., западные теории понимают рост личности, как усиление самости: самоопределение, самоактуализация и т.д.
Восток – это тенденция обрести более интимное отношение с чем-то большим, нежели индивидуальная самость. Человек ищет свое место в более широком единстве, частью которого он стремится быть.
С точки зрения первой тенденции человек стремится быть центром своего мира и старается сформировать и организовать объекты вокруг себя. С точки же зрения второй тенденции, человек скорее добровольно подчиняет себя, становясь организованной частью чего-то, что он полагает большим, нежели он сам, находя в нем свое пристанище. Эти принципиальные различия указывают на типично интровертированную установку Востока в отличии от экстравертированной установки Запада, аналитический Запад и интуитивный Восток. В Китае основные поведенческие стереотипы формировались под воздействием учения Конфуция и принципов даосизма. Как пишет А. Уотс, конфуцианство исповедовалось теми, кто стоял на верхних этажах социальной лестницы и занимается языковыми, этическими и ритуальными конвенциями (соглашениями), которые обеспечивают общество системой коммуникаций. Индивидуум находит себя и свое место в социуме с помощью формул Конфуция, представляющих из себя систему жестко сформулированных правил поведения, которым должен был строго следовать «благородный муж». Конфуцианство осуществляло социально-необходимую функцию. Оно вводит природную спонтанность жизни в жесткие рамки конвенций. Это – уважай и слушай старших, родителей, начальство, учителя. Мужчина – глава семьи, он заботится о деньгах, а женщина – о доме.
Конфуцианство культивировало дисциплинированность, трудолюбие, послушание, настойчивость, умение сдерживать эмоции, обостренное чувство «социальной лестницы». Даосизм в противоположность конфуцианству возник как религия «низов», простого народа. Даосов не интересуют конвенциальные знания, а также восприятие жизни в терминах линейного, дискурсивного мышления. Его область – прямое, непосредственное знание. Задача даосизма в Китае – исправить неизбежный вред, нанесенный социальной дисциплиной, и не только восстановить, но и развить природную спонтанность. Однако, на Востоке понимают, что быть свободным от конвенций – не значит отвергать их. Это значит не быть их инструментами, а уметь пользоваться ими, как инструментами. Чтобы следовать пути Дао, необходимо соблюдать принципы спонтанности и недеяния. Тогда человек (общество) будет подобен Дао – абсолютно свободен, ни от чего не зависим и следующий собственной природе. Именно тогда «человек или общество будут плыть по течению в правильном направлении» и, что особенно важно, интуитивно чувствовать первосубстанцию Ци, наполняющую все пространство, включая тело человека. Именно в Китае, Японии, Индии были созданы сложные системы психофизических тренировок для совершенного следования пути Дао. Отношение к труду, богатству, деньгам и т.д. определяется общей экономической направленностью восточных верований и религий. Основной упор делается на степень эмоциональной зависимости и привязанности к этим факторам. В восточной культуре нет агрессивного неприятия материальных предметов. Если человек исключил желание обладать чем-то, то само обладание уже не опасно и не вредит совершенству. При этом, материальное благополучие рассматривается как естественная награда за праведность.
Согласно концепции праведного богатства, основным принципом является идея перераспределения благ. Поэтому центр тяжести экономической концепции в этих странах падает на механизм распределения, а не производства.
Сама идея собственности не приветствуется, а вот богатство ценится высоко. Своеобразно на Востоке и отношение к труду. Считается, что с помощью труда человек может достичь особых состояний ума, способствующих совершенствованию Духа.
С западной точки зрения восточный рынок труда выглядит иррациональным. Единственной целью является не личное достоинство индивидуума, а способность обменивать материальное на другие ценности – власть, связи, влияние. Социокультурные основы западного рынка труда сформировались на основе христианской морали. Не смотря на то, что известны христианские требования полного отказа от собственности и накопления богатства: «Не собирай себе сокровищ на земле» или «Блаженны нищие духом, ибо Ваше есть царство Божье» и т.д., реформация церкви (начало 17 века) положила начало протестантизму, основанному на сакрализации частной собственности, труда и закона. В утверждении М.Вебера, идея христианской аскезы вычертилась в протестантской этике как стремление к постоянной прибыли, добываемой через рациональное основание и ведение предприятия. Так утвердилась рационалистическая парадигма мышления, ориентированная на непрерывный прогресс знаний и инструментария производства, развитие постоянно действующих предприятий, законодательства и т.д. В настоящее время страны Запада – это страны с хорошо налаженными рыночными отношениями, где на страже всех атрибутов рынка – частной собственности, денег, производства, трудовых отношений и т.д. – стоит Закон, являющийся основным регулятором общественных отношений. Это резко отличает Запад от Востока.