Смекни!
smekni.com

Сравнительный анализ социально-экономических и психологических особенностей экономик Запада и Востока (стр. 4 из 5)

Западный человек по сути своей индивидуалист. Чем больше он отличается от других, тем выше стоит в глазах общества. Этими отличиями могут быть неординарные способности, успех в делах, наличие богатства, красивая внешность – вообще все, что укладывается в рамки рационально-практического менталитета и позволяет достичь успеха.

Способ же пребывания в мире восточных людей не позволяет рассматривать индивидуума как отдельно взятый элемент, оторванный от социального организма. А. Зиновьев в работе «Запад: феномен западнизма» так описывает черты представителей западной культуры: «практицизм, деловитость, расчетливость, способность к конкуренции, риску. Это холодность, эмоциональная черствость, склонность к индивидуализму, повышенное чувство собственного достоинства, стремление к независимости и успеху в делах, склонность к добросовестности в деле, чувство превосходства над другими народами, склонность управлять более сильная, чем у других народов, способность к самодисциплине и самоорганизации». Кроме вышеперечисленных черт выделяется примат материальных ценностей над духовными. Западный человек отличается деловитостью, предприимчивостью, трудолюбием, ценит профессиональную компетентность. А.Зиновьев отмечает, что одним из ведущих мотивов западного общества является принудительно высокий жизненный стандарт большинства населения, для которого он зависит от личных усилий. Чтобы удержаться на своем уровне, люди вынуждены проявлять беспредельную личную активность, изобретательность и деловитость. Отсюда движущей силой является стремление к сверхприбыли и скорейшему успеху в делах. Такая форма современной «кастовости» приводит к тому, что при повышении уровня дохода или социального статуса, человек вынужден увеличить свои расходы, т.к. для того, чтобы не выделяться из круга себе подобных должен приобрести более другую машину, переселиться в более престижное жилье, носить более дорогую одежда, проводить время только в кругу людей своего уровня, свернув отношения с теми, с кем общался раньше и т.д. Стимулируя это, средства массовой коммуникации на Западе облагораживают и идеализируют стремление к наживе, успеху, считая это ценностной «традицией». В качестве примера можно привести книгу Ог. Мандино «Величайший в мире торговец» в которой путь к обогащению представляется как стезя самосовершенствования, т.е. одна из наиболее благородных целей жизненного бытия. Такой подход есть тщательно продуманная психотехника самопрограммирования на успех и обогащение с помощью труда. Аналогичные функции несут и книги Д.Карнеги и других, подобных им авторов. Механизм рынка труда на Западе весьма рационален. Его функционирование отвечает фундаментальной потребности общества – производить товар, который можно продать с целью получения прибыли. Все три составные части рынка труда (работодатель – государство – работник) добросовестно исполняют каждый свою роль в осуществлении основной цели существования Запада (производства).

Это коренным образом отличает Запад от Востока, где основной отличительной чертой общества является распределение. Наряду с уже описанными отличиями, необходимо отметить и то, что любая работа имеет два аспекта – деловой и коммуникационный, связанный с взаимоотношениями между работником и работодателем. Второй из них слабо представлен на местах работы Запада, т.к. западные люди на работе трудятся, но не более. Социальная и интимная жизнь проходят вне работы. Неделовые отношения на работе конечно существуют, но это не становится общепринятой нормой. Таким образом – основой западной работы является максимальное использование силы сотрудников, исключение праздного времяпровождения и невозможность использования рабочего времени в личных целях.

Восточный же аспект взаимоотношений работодателя и работника следуют из конфуцианских правил: если работник является постоянным сотрудником фирмы, то работодатель чувствует за него ответственность, как за «родного». Соответственно работник, согласно этому же принципу, чувствует признательность, преданность, желание подчиняться, а также хорошо выполнять порученную ему работу. Если же работник временный, то никакой «отеческой» заботы он не испытывает и даже наоборот, его всячески эксплуатируют и надувают без угрызений совести. Восточный образ жизни оставляет мало места для индивидуализма. Термин «частная жизнь», так тщательно оберегаемый на Западе, здесь практически не имеет смысла. Восточные предприниматели пользуются этой особенностью своего персонала и продуманно культивируют дух патриархальной общины в фирме, сознательно поддерживая антогонизм между постоянными и внештатными работниками. Вместе с тем, отношения между постоянным работником и работодателем на Востоке сродни с отношениями учителя и ученика. Первоначально в буддистских монастырях не было статуи Будды, были только отпечатки его следов. Это напоминало ученику принцип: «Ты должен идти сам. Будды лишь указывают путь». Вместе с тем, ученик относится к учителю, как к идеалу, которому следует как живому Будде. Учитель же, сознавая свою ограниченность, прежде всего занимается собственным обучением. Принципиальным является и отличие в представлении о том, что обучение и есть просветление. Ученик, помнящий об этом, не попадает в ловушку работы ради недостижимого идеала. Продолжительная работа ради цели или награды в будущем может означать отсутствие полной вовлеченности в настоящее. Из вышесказанного ясно, почему представители восточных культур являются прекрасными исполнителями очень тонких и в то же время монотонных работ – сборки микросхем, ткачестве ковров и т.д. Понятно, что именно восточные люди наиболее пригодны для промышленного конвейера. Соблюдение правильного направления потока Ци требовало, чтобы работник как бы сливался с выпускаемым изделием с самого начала работы. При этом каждый ощущал свое единство с группой, работающей, как единый организм. Поясняя это, можно привести такой пример: мясник, исповедующий чань-буддизм способен несколькими легкими ударами топора расчленить крупную тушу животного, попадая точно в те места, в которые необходимо. Это происходит вследствие того, что он как бы становится с ней и со всем окружающим миров одним целым. То же самое относится и к поединкам восточных единоборств. Используя социокультурный подход в изучении особенностей западного рынка труда, можно сказать, что данные отношения подчиняются законам теории предельной полезности и для прогнозирования можно применять экономико-математические модели.

Таблица 1. Сравнительная характеристика рынков труда

№ п/п Запад Восток
1. Рынок труда сформирован Рынок труда сформирован, несовершенен
2. Закон Оукена (зависимость ВНПот уровня безработицы) соблюдается Закон Оукена не соблюдается
3. Кривая Филипса в основномсоблюдается Кривая Филипса не соблюдается
4. Нет ощутимой разницы между уровнем открытой и скрытой безработицы Нет понятия безработица, однако существует огромное количествобезработных
5. Работодатель и наемный работник в правах равны Работодатель и наемный работник для решения своих проблем не нуждаются в официальном законе. Работодатель традиционно несет ответственность перед работником, а тот в свою очередь почитаетработодателя
6. Четкая связь затрат труда и оплаты(цена труда соответствует стоимоститруда) Отсутствие связи между затратами трудаи оплатой. Дешевая рабочая сила

Таким образом, основные отличия в отношениях между предпринимателями и наемными работниками на Востоке и на Западе, приведенные в таблице 2, свидетельствуют о том, что эти отличия являются кардинальными.

Таблица 2. Отношение субъектов рынка труда в различных культурах к субъектам и ценностям, обусловливающим функционирование рынка труда.

Субъекты Предприниматель Наемный работник
Ценности Запад Восток Запад Восток
Предприниматель Здоровая конкуренция Кто кого Функционально: работодатель С уважением: даешь работу – значитсильный, а силу надо уважать
Бюрократия(государство) Налоговая инстанция,с уважением Уважение с примесью боязни,сакральность Представитель закона, а закон свят Власть сакральна
Наемный работник Равный в правах, но нев социальном статусе Несет ответственностьза работников в психологическом отношении Партнер поработе Патернализм
Закон Святость Личные связи, а также следование принципам Конфуция и Дао – вот Закон Святость Почитание указов работодателя, а также следование основнымпринципам Дао
Бедность Отсутствие богоугодности Кармическое наказание, естественное состояние; объект для благотворительности Это позор длячеловека; низкийсоциальный статус Кармическое наказание;естественное состояние
Богатство Мерило богоугодности Признак силы То, к чему надо стремиться,чтобы повыситьсоциальныйстатус С уважением, кармическаязаслуга
Деньги Мерило богоугодности Мерило власти Эквивалент платыза труд, выражениестоимости труда – заработная плата Отсутствие связи между оплатой труда и количеством вложенноготруда; тем не менее уважительное отношение к деньгам
Безработица «Форма духовной смерти»(Иоанн Павел II – римскийпапа) Способ выявлениядешевой рабочей силы Бедственное положение Отсутствие работы;понятия безработицы нет,а явление есть

Однако, не смотря на это, и на Западе и на Востоке действуют одни и те же законы, определяющие отношение к труду: