Смекни!
smekni.com

Финансово-экономическое сотрудничество США и Турецкой Республики в 80-90 годах (стр. 1 из 6)

Реферат

Финансово-экономическое сотрудничество США и Турецкой Республики в 80-90 гг.


Новый экономический курс, проводимый по инициативе Тургута Озала особенно активно с середины 80-х годов и направленный на либерализацию экономики, открытие ее внешнему миру, перевод на рыночную основу, приватизацию и т. д., создал дополнительные благоприятные стимулы для дальнейшего развития экономических связей Турции со странами Запада, в том числе с США. Последние активно поддержали указанные меры, их интерес к Турции был усилен рядом военно-политических факторов в регионе, в частности антиамериканскими настроениями иранского правительства Хомейни и развитием других, нежелательных для США и союзника Израиля событий в регионе. Со своей стороны турецкие правящие круги, ратифицировав подписанное в марте 1980 г. между Турцией и США соглашение о сотрудничестве в области обороны и экономики (сохраняет силу до настоящего времени), заключив ряд соглашений с международными финансовыми организациями, контролируемыми США, а также контрактов об участии крупнейших американских корпораций в развитии ряда отраслей турецкой экономики, не без основания рассчитывали, что укрепление союза с США будет способствовать выходу Турции из социальных и экономических трудностей, обусловленных также и рыночными реформами. Разумеется, Турция уделяла внимание развитию экономических связей и с западноевропейскими странами, и с Японией. Тем не менее, в начале 80-х годов США смогли в определенной мере «потеснить» своих западноевропейских союзников и в торговле, и в сферах финансово-экономического и военно-экономического сотрудничества. США играли также лидирующую роль и в формировании внешнеэкономической и политической ориентации Турции, особенно в отношении СССР и ближневосточных стран.

Как и ранее, в 80-е годы она оставалась важнейшим каналом внешнеэкономических связей Турции с США. Если взять показатели 1976 г. в качестве наиболее характерного примера, отражавшего спад торгово-экономического сотрудничества двух стран в период действия американского эмбарго в отношении Турции (1974-1978 гг.), и сравнить их с показателями 80-х годов, становится очевидным интенсивный рост такого сотрудничества за 14 лет (1976-1989 гг.). Товарооборот между США и Турцией за указанные годы увеличился в 5 раз – с 617 млн. до 3067,2 млн. долл., причем турецкий экспорт возрос с 191,4 млн. до 971 млн. долл., а импорт – с 425,6 млн. до 2096,2 млн. долл.1 Одновременно возросла и доля этого товарооборота в общем товарообороте страны (с 8,8% в 1976 г. до 9,7% в 1989 г.), который, кстати, в целом также заметно увеличился.

Рассматривая структуру экспорта и импорта турецко-американской торговли, следует отметить постоянную тенденцию к диверсификации номенклатуры турецких товаров, четко обозначившуюся особенно в 80-е годы в результате успехов индустриализации. В 1983 г. Турция экспортировала в США продукцию 59 наименований, хотя самой значительной статьей все еще продолжал традиционно оставаться табак – высокосортное сырье для производства американских сигарет. В 1984 г. его стоимость в экспорте в США составила 135,6 млн. долл., или 36,6%. Также важными статьями сельскохозяйственного экспорта Турции в США были фундук, инжирная паста, сухофрукты, пряности, хлопок и др. Значительны были поставки на американский рынок турецкого феррохрома, хромовой руды, борной кислоты и других сырьевых товаров2.

Важная и новая тенденция турецкого экспорта на рынок США – увеличение в нем доли промышленных товаров: продукции сталелитейной и текстильной промышленности (1984 г. – 30,8%)3. Эти отрасли в 80-е годы развивались ускоренными темпами, например, за пять лет (1982-1986 гг.) производство стали в Турции выросло более чем в 2 раза и достигло 7,3 млн. т4. Не менее динамично развивалась и текстильная промышленность. По производству хлопчатобумажных и синтетических тканей, готовых изделий в 80-е годы Турция успешно выходила в десятку мировых лидеров. Однако именно в вопросах экспорта текстиля и продукции черной металлургии в США между двумя странами в те годы сложились и в известной мере еще сохраняются серьезные трения. Так, по данным газеты «Тиджарет», стоимость экспорта турецкого текстиля на американский рынок в 1985 г. составила 110 млн. долл., в то же время ее власти заявляли, что Турция могла бы довести поставки текстиля в США до 400 млн. долл., что, кстати, способствовало бы снижению дефицита внешнеторгового баланса Турции в торговле с США. В 1986 г. американцы, несмотря на настоятельные просьбы правительства Турции, согласились увеличить квоту для турецкого текстиля лишь на 10% (т.е. до 120 млн. долл.), что, по мнению турецкой стороны, было явно недостаточно5. По этому поводу Турция грозилась даже подать жалобу на США в ГАТТ. Аналогичная неудовлетворенность турецкой стороны высказывалась и в отношении позиции стран Запада в вопросах экспорта других турецких промышленных товаров: минеральных удобрений, цемента6.

Американская сторона ограничение экспорта турецкого текстиля объясняла тем, что он не столь конкурентоспособен, как текстиль из Южной Кореи, Гонконга и других стран. Вторая существенная причина ограничения турецкого экспорта – стремление США увязать вопрос открытия американского рынка для турецкого текстиля с расширением американского военного присутствия в Турции. Так, американский бизнесмен Бордер в интервью газете «Миллиет» заявлял: «Вы [турки] нам базы – мы вам рынок для текстиля»7.

Среди других причин, тормозивших в целом развитие турецкого экспорта в США, можно упомянуть и относительно низкую конкурентоспособность турецких товаров. Кроме того, некоторые из них (например, хлопок, цитрусовые, фисташки, изюм, сухофрукты и овощи) производятся в США и экспортируются ими самими, нередко даже на более выгодных условиях; негативно сказывается на турецком экспорте также большая удаленность рынка США от Турции и соответственно большие транспортные расходы; относительно слабой оставалась реклама турецких товаров.

Что касается турецкого импорта из США, то хотя его структура в 80-е годы и не претерпела больших изменений, объем по стоимости увеличился почти в 4,5 раза. Основными его статьями, например, в 1983 г. были станки, машины и различное оборудование (17,6%), продукция сталелитейной промышленности (13,5%), химической промышленности (19,8%), минеральное топливо (13,1%), транспортные средства (5,9%), зерновые (3,8%)8. Отдельным важным каналом американских поставок были поставки вооружения, финансируемые, как правило, по программам военной помощи. Турция давно стремится за счет импорта из промышленноразвитых стран, включая США, проводить индустриализацию, привлекая передовую технологию. Будучи не в состоянии сбалансировать этот импорт увеличением своих экспортных поставок, Турция вынуждена многие годы мириться с хроническим дефицитом в торговле с развитыми странами. Так, в торговле с США только до 1929 г. ей удавалось поддерживать активное сальдо9, все же последующие годы турецкий импорт из США значительно превышает экспорт в эту страну. Более того, в 80-е годы, особенно с 1982 г., дефицит в турецко-американской торговле резко возрос: с 315 млн. долл. в 1980 г. до 1125,2 млн. долл. в 1989 г.

Американская финансово-экономическая помощь уже много лет играет значительную роль в развитии турецкой экономики. Существуют трудности при определении размеров и выделении из общего объема внешних ресурсов американских инвестиций, поступающих в турецкую экономику, поскольку финансово-экономическая помощь США направляется по нескольким каналам: на двух- и многосторонней основах, в рамках военно-экономического сотрудничества, а также в виде частных капиталовложений и ссуд коммерческих банков. Особенно трудно выделить средства американского происхождения из кредитов, которые предоставляются в рамках международных финансовых институтов (прежде всего МБРР, МВФ и др.), где присутствие американского капитала и влияние его контроля очень велико. Здесь уместно отметить, что только по линии международных организаций долг Турции в 80-е годы составил 6,6 млрд. долл. (1986 г.), или 21% всего внешнего долга страны10.

Первый крупный кредит стран-членов ОЭСР в начале 80-х годов был предоставлен Турции на заседании в Париже в апреле 1980 г., сразу же вслед за подписанием между правительствами США и Турции Соглашения о сотрудничестве в области обороны и экономики. США приложили значительные усилия для оказания давления на своих партнеров по военным и экономическим союзам с целью заставить их пойти на дополнительные финансовые расходы для «больной страны Европы» – Турции. Общая помощь 16 стран-членов ОЭСР составила тогда 1161 млн. долл. Самая большая доля приходилась на США и ФРГ – по 295 млн. долл.11 Необходимо отметить, что кредиты США на межгосударственной основе предоставлялись в среднем сроком на 40 лет с 10-летним льготным периодом (процентная ставка – от 2,3 до 2,5%), а помощь по линии международных организаций – на более жестких условиях, в среднем на 25-летний период с пятилетним льготным периодом, причем процентная ставка колебалась от 7,25 до 9% и более12. Анализ финансовой помощи Турции по линии МБРР за 1982-1986 гг. показывает, что она шла на стимулирование развития и подготовки проектов в области сельского хозяйства, строительство ГЭС, развитие экспортной способности мелких и средних предприятий Турции и др.

Частные американские инвестиции в турецкую экономику. Появление американских компаний на турецком рынке приходится на 50-е годы. С тех пор здесь обосновались фирмы как со 100%-ным, так и с долевым участием американского капитала («Эрсквиб энд Санз Иляч», «Гудийр», «Униройял», «Крайслер санаи», «Кока-Кола», «Пепси-Кола», «Мобил Ойл» и др.). При этом их общее число до начала 80-х годов было довольно стабильным (от 17 до 19 фирм). По сумме вкладов в турецкую промышленность в середине 70-х годов фирмы США и смешанные компании с участием американского капитала занимали второе место, уступая первенство французским. Эти фирмы функционировали в пищевой, химической, фармацевтической, горнодобывающей, транспортной, нефтеперерабатывающей и других отраслях промышленности. В изготовлении автопокрышек американские фирмы «Гудийр» и «Униройял» обеспечивали тогда 37,18% выпуска этого вида продукции в стране13.