РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ
Содержание
Введение
1. Регулирование внешней торговли
2. Регулирование импорта сырья
3. Антидемпинговая политика
4. Поддержка экспорта
Заключение
Список использованной литературы
Экономика Республики Корея считается одной из динамично развивающихся и сильных – сегодня она занимает 4 место среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и 10-е в мире по номинальному объему ВВП. Тем не менее, происходящее в последние годы замедление темпов роста экономики до 4% в год при мировом уровне в 5-6% и начавшийся глобальный финансовый кризис заставили руководство страны сконцентрироваться на вопросах экономического развития, расширении международного сотрудничества в сфере финансов и внешней торговли, а также на преодолении последствий кризисных явлений.
Резкий рост экономики Южной Кореи берет начало в 60-х годах XX столетия, когда вступил в реализацию принятый правительством первый 5-летний план развития страны (1962 – 1967 гг.). С этого момента в течение последующих 30 лет экономика молодого государства растет очень высокими темпами, в среднем 9% в год, и претерпевает кардинальные изменения: преимущественно от сельскохозяйственной структуры к многоотраслевой, с развитой тяжелой промышленностью и высокотехнологичной электроникой. Валовой национальный продукт на душу населения за этот период вырос со $100 в 1963 г. до $20 тыс. в 2008 г[1].
Республика Корея менее чем при жизни двух поколений стала одним из мировых лидеров в судостроении, автомобилестроении, в производстве полупроводников и электроники. Кроме того, она получила мировую известность как мощный центр развития информационных технологий.
Целью данной работы является исследование участия Южной Кореи в мировой экономике и регулировании внешнеэкономической деятельности.
Актуальность выбранной темы, по мнению автора, основывается на уникальном примере бурного экономического развития Южной Кореи благодаря активной внешней торговле.
Стремительный рост корейской внешней торговли начался в 60-х годах, когда страна перешла к экспортной стратегии экономического развития.
Содействие экспортерам выражалось в поддержке ограниченного числа крупных компаний, ориентированных на внешние рынки. Именно поэтому лидеры южнокорейского бизнеса при развитии экспортных производств получали преимущества по сравнению с прочими коммерческими структурами.
На протяжении последних 30-ти лет Республика Корея занимала первое место в мире по темпам роста своего экспорта, который в среднем увеличивался на 22,4% ежегодно. При этом доля южно-корейского экспорта в общем объеме мирового экспорта составляет порядка 2,6%. экспорта Республики Корея составил 293,8 млрд. долларов США, а вся внешняя торговля - 532,6 млрд. долларов США. Рост экспорта Республики Корея за 2008 год. - 19%, импорта - 18% (табл. 1).
Таблица 1
Объем внешней торговли Республики Корея, млн. долл[2].
2007 год | 2008 год | |
Экспорт | 246972 | 293897 |
Импорт | 202400 | 238832 |
Сальдо внешней торговли | 44572 | 55065 |
Крупнейшим внешнеторговым партнером Республики Корея являются США, объем торговли с которыми в 2008 голу составил более 19% всего корейского внешнеторгового товарооборота. На втором месте находится Япония - 14,8%, за ней следуют Китай - 10,8%, Гонконг - 3,7% и Тайвань - 3,5%.
Главными статьями экспорта для Кореи на протяжении последних лет являются легковые автомобили, сталь, полупроводники, электроника и грузовые морские суда. Все эти изделия в основном производятся на внешний рынок. За границу, в частности, уходит примерно половина всех произведенных в Корее автомобилей и практически все крупные корабли, построенные на корейских верфях.
В 2008 году на первом месте находились полупроводники (около 10% всего экспорта). За ними следовали автомобили (около 9%), компьютеры (более 7%), средства сотовой связи (около 7%) и корабли (порядка 6% корейского экспорта)[3].
Основными статья импорта Кореи является в основном сырье и технологии, что обусловлено отсутствием своих энергоносителей.
Корея, несмотря на свои небольшие размеры, является пятым в мире импортером нефти. В 2008 году нефть составила более 15% всего корейского импорта в стоимостном выражении. За нефтью идет газ - примерно 3% всего импорта. Импортируется также заметная часть угля, в том числе и весь коксующийся уголь, являющийся основным сырьем для корейской металлургии. Также импортируется примерно половина необходимой стране железной руды.
В целом целесообразно отметить, что в 2008 году южнокорейские экспортеры добились роста сбыта за рубежом полупроводников (58,8%), мобильного телекоммуникационного оборудования (50,8%), электроприборов (23,1%), автомобилей (7,4%), продукции общего машиностроения (20,2%) и нефтехимической промышленности (7,2%), стали (1,8%), текстиля (5%).
Не существует каких-либо серьезных ограничений внешнеэкономической деятельности, если только эта деятельность не подпадает под производство в целях национальной безопасности и обороны, а также под лицензии и ограничения в области международного экспортного контроля, которые применяются в РК на основании местного торгового законодательства. Данные ограничения и изъятия перечислены в ежегодно публикуемом МТПЭ РК «Публичном уведомлении об экспорте и импорте товаров стратегического назначения» (или Public Notice on Export and Import of Strategic Goods в последней редакции от июля 2008 г., этот перечень на английском языке раскрыт для открытого ознакомления в библиотеках KITA, KOTRA, FKI и других)[4].
Данный перечень описывает товары и технологии, входящие в списки экспортного/импортного контроля, исходя из соглашений, в которых Республика Корея активно участвует, об ограничении распространения оружия массового поражения группой стран-поставщиков ядерного оружия (NSG, части 1 и 2), включая «комиссию Цангера», основных элементов и контрольных списков Вассенаарских соглашений (WA), режима контроля за ракетными технологиями (MTCR) и обязательств (контрольных листов) в рамках Австралийской группы (AG) по контролю за распространением химического и биологического оружия и оборудования для производства продукции двойного назначения, которое может быть использовано для производства этих видов оружия против живых организмов.
На 1 янв. 2008 г., на 21 товарных позиции импорта из РК были установлены ставки корректирующих таможенных пошлин, 43 импортируемых товаров квотировались (причем дополнительно к 11 наименованиям продукции, включая, например, шелк-сырец, переработанное натуральное волокно, алюминиевый прокат и др., тарифные квоты могут быть применены по рекомендациям уполномоченных правительством РК общественных промышленных ассоциаций), 1 074 товарных позиций (или 1% их общего количества) подлежали нетарифным ограничениям, установленным 54 законодательными актами, причем значительный список товаров подлежал экспортному контролю.
Список товаров, включающий 778 позиций (из которых 90% квотируются, а на оставшиеся 10% требуется получить лицензии с целью охраны естественных ресурсов или зашиты прав промышленной собственности), подлежит экспортным ограничениям, согласно Соглашению о защитных мерах в рамках обязательств перед ВТО. Из Республики Корея запрещен вывоз 13 видов товаров (включая, например, китовое мясо, продукты переработки собачьих шкур или их меха)[5].
Стимулирование экспорта. Одним из важных видов поддержки экспортеров является госкредитование части экспортных сделок (особенно, связанных с поставками машин и оборудования), которое производится по линии Экспортно-импортного банка Республики Корея (КоЭксимбанка) и Корпорации содействия малому и среднему бизнесу (кредиты предоставляются с оплатой в течение 8 лет, включая 3-летний льготный период под достаточно небольшой процент).
Наиболее льготные условия по ссудам предоставляются в рамках госкредитования из средств Фонда экономического сотрудничества и развития, чья деятельность контролируется министерством финансов и экономики (МФЭ).
С 01.07.02 г. все временные пределы (до 180 дней) для коммерческого кредитования импорта и экспорта, включая поставки от авансового платежа, с целью развития отечественного экспорта были окончательно отменены.
Объем экспорта и импорта не ограничен и включает также агентскую деятельность. Регистрации на участие во внешней торговле подлежат корпорации и компании с капиталом не менее 10 млн.вон, а также частные лица, имеющие возможность удерживать ежедневное состояние расчетного счета 10 млн.вон и более, по крайней мере, в течение последнего месяца.
Занятие внешнеторговой деятельностью в РК носит «декларативный» (заявительный) характер. Все товарные позиции, не перечисленные в официальном правительственном извещении, ограничивающем экспорт и импорт, считаются «автоматически одобренными» для проведения этих операций и требуют лишь получения разрешения от уполномоченного банка без всяких дополнительных разрешений или одобрений. Верхний предел операций по экспорту или импорту не лимитирован.
Южнокорейское правительство помимо мер преодоления кризиса внутри государства предприняло шаги, направленные на активизацию международного сотрудничества с 20-ю странами с крупнейшими мировыми экономиками, а кроме того, объявило о том, что будет продолжать укреплять региональные связи, сосредоточенные вокруг Южной Кореи, Китая и Японии. Прежде всего, имелось в виду то, что Южная Корея продолжит распространение схемы двухсторонних валютных своп-операций на страны G-20, а в пределах АТР приложит усилия по скорейшей реализации планов в рамках «Инициативы Чианг Май». Это соглашение, подписанное в Таиланде 4 мая министрами финансов 13 стран Азии по созданию антикризисного валютного фонда, который в итоге должен прийти на смену существующей схеме двусторонних валютных свопов, трансформировав ее в мощный механизм аккумуляции ресурсов. Объем фонда должен составить минимум $80 млрд в валютных запасах. До 80% взносов в фонд будут осуществлены Японией, Китаем и Южной Кореей. Оставшиеся 20% вносимых средств возьмут на себя 10 стран-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). По оценке финансистов, это будет региональный эквивалент Международного валютного фонда, который создается с целью минимизации зависимости азиатских стран от влияния МВФ. Как заявлял в мае текущего года заместитель министра финансов Южной Кореи Син Чже Юн, создание валютного фонда «продемонстрирует мировому сообществу, что страны Азии прилагают все усилия к обеспечению финансовой стабильности»[6].