Искусство управления
на примере компании «Sony»
Далее, на конкретном примере я бы хотела рассмотреть применение творческих способностей менеджера.
История феноменального успеха фирмы «Сони» наводит на определённые мысли. Во-первых, «Сони» развивалась чрезвычайно быстро, но путь, который она проделала, является стандартным путём. Во-вторых: технологические и организационные нововведения сказываются на общем уровне хозяйства. В-третьих: выявляется роль нововведений, как важного, практически единственного средства, опираясь на которое маленькая компания может превратиться в ведущую монополию. Лишь немногие оказались способными целиком пройти этот путь. Было бы наивным полагать, что можно теоретически разгадать все секреты успеха, «вычислить», почему он выпал на долю «Сони». Но один составляющий элемент успеха буквально бросается в глаза – это личный талант руководителя фирмы.
Акио Морита – не доктринёр. История «Сони» в его изложении представляется цепью конкретных проблем, с которыми пришлось столкнуться компании на отдельных этапах развития и путей выхода из трудностей, найденных самим Моритой и его коллегами.
Ключевым для «Сони» является выбор крупных целей и постановка амбициозных задач. С самого начала, руководители предприятия решили, что главная цель – это качество. Подлинным открытием было управленческое: постановка крупной, понятной всем, вплоть до рядового рабочего, цели. «Управляющие должны определять цели и стремиться к их достижению, поощряя рабочих превосходить самих себя»[2, с.233]. Это своего рода метод управления, он сплачивал коллектив единомышленников.
Найти подход к потребителям, которые смотрят одни и те же телевизоры, читают одни и те же газеты легко. Удовлетворить их трудно. Поэтому с первых шагов "Сони" включилась в борьбу за деньги потребителей. Использовались разнообразные средства, в том числе и почти театральные. Создавая «карманный» радиоприёмник, фирма хотела, чтобы он помещался в карман мужской рубашки. Когда это не получилось, «Сони» предпочла сшить рубашки с большими карманами, но не признать поражение.
Компания следовала принципу: каждый новый продукт должен представлять нечто ординарное. Это позволяло уверенно конкурировать с именитыми фирмами. «Конкуренция изменила наше отношение к тому, как мы работаем»[2, с.287]. Выпуская качественную продукцию, «Сони» оттачивала конкурентоспособность для битв в международной торговле. Несмотря на некоторые издержки конкуренции, А. Морита считал, что это главный фактор развития промышленности и её технологии. В фирме складывалась атмосфера всеобщей настроенности на решение центральной задачи, этот настрой – огромная ценность.
Новое направление руководства фирмой обозначилось в сокращении сроков выпуска продукции. Выпуск новых моделей сократился с двух лет до полгода, а нередко и чаще. Компания не давала возможности копировать свою продукцию другим фирмам, и тем самым завоёвывала рынок.
«Компания ничего не достигнет, если взвалит всю умственную работу на руководство. В компании каждый должен вносить свой посильный вклад, и вклад нижнего звена не должен ограничиваться только физическим трудом»[2, с.214]. Высококвалифицированная рабочая сила в Японии подтверждает своё значение в творческой деятельности. «Мы всегда требовали от наших работников умения самостоятельно мыслить и в большей мере добивались этого»[2, с.232]. Творческая деятельность работников фирмы всячески поощрялась, для этого на предприятии создавались все условия.
Стиль управления: право младшего по должности не соглашаться со старшим, интересы дела в фирме имеют высший приоритет. Анализируя этот опыт, можно сконцентрировать внимание на технической стороне достижений. Она бесспорна, но не является основной. В конце концов, и транзисторный приёмник и телевизор, и видеомагнитофон изобретены не «Сони». Компания лишь чрезвычайно удачно развила уже известные технические идеи. Не главное здесь было и маркетинговое решение.
Понять, что все перечисленные товары нужны людям и поэтому их ждёт блестящая рыночная судьба, безусловно, могли только талантливые люди.
Однако не всё так гладко в Японии. В 1961 г. в день 15 годовщины компании «Сони» состоялась крупнейшая забастовка. Левые потребовали введение закрытого цеха, то есть приёма на работу только членов профсоюза. А. Морита не пошёл на уступки, принял очень крутые меры. Он демонстративно праздновал торжество по случаю основания компании, профсоюз вынужден был отказаться от забастовки. В этом также проявился стиль руководителя, как человека целеустремлённого и ради цели готового на всё. «Я не хочу, чтобы создалось впечатление, что отношения между рабочими и администрацией в Японии всегда хорошие. Забастовки происходят в Японии почти каждый день, хотя, конечно, кратковременные и демонстранты выдвигают свои требования. Но число дней, потерянных в результате трудовых конфликтов теперь уменьшается»[2, с.154].
Психологические приёмы для выработки полезных бизнес - идей
Провокативный прием можно отнести к нестандартному мышлению. Это действие направлено на выключение стереотипного мышления, используя внезапный скачок в сторону при использовании обыденного, логического мышления из А следует Б и далее В в соответствии с определенными правилами. Используя провокацию, мы забываем о последовательности. И допускаем самые неожиданные варианты развития событий. Суть метода можно передать следующей фразой: "Возможно, нет причин говорить (делать) что-либо, пока это не было сказано (сделано)". Используя провокацию, мы находим новую идею, и появление данной идеи, даже если она нереальна, невыгодна, оправдывает данную провокацию.
Большинство из нас сталкивалось в процессе ремонта с трудностями при удалении старой краски со стены. В одной иностранной лакокрасочной компании проводили мозговой штурм по данной проблеме. Один из сотрудников предложил добавлять в краску порох, чтобы в последующем поджигать её и она полностью сгорала бы, очищая стены. Это послужило провокационной начальной точкой для новой краски. Порох в краску конечно не добавляли. А добавили определенное химическое соединение, которое не влияло на основные качества краски. А другое химическое соединение использовали для опрыскивания обработанных данной краской поверхностей, после чего краска самостоятельно удалялась с окрашенной поверхности.
Есть множество способов организовать провокацию, один из самых легких - перевернуть ситуацию с ног на голову. Отдел одной из пищеперерабатывающих компаний традиционно удалял при переработке из рыбы кости. В качестве провокации было предложено сделать наоборот, отделять рыбу от костей. Данная технология была разработана и доказала свою экономическую эффективность.
Нужно добавлять творчество в реализацию данной стратегии. Например, в ночном клубе мало клиентов. Провокативная идея следующая: Пусть посетители сами развлекают посетителей. Возможная идея, полученная при развитии данной провокации такова. Четыре раза за ночь среди посетителей, обладающих хоть небольшими познаниями в музыке и технике проводят розыгрыши. Победитель на 2 часа становиться ди-джеем. За это с победителя, или с участников розыгрыша можно брать дополнительную плату.
Заранее невозможно сказать, куда приведет провокация. Она дает лишь точку отсчета и возникающие из нее идеи. И полученные идеи можно трансформировать в практические возможности. В три стадии. На каждой из которых зададимся вопросом.
1. Давайте осуществим провокацию.
2. Какие возможности и новые идеи следуют из данной провокации.
3. Как можно превратить полученную идею в практическую возможность.
В любой ситуации можно прибегнуть к провокации. Но помните - провокация должна быть действительно провокативной. Самая распространенная ошибка - снижение риска до минимума уже при поиске решения. В качестве провокации предлагается удовлетворительное решение. А оно неспособно реализовать большой рывок в сторону, способный порвать стереотипы, и мысли возвращаются обратно, к обычным решениям. Используя такую легкую провокацию, человек неспособен получить из нее стоящие идеи. Ведь при проблеме с возвратом кредитов идея о более тщательной проверке кредитуемых явно не будет провокативной. А вот идея о том, что надо не давать кредит, а покупать организацию за те же деньги - явно тянет на провокацию.
«Обогащённый самоменеджмент»
В большинстве источников рассматривается метод овладения искусством менеджмента, который называется кейс-метод (case-study method – метод анализа конкретных ситуаций). Он заключается в изучении накопленного опыта, образцов решения проблем. Следует выбрать из образцов лучший вариант и применить его в других условиях, учитывая специфику.
Я бы хотела предложить другой метод, который получил название «Обогащённый самоменеджмент».
В начале 90-х годов, когда в НГЛУ началось обучение студентов младших курсов основам современного менеджмента, оказалось, что главная трудность заключается в отсутствии у слушателей возможности приобрести практические навыки управления. Была сделана попытка ввести в занятия по менеджменту упражнения по самоменеджменту (технике личной работы), чтобы студенты могли поучиться управлять собой и своим временем.
Самоменеджмент: методология и практика
Генезис самоменеджмента
В развитии самоменеджмента можно выделить три этапа: