Альберт Эйнштейн как-то заметил, что любая проблема находится внутри самого человека, будучи связанной с несовершенством образа мышления, саму эту проблему породившего. Достаточно через кризис разрешить внутреннее противоречие, избавиться от негодных посылок и устранить неполадки в образе мышления - как проблемы внешние разрешаются сами собой. Те, кто не был связан с практикой интенсивной психотерапии и не знаком с современными проблеморазрешающими психотехнологиями, даже представить себе не могут, сколь велика доля сугубо внутренних, психологических, личностных проблем, для многих продолжающих казаться внешними, не зависящими от творческой воли человека.
Почему-то мы привыкли упираться лбом в стену неверно сформулированной проблемы, не учитывая самой возможности ее рефрейминга - переконтекстуализации, т.е. стратегического изменения самого ландшафта проблемы, т.е. всех тех вопросов, тем и областей жизни, так или иначе с нею связанных. Именно обучением перемене ландшафта проблемы занимаются профессиональные психотерапевты, избавляющие людей от самых что ни на есть сложных затруднений на жизненном пути. Они обучают использованию глубинной мудрости разума, помогают развивать интуитивную спонтанность, прививают навыки управления настроениями и учат смотреть в лицо неудаче, позитивно воспринимаемой как очередной творческий вызов на пути развития. Один из моих знакомых - популярный ныне московский психотерапевт - мечтает проводить серии проблеморазрешающих тренингов под общим названием "Вслед за неудачей - к маяку спонтанности". Правда, слова "неудача" панически боятся даже подготовленные психологи, хотя в словаре профессионального психодизайнера такое выражение вовсе отсутствует.
Психолог занимается в организации не дрессурой персонала, не выработкой десятка примитивных навыков вроде "Мой лоб прохладен - я успокаиваюсь" и не играет роль этакой "жилетки", в которой иногда нуждаются особо сентиментальные члены команд. Психолог обучает работников искусству раскрепощения собственных глубинных творческих ресурсов и мастерству практического использования в выстраивании ими собственной жизни всего того богатейшего спектра уникальных возможностей, которым от рождения обладает каждый медицински полноценный индивидуум. Фактически подавляющее большинство наших сограждан используют собственные возможности на несколько процентов и удивляются тому, что порой жизнь не ладится, дела не клеятся, а отношения ухудшаются по не зависящим от их участников причинам. Человек вправе играть гораздо более активную роль в организации своей собственной жизни, и тому, как именно это нужно делать, и учит профессиональный человековед.
Метафоры деятельности психолога в организации могут быть самыми различными, и каждая из них своим особенным светом оттеняет многогранные функциональные обязанности и роли психолога.
Исповедник, освобождающий ближних от тяжести невыговоренных ошибок, тем самым открывающий им путь дальнейшего развития. Иммунолог, развивающий потенциал защитных сил организма, необходимый для противостояния всевозможным заболеваниям. Связист, отвечающий за качество коммуникаций между членами команд. Дипломат, организующий разрешения потенциально конфликтных вопросов к обоюдному удовлетворению сообщающихся сторон. Агроном, пекущийся о своевременном уходе за растущим урожаем. Организатор диспансерных обследований, не допускающий развития заболеваний и заботящийся об их своевременной профилактике.
Педагог, обучающий работников использовать присущие им таланты и способности. Тренер, развивающий природные психологические навыки сотрудников. Инструктор, ясно и точно излагающий методики применения развивающих упражнений. Мастер организационных изобретений. Гарант развития качественной производительности труда, особенно важного, если речь идет о труде интеллектуальном. Служба спасения, в услугах которой люди то и дело нуждаются в связи с теми или иными возникающими жизненными катастрофами. Санитарный врач, вовремя выявляющий и устраняющий опасных возбудителей возможной болезни (речь идет не о людях, а о состояниях и мнениях).
Очень важно понять, что психолог не занимается политикой, если последняя понимается как искусство ухищрений и ловкачества. Работа психолога ближе садовничеству, воспитанию и наставничеству в мастерстве. Помимо профессиональных обязанностей, каждый из нас на протяжении всей жизни учится любить ближних, уважать себя и корректно общаться с людьми. К сожалению, учиться-то мы учимся, да не всегда наши наставники бывают компетентны, да и мы далеко не идеальные ученики. Вот и получается, что высокие профессионалы оказываются психокультурно безграмотными людьми, не умеющими держать себя в руках и продуктивно общаться с окружающими. Общение же в команде - половина успеха или половина поражения. Группы представляют собой вовсе не конгломераты разрозненных индивидуумов, но некие надличностные организмы, способные к совершению того, на что простая сумма индивидуумов никогда способной не окажется, разумеется, если это действительно группа - слаженная команда, сплоченный коллектив.
Психолог как раз и отвечает за полноценное функционирование бизнес-групп. "Отвечает" - еще не означает "выполняет роль козла опущения". Кстати, руководители тоже входят в состав возглавляемых ими групп, а потому в вопросах этики общения и психологии взаимоотношений также должны сотрудничать с психологом, т.е. выполнять его распоряжения и стараться согласовывать с его профессиональным видением собственные поступки. Психолог является своеобразным следопытом групповой аналитики. Он выслеживает таящиеся в нюансах отношений "вирусы раздора" и своевременно профилактирует угрожающие здоровью группы нарушения. Конфликтологическое измерение деятельности психолога подразумевает не участие в переговорах, до вмешательства психолога успешно заведенных в тупик, но профилактическую работу человековеда, который просто не позволит развиться конфликтам и своевременно устранит сами причины их возможного появления.
Для того, чтобы содействовать не декларативному, но подлинному организменному сплочению коллектива, вовсе не подавляющему свободу каждого из его членов, но многократно повышающему эффективность работы каждого за счет согласованной поддержки остальных членов команды, психолог выступает в качестве интерпретатора пожеланий.
В основе психологической работы лежит т.н. аксиома благонамеренности. Все живое желает развиваться и расти, но при этом никогда и никто не желает ущерба для окружающих. Все сущее принципиально благонамеренно. Все проявления деструкции и зла есть не что иное, как деформации, болезни, нарушения естественного порядка вещей. Так и в людях нет никакого самоактивного зла, просто способы выражения собственных мнений и пожеланий нередко оказываются деструктивными - именно из-за нашего неумения гармонично и вразумительно высказать свое предложение и согласовать личные интересы с интересами окружающих, также являющимися заинтересованными участниками общего процесса.
Психолог как интерпретатор пожеланий помогает каждому научиться доносить свои мысли до сознания членов команды гармонично и ясно, не вызывая сопротивления, но склоняя к сотрудничеству и согласованию взаимодействий. Он интерпретирует позиции всех участников переговоров, которые непрерывно и круглосуточно ведутся в группе как живом организме, подобно тому, как клетки нашего собственного организма общаются непрестанно и звучат как единый многоголосый хор. Психолог помогает руководителю высказываться яснее, а значит рассчитывать на большее понимание подчиненными.
Жалобы и предложения подчиненных доносятся благодаря психологу до сознания начальства скорее и полнее. Психолог выступает в качестве попечителя самой группы как целого, интерпретируя миссию развития команды, членом которой является и возглавляющий команду предприниматель. Выступая же в качестве личного психотерапевта для начальника, психолог действительно печется не только о теле организации, но и о ее голове, выступая в качестве этакого продуцента биоактивных добавок на все случаи жизни. Выполняя таким образом свою миссию гармонизатора разумов и синхронизатора сознаний, психолог содействует эффективному развитию коллектива, который без его поддержки оказывается в буквальном смысле обедненным и частично дезориентированным.
Эффективная психотерапия - это непрекращающееся изобретательство, этакое непрерывное творчество смыслов и значений, танец открытий и песня интонирований. Стратегической задачей любого профессионального человековеда является, выражаясь языком известной притчи, не передача голодному человеку рыбы, а обучение искусству самостоятельной ловли рыбы, причем в любых условиях и любыми средствами. Лишь наименее дальновидные психотерапевты, думающие только о гонораре, занимаются обслуживанием клиентов, из года в год мучающихся сходными проблемами, не удосуживаясь (или не желая) научить их справляться с затруднениями самостоятельно.
Один известный астропсихолог сформулировал задачу семейной жизни несколько парадоксально, хотя по существу совершенно верно: "Истинной целью брака является развод". Так и в эффективной психотерапии - профессиональный душевед необходим лишь до тех пор, пока он не научил своего клиента самостоятельно разбираться с его собственными проблемами. Когда человек обучен искусству управления собственным развитием, нужда в психотерапевте естественно отпадает - клиент становится автономной личностью, созревшей благодаря практическому освоению эффективных психотехнологий саморазвития. Таково же положение дел в организации: по мере продвижения работы психолога характер проблем, с которыми обращаются к нему старые члены команды, качественно изменяется, а молодые и новые участники бизнес-процесса многому научаются даже не у психолога, но у других членов коллектива, уже многому научившихся у душеведа фирмы.