Смекни!
smekni.com

Закон соответствия уровня потребления уровню выживания (стр. 2 из 4)

Итак, упомянутый выше персонаж фактически получил возможность резкого увеличения потребления. Доставшаяся ему сумма могла бы обеспечить надолго повышение его тона до 3,5-4,0 с соответствующим материальным подкреплением. Однако мы видим, что формальное увеличение потребления само по себе не послужило основанием для повышения тона. И если наш герой по-прежнему остается в тоне 1,0, то он не в состоянии рационально распорядиться собственными деньгами: страх повлияет на развитие скупости там, где не надо, а нереализованный аналитический потенциал (он полностью раскрывается в состоянии нормы, то есть в данном случае в тоне 4,0) не дает возможности умело вложить капитал. Следуют финансовые потери, которые еще больше усугубляют состояние страха.

Таким образом, наш миллионер-неудачник, не отдавая себе отчета, бессознательно сам ограничил уровень своего потребления тоном 1,0.

Здесь нужно уточнить: что именно включает в себя понятие «уровень потребления»? Черная икра по утрам и ужин в «Савойе» сами по себе еще не могут считаться потреблением. Они – только часть его, причем не самая показательная, ибо немало состоятельных людей не злоупотребляют икрой и дорогостоящими ресторанами, в то время как некоторые «баловни судьбы», живущие одним днем, предпочитают пускать пыль в глаза именно таким стилем жизни. Нет, уровень потребления есть совокупность всех материальных и духовных достижений общества, обеспечивающих постоянное поддержание того или иного тона, по крайней мере, тона этнического (социального) ядра, то есть группы людей социально-активного возраста, которые определяют лицо общества, формируют его вкусы, привычки, стереотипы, образ мышления и создают образец (шаблон) поведения, сознательно или бессознательно навязываемый остальным.

Ни материальные, ни духовные достижения не должны превалировать в таком симбиозе – они на равных правах входят в единое начало. Мы имеем дело с двуединством уровня потребления. Отсюда следует, что сами представления об уровне потребления могут меняться в зависимости от динамики внутреннего мира человека или общества.

Допустим, что люди копят материальные блага, зная, что в любой момент начнется война, и блага будут утеряны: в этом случае мы не можем говорить об общем высоком и стабильном уровне материального потребления, так как духовное потребление будет отставать из-за чувства безысходности, безнадежности, и в конечном итоге эмоциональная неустойчивость приведет к неумению и нежеланию адекватно использовать имеющиеся материальные блага на пользу себе. Люди будут одновременно и потреблять и не потреблять. Можно есть икру по утрам, в действительности ничего не потребляя, так как имеющийся тон даже не позволит толком почувствовать ее вкус.

Таким образом, важна не только количественная сторона потребления, но, главным образом, качественная.

Материальное и нематериальное (духовное) потребление всегда дополняют одно другое и никогда не отстают друг от друга. Сегодняшние развитые страны не просто пользуются материальными преимуществами – они потребляют огромное количество информации из СМИ, Интернета, данных, подготовленных различными организациями, аналитических материалов, текущих сплошным потоком со всех сторон, массовую культуру. А это и есть составные части духовного потребления (наряду с собственно духовным, в лучшем смысле этого слова). Даже регулярность авиарейсов, равно как и их доступность, даже сам факт наличия авиарасписаний, сама возможность беспрепятственно купить билет на самолет, тем более с помощью компьютерной связи, даже статистика благополучного завершения полетов – все это является неотъемлемой частью уровня потребления. Человек, зараженный потенциальным, маниакальным страхом, нередко даже на самолете не сможет спокойно пролететь из-за боязни аварии. Поэтому он не будет потреблять в достаточной мере авиауслуги, стремясь избежать их по случаю и без случая. Для его уровня выживания (общего, присущего ему тона) неприемлем уровень потребления авиауслуг, предлагаемый обществом. Каждому тону соответствует свой уровень потребления. И каждый тон получает то потребление, которое заслуживает.

Преобладание материального потребления над духовным ведет к вещизму, мещанству, нравственной деградации. Преобладание духовного потребления над материальным рождает нищих философов, оканчивающих свои дни интроверсией. Для нормального, полноценного человека уровень потребления двуедин. И он всегда будет соответствовать эмоционально-психическому состоянию человека; с другой стороны, сама психологическая подготовленность, эмоциональный настрой человека обеспечивают ему определенный уровень потребления. Нельзя, находясь в тоне 0,5, контролировать ситуацию вокруг себя, связанную с работой и созиданием, нельзя создать себе собственный круг потребления, приносящий радость и желание жить. И, будучи в тоне 1,5, глупо надеяться на сверхпотребление, ибо оно не нужно, – это состояние лишь разрушает и не приносит никакого удовлетворения, как материального, так и духовного. Скучающий же человек в тоне 2,5 тоже не станет всерьез добиваться значительных изменений в своей жизни в сторону улучшения, ибо ему «всё приелось».

Человек в тоне 3,0 всегда доволен собой, не считая возможным использовать уровень потребления тона 4,0 для энергического переустройства всего общества на благо себе и окружающим, с целью максимально возможного выживания (здесь: раскрытия своего творческого и физического потенциала, жизнеутверждения, выживания – в переносном смысле – по полной программе, Выживания высшего уровня, т.е. в Этом Мире, Этой Вселенной).

В каждом тоне человек считает, что он выживает так, как надо, как ему положено, и уровень потребления он будет подстраивать под себя, под свое мировоззрение – и соответственно под потребности.

Увеличьте уровень потребления без изменения тона, – и вы увидите, что реального увеличения уровня потребления так и не произойдет, останется лишь внешняя его оболочка. Но увеличьте уровень выживания, то есть общий тон, – и вы обязательно заметите, как уровень потребления его стремительно догоняет. Человек в эмоционально-психическом тоне 4,0 добьется повышения своего тона потребления также до 4,0, поскольку он активен, действует и получает радость от созидания. То есть он сумеет заработать адекватно своим усилиям и потребностям. А если не сумеет в силу тех или иных причин?.. Тогда его общий тон рано или поздно начнет понижаться – пока не сравняется с реально достигнутым тоном потребления.

Если будет снижен уровень выживания (тон), то реальный уровень потребления также будет привязан к нему, то есть постарается этот тон догнать. А если будет уменьшен уровень потребления и никакими усилиями восстановить его нельзя, – то, что же, динамика общего тона также поползет вниз…

Таким образом, формулируем закон соответствия уровня потребления уровню выживания (УП=УВ): уровень потребления всегда соответствует уровню выживания в нашем мире, и наоборот.

Допускается временное нарушение соотношения, например, УП>УВ или УП<УВ, но если такое произойдет, мы увидим, как вскоре между обоими членами уравнения вновь возникает тождество.

Человек, который получил «дурные» деньги, тратит их частенько неразумно – ведь его тон может оказаться слишком низким для предлагаемого уровня потребления и потому действия будут недостаточно рациональны, непродуманны, нелогичны. Таким образом, он сам приравняет свой уровень потребления к своему уровню выживания.

Уровень потребления должен быть заработан. Он не может быть подарен, ибо превратится в фикцию и вновь опустится до необходимого соотношения: УП=УВ.

Если бы все американские супермаркеты перенеслись в слаборазвитую страну, то благоденствия бы не наступило: население бы развратилось, не умея ценить труд, нарушая элементарные законы этики, бездарно прожигая жизнь и нравственно деградируя. В конце концов товары бы потеряли стоимость и по мере истечения срока реализации – потребительную стоимость. Отсюда – еще одно следствие закона УП=УВ: уровень потребления связан с потребительной стоимостью, то есть чем ниже тон, тем с менее ценными товарами, с точки зрения потребительной стоимости, он будет иметь дело. Например, с морально устаревшей техникой, вчерашними технологиями и т.п.

На взгляд автора, история сталкивалась с ситуациями нарушения соотношения УП=УВ, и каждый такой случай проходил для людей достаточно болезненно. Так, после двух мировых войн, и в частности после второй мировой, тон жителей Западной Европы упал очень низко – сказывалось разочарование в прогрессе и годы лишений и страданий. Поколение, пережившее войну, было, в общем говоря, психологически сломлено или относительно сломлено (т.н. послевоенный синдром). Однако США, начиная с 1947 года, претворили в жизнь беспрецедентный план Маршалла, который выразился в накачке Европы деньгами, то есть принудительном повышении уровня потребления. Образовался разрыв: УП>УВ. Это привело к «потерянности» подрастающего поколения, которое объективно не было готово к предлагаемому УП. Шестидесятые годы оказались годами «бездуховности», «безыдейности», когда культура стала принимать откровенно уродливые формы: напичканный наркотиками молодежный пацифизм, «третий путь» Маркузе, анархия и маоизм, проникшие в университеты, движение хиппи, беспорядки 1968 года, конец «цивилизованной» европейской культуры и т.п. Лишь в последующем, по мере стабилизации тона общества (в районе 2,5) и принудительном поддержании тона потребления на высоком уровне (УП = 2,5), ситуация постепенно потеряла свою остроту.