Бондаренко О. Я.
Долгое время в мире господствовала точка зрения, что в основе развития общества лежат чисто экономические законы. Автор считает, что такой подход сильно упрощает реальные процессы, происходящие в недрах общественного сознания, и является преходящим – по ряду причин на определенном этапе развития общественной мысли человек нуждается в идеализации экономических отношений и экономических моделей, этот этап неизбежен, закономерен, но, вместе с тем, не бесконечен.
Законы развития систем, в том числе социальных, в действительности являются более сложными, и часто мы судим о том, что происходит, по внешним факторам, по тому, что прямо бросается в глаза. Возможно, что сами экономические законы, в свою очередь, являются частным случаем более общих законов – скрытых, неявных, не лежащих на поверхности. Эти скрытые законы очень сильные. Они могут проявляться не сразу, а постепенно, и чтобы их познать и оценить, порой недостаточно проанализировать динамику каких-либо показателей за ряд лет – тут нужно проследить жизнь нескольких поколений, охватив взглядом очень большой исторический отрезок времени. Как любил повторять Л.Н. Гумилёв, ссылаясь на слова Есенина, большое видится на расстоянии.
Здесь уместно провести аналогию с геологическими законами, точнее, геологическими процессами. Последние растянуты на десятки тысяч, а то и на миллионы лет. Выглянув в окно, мы не увидим, как образуется овраг, хотя понимаем, как действует схема его образования. Так и здесь. Оценив то, что видим вокруг себя, даже вспомнив то, что было десять лет назад, мы не имеем права на этом ограничиваться и делать вид, что познали законы развития. Скрытые социальные процессы более долговременные, они влияют на нас, подобно медленно ползущей часовой стрелке. Но именно они нас формируют и, в конечном счете, заставляют отдавать предпочтение тому или иному типу поведенческих реакций.
Макросоциальные законы, действие которых проявляется лишь в течение достаточно длительного времени, по сути дела определяют, в свою очередь, законы второго уровня: экономические, политические (переход от тоталитаризма к демократии), инфраструктуру и коммуникации внутри общества и даже основные тенденции в развитии культуры и искусства, формирование системы соцобеспечения, здоровье нации и т.д. и т.п. От них зависит преобладающий стиль жизни, тип социального устройства, рост индивидуализации или, наоборот, подавление личностного, то есть внутреннего «Я», в угоду коллективно-общинному «МЫ», от них зависит также развитие правовой системы, средств массовой информации и вообще всей информации, информированности общества обо всём и о себе самом (вплоть до вопросов секса). Наконец, от них зависит уровень религиозности общества и того, насколько общество в целом действительно духовно – имеется в виду не внешняя сторона с соблюдением ритуалов по графику, а степень свободной, раскрепощенной, добровольной внутренней духовной потребности.
Идея заключается в том, что любое развитие – и, конечно же, социальное – происходит по принципу наименьшего действия. Он предполагает самопроизвольное направление процесса в сторону наименьшего действия, т.е. энергосберегающего, оптимального режима функционирования (самоорганизация систем). Это наименьшее, или оптимальное, есть норма. Таким образом, системы всё время стремятся к восстановлению, или достижению, нормы – в кибернетике это также называется принципом отрицательной обратной связи. В этом кроются причины развития систем.
Под наименьшим понимается состояние наивысшей активности – чем более активна (производительна) система, тем дольше она существует в качестве цельного организма. Пассивность, покой приводят к тому, что энергия, изначально отведенная системе для осуществления активности (движения вперед), не используется по целевому назначению, а «пережигается» внутри системы, разрушая ее.
Человек, который движется, расходует энергию более оптимально по сравнению с человеком, который стоит; так, исследования физики, биологии доказывают: когда мы стоим на месте, у нас задействовано большинство мышц, а при движении вперед (в оптимальном режиме) часть мышц вследствие инерции тела отдыхает.
Люди, которые ведут активный образ жизни, по существу более рационально используют энергию, то есть прямо подчиняются принципу наименьшего действия и более «нормальны», ближе к природной норме. Они дольше живут, реже болеют и воспринимают жизнь «с интересом».
Всё человечество на протяжении последних тысяч лет идет к наименьшему, то есть к наиболее активному образу существования, к динамичному состоянию и, следовательно, оптимальному, энергосберегающему режиму. Так происходит развитие (самоорганизация человечества).
На этом пути человечество проходит ряд стадий, и эти стадии определяют преобладающий набор поведенческих реакций. Мы их рассматривали в статьях «Демократия и тотемизм несовместимы» («Рынок капиталов» №3 (12) за 1999 г.), «Интернет или манасчи?» («Рынок капиталов» №8 (22) за 2000 г.), «Сезон незрелой демократии» («Рынок капиталов» №9-10 (23-24) за 2000 г.), «Если бы молодость знала, если бы старость могла» («Рынок капиталов» №5 (31) за 2001 г.), «Реклама: чего мы о ней не знаем» («Рынок капиталов» №10 (35) за 2001 г.). Речь идет о шкале тонов, или индексов эмоционально-психических состояний, как отдельного человека, так и групп – эту шкалу разработал американский исследователь Р.Хаббард. Вкратце эта шкала выглядит так (по мере повышения, в сторону наименьшего действия): тон 0 – появление системы, например, организма или общества, тон 0,1 – апатия, тон 0,5 – горе, страдание, тон 1,0 – страх, скрытая враждебность, тон 1,5 – гнев, открытая враждебность, тон 2,0 – антагонизм, противостояние, тон 2,5 – скука, монотонность, тон 3,0 – консерватизм, удовлетворенность, определенный интерес, тон 3,5 – радость, веселье, желание жить, тон 4,0 – энтузиазм, свершения. То есть от пассивного отношения к жизни к активному.
Человечество в целом и разные его структурные единицы – общества идут по шкале тонов снизу вверх, что и означает историческое развитие (результат самоорганизации социально-этнических систем). На ранних этапах истории человек страдал и безумствовал, пытаясь выжить в негостеприимном для него мире, устраивал войны без особого повода, просто чтобы «наказать», выплеснуть накопившиеся отрицательные эмоции, наконец, самоутвердиться – позднее Маркс будет искать в этих войнах непременно экономическую подоплеку. Экономическая подоплёка пришла в относительно поздние времена, по мере достижения человечеством тона 2,0 (±0,5), т.е. тона антагонизма, разделения общества на классы и активного внедрения различных экономических моделей.
Уже при достижении тона 2,5-3,0, как, например, в странах «золотого миллиарда» (наиболее развитых странах мира), иные, не обязательно чисто экономические мотивации начинают появляться в политике тех или иных государств. После преодоления тона 3,0, – который до сих пор никем не преодолен, – внеэкономические мотивации начнут преобладать, поскольку данный тон сам по себе свидетельствует о гигантском уровне потребления и доходов общества, а также об определенном эмоционально-психическом складе представителей такого общества. Скажем так, сформируется новый человек, вне зависимости от этнической группы, – достаточно богатый, чтобы обирать обделенных, и стремящийся помочь тем, кто слабее, в силу вновь сложившегося отношения к жизни.
Каждому тону общества (а также отдельного человека или человечества в целом) соответствует определенный уровень, или тон, потребления. Человек в состоянии апатии лишь физиологически поддерживает своё существование – и то не всегда, то есть он не стремится реализовать свои потенциальные возможности, заложенные природой, и, естественно, сам себе устанавливает предел потребления. Общества низких тонов очень мало потребляли, часто они еще не знали, что такое категория выбора, многовариантности. Они не нуждались в новизне, подчиняясь выработанному автоматизму, который предписывал использовать лишь один из всех возможных вариантов. Так, например, гостя можно встречать лишь определенным блюдом, и никаким другим. Да и общее меню, а также приемы обработки пищи, в данном случае будут всегда стандартными, без особого разнообразия.
Ранняя история человечества, средние века (кроме периодов античности и некоторых эпох в истории восточных государств) – это периоды низких, очень низких усредненных тонов, лишь периодически повышавшихся на время в силу волнообразности развития любого процесса.
Рассмотрим пример. Некий человек – наш современник, – пребывающий в усредненном тоне 1,0 (страха, нервозности, постоянной преобладающей тревоги), ведет определенную жизнь, обусловленную особенностями его тона. Скажем, он к большинству людей испытывает недоверие, неискренен и внутренне опасается всего: начальника на работе, сварливых родственников, ночного ограбления, «преследований КГБ за свои убеждения», межнациональных конфликтов, терроризма, козней иностранных предпринимателей и т.д. и т.п. Живет он, бедный, на мизерную зарплату (соответствующую степени его активности, риска, полёта фантазии) и постоянно переживает, что ему не хватит денег, чтобы дотянуть до следующей получки. И вот... из США приходит извещение: скончался его богатый дядюшка, завещавший миллион.
Как будет выглядеть график выживаемости (динамика изменения среднего тона) такого человека? С тона 1,0 кривая тут же подскочит до 3,5-4,0 и пребудет там какое-то время. А затем... Для новоявленного миллионера придут новые будни. Новые заботы. Новые страхи. Он начнет бояться потерять все свои чудом свалившиеся деньги. Бояться родных, просящих о финансовой помощи. Бояться падения курсов акций и колебаний стоимости недвижимости. Бояться покушений на жизнь. Бояться остаться одному и быть непонятым в тех кругах, на которые он теперь претендует. То есть кривая вернется к тону 1,0…
В этом примере нужно делать поправки на ряд обстоятельств: особенности характера, род деятельности нашего героя, смену рестимулирующей (наполненной болевыми раздражителями, которые влияют на понижение тона) обстановки – это может благотворно сказываться некоторое время, и др. Но, повторимся, мы рассматриваем условный пример.