Старообрядцев роднит с протестантами то обстоятельство, что они непротиворечиво соединили религиозность (духовность) с рационализмом. Они разделили духовную жизнь и практическую деятельность. В практической деятельности они проявляли вполне «западный» рационализм, прагматизм, трудолюбие и личный интерес. В духовной жизни они строго соблюдали предписания веры, занимались благотворительностью. До 50% доходов было принято жертвовать на помощь бедным. Однако сами они отнюдь не стремились быть бедными.
Четвертым фактором успеха старообрядцев явилась необходимость адаптироваться в новых социальных и географических средах. Это обстоятельство заставило старообрядцев выработать «маркетинговое» мышление и дипломатические способности. Чтобы быть принятыми во враждебной среде, они находили, чем угодить местным элитам и как наладить отношения с местным населением. Они оказались в ситуации, вынудившей их стать самой динамичной, восприимчивой и коммуникабельной частью русского общества. В результате из них сформировались коммерсанты и лидеры высокого уровня, способные защищать свои интересы на высших уровнях государственной власти.
Пятым фактором успеха явилась невозможность заниматься государственной службой. Старообрядцев не брали на государственную службу, а это был главный путь реализации амбиций в России. Условием карьеры являлось требование отказаться от старой веры, но на это соглашалось ничтожное количество старообрядцев за период с 18 по 20 век. Таким образом, они могли «делать карьеру» только в собственных «проектах», и вся пассионарная энергия лучших представителей данного сообщества канализировалась в области предпринимательства.
Шестым фактором успеха явилась необходимость сохранения и трансляции собственной веры. «Древлее благочестие» содержалось в старых книгах, а переиздавать эти книги старообрядцы не имели возможности. Также они не имели возможности готовить своих священнослужителей, используя государственные церковные каналы. В результате им пришлось стать поголовно грамотными, чтобы читать и знать наизусть библию и готовить священнослужителей собственными силами из своей среды. Для решения этой задачи старообрядцы были вынуждены всех детей учить грамоте, для чего при каждой старообрядческой общине, в какой бы глуши она не обосновалась, обязательно создавалась школа. Любой крестьянин должен был регулярно читать и заучивать тексты писания, чтобы оно не было утрачено. Старообрядцы стали самой грамотной прослойкой российского общества, где вплоть до конца 19 века читать и писать умели только представители элит. Грамотность простых людей стала одним из важнейших конкурентных преимуществ старообрядцев.
Заканчивая этот далеко не полный анализ, можно заключить, что секретом успеха старообрядцев стал некий исторический вызов, который им пришлось принять. Этот вызов заставил их проявить предприимчивость и создать культуру эффективного хозяйствования, до того времени не существовавшую в России. В основе их психологии лежали две фундаментальные ценности – труд и вера. В результате у старообрядцев сформировался тот же тип предпринимательской личности, что и на Западе. В качестве гипотезы для будущих исследований можно высказать предположение, что предпринимательский тип личности не имеет национальности. Безусловно, в разных странах предпринимательская деятельность осуществляется специфическим образом и имеет культуральные особенности. Однако психология личности при этом стремится принять единые формы, позволяющие достигать результата с максимальной эффективностью.