Смекни!
smekni.com

PR в шоу-бизнесе (стр. 4 из 8)

По словам Т.А. Мерфи: «одним и тем же общим знаменателем в бизнесе и в менеджменте являются люди и отношения с людьми... в конечном итоге, коммуникации важнее всего... эффективные коммуникации могут обеспечить и успех, и неудачу или, по крайней мере, определить степень успеха»[10]. Го­воря об успехе и неудачах, нельзя не отметить влияния «черного PR» на имидж артистов. На практике к «черным PR» относится следующее: неэтич­ные методы и технологии (то есть не соответствующие этическим и мораль­ным нормам общества), методы и технологии, прямо противоречащие за­кону, компроматы в случае, если в них используется ложная информация или информация, собранная незаконными методами), подкуп журналистов и раз­мещение информации, выгодной для клиента/заказчика, в прессе на платной основе, технологии направленные на то, чтобы намеренно очернить конку­рента, подорвать его репутацию[11]. Надо отметить что, «черный PR» имеет ме­сто быть в отечественном шоу-бизнесе по нескольким причинам: во-пер­вых, часто сами пиарщики определяют что этично, а что нет, во-вторых, воз­растающая конкуренция (плохая информация надолго прилипает к артисту и очень сильно влияет на его положительный имидж). В музыкальной индуст­рии царит конкуренция, которая не всегда основывается на добросовестной политике конкурентов и цивилизованных законах рынка. Обычным средст­вом «черного PR» является фальсифицированная информация, основанная на слухах, а не на фактах. Примером, может стать история с Данной Борисовой, которая якобы написала автограф на руке школьника, после чего у него нача­лась красная сыпь и чесотка. Или история о том, что Бориса Моисеева задер­жали таможенники с контрабандой (наркотики). Подобных историй в совре­менном шоу-бизнесе так много, что их все не перечесть.


ГЛАВА 2. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СФЕРЕ ОРГАНИЗА­ЦИИ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ

2.1. Особенности PR в шоу-бизнесе

Настоящими строителями шоу-бизнеса являются имиджмейкеры, соз­дающие образы поп-звезд, начиная от исправления внешних физических данных (зубы, прическа, осанка) и манер и заканчивая выбором имени и типа машины, домашнего животного, друга-подруги. Каждое громкое имя – это конкретный имиджмейкер. Создание звезды требует определенной работы и от самой звезды. Княгиня Голицына, первая леди модельера Кристиана Диора, вспоминает: «Диор придумал для своих начинающих моделей так на­зываемые правила шести «П», в которых нужно было полностью вписаться (на «П» эти слова начинаются в английском написаниив которых нужно было полностью вписаться ()к называемые правила шести "руга-подруги.): осанка, характер, красота, пунктуальность, вежливость и настойчивость. Иными словами, он требовал, чтобы его манекенщица была личностью, а не подушкой для була­вок портного»[12].

Поп-звезда – это человек, о котором говорят. Поэтому первое условие успешного PR – основной массив информации должен распространяться устно. Поведение актеров – поп-звезд всегда символично. Их действия тес­тируются ответом на вопрос, являются ли они зрелищными, удивляют ли публику и подлежат ли пересказу. Характерный пример – событийный ряд, связанный со свадьбой Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова, который привлек внимание к обоим персонажам, вызывая множество вопросов об их возрасте, сексуальных пристрастиях и т.д. Вторая не менее важная характе­ристика шоу-бизнеса, значимая для PR-деятельности, - определенная под­ключенность потребителя к созданию поп-культуры. Определенная часть информации, полученная извне, играет роль возбудителя, вызывающего по­требность к накоплению информации внутри сознания получателя. Это само­возрастание информации, приводящее к дополнению и структуризации пер­вичной информации в сознании получателя, приводит к тому, что адресат начинает играть гораздо более активную роль, чем в случае простой пере­дачи определенного объема сведений. Стоит обратить внимание, что объек­том подпевок, перефразов и даже КВН-шуток становятся мотивы популяр­ных песен, а не классическая музыка. Третьей характеристикой шоу-бизнеса и, следовательно условием порождения популярности является полная под­ключенность самого поп-артиста. Мы часто вникаем, например, в его кули­нарные пристрастия (программа «Смак» А. Макаревича), семейные заботы (программа «Пока все дома») и даже в моменты отдыха («С легким паром», выезды «Аншлага»). Следующая характеристика поп-культуры – ее эпа­тажность. В противоположность деловой культуре, представляющей чело­века в смокинге или в костюме и галстуке, поп-культура декларирует полную свободу и разрешает ему появляться в чем угодно, эксплуатируя, например, «оппозиционность характера» героя. Для того чтобы быть самотранслируе­мой, поп-культура должна задать такие зрелищные и утрированные характе­ристики, которые невозможны ни в каком другом ее варианте. Из требования самотрансляции и возникают: определенная вульгарность (Маша Распутина, Гарик Сукачев), криминальный оттенок (М. Шуфутинский, группа «Лесопо­вал»), определенная сексуальность (группа «На-На», Дмитрий Нагиев), почти обязательной становится некоторая аномальность (Б. Моисеев, С. Пенкин).

Для увеличения контактной аудитории в поп-культуре предлагается на­бор имиджей, где основной сферой действия становится любовь (эксплуати­руется всеобъемлющий характер любви). Наиболее популярным мужскими имиджами в любовной сфере считаются имидж романтического любовника и Дон Жуана. «Романтический любовник» безумно любит сам, но его не любят (Дима Билан, Валерий Меладзе). «Дон Жуан» не любит, но зато его любят. С точки зрения контрастности («Отпетые мошенники») второй тип заметно вы­годнее. Кроме того, позиция Дон Жуана выгодна как для женской, так и для мужской аудитории. Для женской аудитории он привлекателен, поскольку его любят многие, а мужчинам всегда приятно оказаться в числе любимых. В данном контексте показателен пример изменения имиджа Влада Сташев­ского. «Романтическому любовнику» (Нет у меня друзей и нет врагов, меня уже никто не ждет, и только эхо горьких слов: «Любовь здесь больше не жи­вет»…) доставалось только сочувствие. А образ «Дон Жуана» (Сексуальный календарь Влада, разбитые сердца поклонниц, пишущих ему письма, выход на страницы «Спид-инфо») позволил ему просто выпрыгнуть на вершину поп-Олимпа. Женские модели имиджей практически те же: «безответная лю­бовь» - и «женщина, покорительница мужских сердец». Безответная любовь – это вариант плача (ранние Татьяна Буланова, Катя Лель). По этой же мо­дели строятся песни покорительниц сердец тинейджеров. Соблазнительница – вариант превосходства, и соответсвенно, имидж для более взрослой ауди­тории, предпочитающей оптимизм женщин-вамп (группа «Виагра», «Сливки»)[13].

2.2. Основные PR-методы в шоу-бизнесе

Как справедливо замечено Сэмом Блэком: «Паблик рилейшнз - это ис­кусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, осно­ванного на правде и полной информированности»[14]. Поэтому PR являются приоритетным направлением в формировании имиджа звезд шоу-бизнеса. Существует несколько PR-методов продвижения музыкальных групп и арти­стов на арену шоу бизнеса. Во-первых, это может быть интервью, пресс кон­ференция или репортаж, то есть, в общем - это метод работы с прессой. Также, вторым и очень многогранным методом является организация турне в поддержку альбома и концертов. И, наконец, третьим и самым главным – запуск клипа и теле-интервью в ротацию на специализированном канале. Ещё к методам PR в шоу бизнесе можно отнести создание бренда из имени артиста или названия группы, или, наконец, из имени продюсера. Именно на это должна быть направлена деятельность пиарщика, поскольку именно бла­годаря созданию бренда продукцию артиста будут ждать и гарантированно покупать. Однако на сегодняшний день в России существует только два ис­полнителя, которых можно назвать брендами и продукцию которых гаранти­рованно будут покупать и ждут. Это группа Любэ и Алла Пугачёва. Естест­венно, во многом работа в этих направлениях будет зависеть от первичных отзывов об артисте – может быть так, что журналисты или сами артисты соз­дали крайне негативный имидж проекту и никакая работа промоутера и пи­арщика не поможет. Шоу-бизнес и Public Relations - в основе своей понятия во многом взаимосвязанные. Западная индустрия шоу-бизнеса изобрела и использует немало PR-инструментов, влияющих на сознание и убеждение массовой аудитории. Российские технологи часто копируют западные об­разцы и следуют наработанным схемам, не всегда учитывая национальные особенности. Представители шоу-бизнеса, в совершенстве овладевшие зако­нами профессии, всегда легко находили себе применение в Public Reltions. Изучив законы жанра организации публичных акций, шоумены в PR всегда умели создать имидж тому или иному мероприятию.

С другой стороны, всеми так или иначе крупными мероприятиями за­падного шоу-бизнеса, как правило, занимаются PR-профессионалы. Они вы­страивают драматургическую интригу вокруг события, организовывают ин­формационное поле, согласовывают действия администрации мероприятий и многочисленных партнеров. Подробным примером взаимосвязей Public Relations и шоу-бизнеса может послужить любая церемония награждения. Это, кстати, ещё один метод PR. Вся история награждения «Оскарами», «Греми», «World Music Awards» и PR изобилует самыми различными PR-хо­дами. Чего стоит, к примеру, история с похищением статуэток «Оскар», ко­торая активно обсуждалась «взволнованной» общественностью.До недавней поры все значимые мероприятия российского шоу-бизнеса были так или иначе скопированы по западным образцам. «Нику», национальная премия российской академии кинематографических искусств, журналисты сразу же окрестили «российским Оскаром», «Овацию» - российской Grammy и т.д[15].