2. Еще одно кажущееся исключение: «Шелушение Иерархии»
Если задать вопрос, почему же некомпетентного работника нельзя уволить. То выясниться, что иногда, в крайних обстоятельствах, так и поступают, но иерархия воздвигается, чтобы приютить как компетентных, так и некомпетентных. До тех пор пока некомпетентность не угрожает существованию иерархии, с ней обычно мирятся. Иерархии создаются для поддержания порядка, а не для устранения некомпетентности, как и не для того, чтобы выявлять и вознаграждать компетентность. Обычно целью создания организации считается некое дело, которое должно быть сделано. Но как только иерархия утвердилась, целью для нее становится ее собственное существование.
Следствие 13: Получить должность труднее, чем удержаться на ней.
Допустим, что при поступлении на работу индивидуумы обладают компетентностью, требуемой на исходном уровне их служебной деятельности. Но в дальнейшем, по мере их продвижения по службе, проявляется та самая тенденция, которую описывает теория распределения: большинство образует группу умеренно компетентных работников, а компетентные и некомпетентные оказываются в меньшинстве — так, как это показано на рисунке 2.2.1.
Рис. 2.2.1. Распределение работников по трем уровням компетентности
Из рисунка выпали пока два редких типа индивидуумов: сверхкомпетентные и сверхнекомпетентные. Сверхкомпетентным проявляет себя обычно тот, кто знает способ выполнить работу лучше. И это часто служит основанием уволить работника, поскольку он разрушает иерархию. Рядовая некомпетентность мешает повышению в должности, но не принимается за причину для увольнения.
Рис. 2.2.2. Распределение работников по пяти уровням компетентности
Другой тип работника, который создает угрозу иерархии и которого поэтому стараются выгнать или убрать, - это сверхнекомпетентная личность. На рисунке 2.2.2. показано место двух крайних категорий — сверхкомпетентных и сверхнекомпетентных, одинаково предопределенных к увольнению. Удаление крайних отростков называется «Шелушением Иерархии».
3. Опять кажущееся исключение: «Межиерархические Прыжки»
Критики Закона Мерфи любят приводить примеры с людьми, проделавшими путь от некомпетентности к компетентности. Тем самым они, конечно, лишь обнаруживают собственную некомпетентность, которая выражается в неумении внимательно прочитать, что утверждает Принцип. Его изложение начинается со слов «В иерархии...», то есть внутри данной иерархии «Межиерархические Прыжки» объясняют, почему многие неудачники добиваются успеха.
Улисс С. Грант не сумел преуспеть в роли фермера и провалился в бизнесе, но во время войны с Мексикой и затем Гражданской войны он оказался внутри военной иерархии и добился здесь выдающихся успехов, поскольку был способным, знающим офицером. [7 C.205].
4. Еще кажущееся исключение: «Сломанная ступенька»
Критики Закона Мерфи любят ссылаться на случаи, когда отдельные индивидуумы становились некомпетентными, хотя и оставались на достигнутом уровне. Такое бывает, но при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что нарушения Принципа тут не происходит.
Недоразумение возникает из-за того, что за символ продвижения к успеху мы принимаем лестницу. «Лестница успеха» — это неплохая метафора, но, к сожалению, нам случается упускать из виду, что и на настоящей лестнице, и на «лестнице успеха» может встретиться сломанная ступенька. Маляр, компетентно выполняющий работу по окраске дома, утратит всю свою эффективность, если у него под ногами проломится ступенька. Он окажется в положении, подобном тому, в какое попал промышлявший ловлей сардин рыбак Монтерея, когда рыба ушла от его берегов: обрушилась ступенька, стоя на которой он только и мог проявить свою компетентность.
Подобные перемены происходят на многих рабочих местах в результате прогресса техники, и высококомпетентный работник, утвердившийся на той или иной ступеньке лестницы, может оказаться никчемным, если не сумеет перестроиться вместе со временем или достаточно быстро переместиться при первых трещинах в этой ступеньке.
Люди, добирающиеся до того уровня, где, как они полагают, им надежно обеспечены возможности проявить свою компетентность, и основательно закрепляющиеся на этом уровне, невзирая на меняющиеся условия, могут оказаться жертвами опоздания: их некомпетентность возникает потому что исчезает сам уровень, на котором прежде они были компетентными.
«По своей природе, чем старше становится человек, тем больше противится переменам, особенно переменам к лучшему», - сказал Джон Стейнбек.
5. Опять вроде бы исключение: «Дискриминация пола»
Фани Херст верно заметил: «По сравнению с мужчиной, женщина должна быть вдвое лучше, чтобы добиться вдвое меньшего».
Законы и социальные барьеры оберегли многих женщин от достижения своих уровней некомпетентности и в то же время многим другим помешали развить свои способности и принять широкое участие во всех сферах жизни общества. Когда эти барьеры, построенные на предвзятости, были снижены, на наших глазах возросло число женщин, продвинувшихся к успеху на руководящих ролях. Большинство иерархий было создано мужчинами, которые монополизировали высшие посты и тем самым лишили женщин принадлежащей им по праву доли возможностей достичь собственного уровня некомпетентности.
Следствие 14: Равные возможности означают, что каждому в одинаковой мере предоставляется шанс стать некомпетентным [7 C.206].
6. Опять исключение: «Самодостаточный человек»
Самодостаточный человек — работник, всецело поглощенный служебными обязанностями и не заботящийся о конечном результате. Нормальный порядок предполагает, что мы организуем людей и устанавливаем правила с расчетом на выполнение некой задачи; наша деятельность представляет собой средство для достижения определенной цели. Внутри бюрократий, однако, тенденция состоит в том, что их персонал и правила становятся самоцелью. В плодотворно действующей организации работника ценят за результаты его труда — за количество произведенных им деталей, выполненных заказов или оказанных клиентам услуг. В бюрократии ценность работника склонны определять по его служебному поведению — по тому, как он блюдет правила, насколько следует ритуалам, поддерживает статус-кво и оберегает устои иерархии.
Что получится в итоге, попросту не имеет того значения, какое придается соблюдению организационных процедур Налогоплательщики, жаждущие получить справку, больные, обратившиеся за медицинской помощью, клиенты, рассчитывавшие, что их обслужат,— все эти люди, столкнувшись с Самодостаточным человеком, приходят к выводу, что перед ними упрямая, бесчувственная, некомпетентная личность. Но в рамках бюрократии вполне допустимо, что эту личность высоко ценят за его (или ее) усилия, обеспечивающие иерархии гладкое течение жизни. Такой волны не поднимает правил никогда не нарушает, ни с какими отклонениями от установленных процедур не мирится даже в исключительных ситуациях, а главное, последовательно оберегает внутреннюю структуру организации.
Для такого все, кто не относятся к иерархии,— это не те, кто нуждаются в его услугах, а те, кто призваны снабжать его информацией для заполнения установленных бюрократических форм, требуемых ритуальными процедурами справок и отчетов. В ответ на какой-нибудь простейший запрос тут обычно слышишь: «Да, но у меня нет полномочий предоставить вам эти сведения»; «не знаю, напишите заявление, мы рассмотрим»; «станьте, пожалуйста, вон в ту очередь в справочное бюро, там вам скажут, где вам следует занять очередь на прием».
На самом деле кажущиеся исключения представляют собой не что иное, как проявления Закона Мерфи в действии. До уровня некомпетентности поднимаются не только индивидуумы; неэффективными становятся целые учреждения. [7 C.208].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первый миф науки управления состоит в том, что эта наука существует, - шутят специалисты по управлению. Эта шутка известна под названием "закон Хеллера". Вообще об управлении имеются множество шуток, книг, оформленных как научные трактаты. Можно даже подумать, что деятелям управленческой науки нечего делать, вот они и шутят.
На самом деле ситуация прямо противоположная. Проблемы, с которыми сталкиваются сейчас специалисты по процессам управления, настолько сложны, что их решение находится за гранью возможностей человеческого интеллекта, а в математике и других науках отсутствуют методы, которые могут быть применены в решении возникающих на практике задач. Как гласит закон Джоунза: «Если у человека дела идут очень плохо, но он улыбается, это значит, что он знает, на кого свалить вину». Вот и приходится шутить, скрывая неуверенность перед нарастающей трудностью, тем более, что короткая, остроумная, афористичная фраза может оказаться точнее и результативнее целой теории, описанной на многих сотнях страниц. Часто такие афоризмы открывают понимание тенденций развития управленческих процессов, имеющих место во многих крупных организациях, например, закон Имхоффа: "Структура любого бюрократического аппарата во многом напоминает зараженный бактериями бассейн – самые крупные выплывают наружу".