Поэтому, на наш взгляд, наиболее подходящей с точки зрения управления инновационным развитием является типология, предлагаемая В. Голубевым. Автор предлагает разделять регионы не столько по признаку доминирования конкретных отраслей промышленности, сколько по уровню и степени переработки сырья, характерной для большинства производственных предприятий региона:
1. Регионы, не обладающие специализацией:
а) с преимущественным развитием производства продукции низкой степени переработки;
б) с преимущественным развитием производств продукции высокой степени переработки;
в) с преимущественным развитием производств высокотехнологичной, «интеллектуальноемкой» продукции;
2. Регионы, обладающие специализацией:
а) сельскохозяйственные регионы;
б) промышленные, с преимущественным развитием сырьевого и топливно-энергетического сектора;
в) промышленные, с преимущественным развитием машиностроения:
- с производством продукции производственного назначения; с производством конечной продукции;
г) промышленные, с преимущественным развитием отраслей, производящих конечную продукцию: низкой степени переработки; высокой степени переработки; «интеллектуальноемкую» высокотехнологичную конечную продукцию [36].
Такая классификация позволяет, хотя и с известной долей условности, оценить инновационный потенциал территории, определить перспективы конкретного региона в глобальном разделении труда, предложить эффективные цели, задачи и инструменты региональной инновационной политики.
Региональная политика зародилась в качестве одного из направлений государственного регулирования рыночной экономики в годы мирового экономического кризиса 1929-1932 гг. и первоначально основывалась на работах Д. Кейнса [37], который обосновал роль государства в качестве регулятора экономической и социальной жизни страны.
Его концепция предполагает расширение ёмкости рынка, увеличение масс потребления, смягчение цикличности колебаний и, в конечном счёте, обеспечение стабильно высоких темпов роста экономики. Регулирование хозяйственной деятельности осуществляется посредством увеличения эффективного спроса с помощью бюджетной и денежно-кредитной политики. Считается, что государственные расходы служат действенным рычагом, т.к. сильно влияют на уровень спроса и производства.
Анализ отечественных и зарубежных работ, посвященных проблемам разработки и реализации региональной политики, говорит о неопределенности базового понятия «региональная политика».
Б. Штульберг и В. Введенский приводят такое определение: «Региональная политика — это деятельность органов государственной власти и управления по обеспечению оптимального развития субъектов Федерации и решению территориальных проблем межрегионального и общегосударственного характера» [38].
А. Бакитжанов и С. Филин предпринимают попытку содержательной трактовки региональной политики через раскрытие ее основных элементов, а именно – целей, задач органов власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов государства, а также механизмов их реализации[39].
И. Рисин и Ю. Трещевский считают, что состав региональной политики должен содержать следующие элементы: цели, эффекты, критерии выбора участников и условия взаимодействия с ними государства, принципы организации такого взаимодействия [40]. В этом подходе с управленческих позиций акценты направлены на оценку эффектов при осуществлении региональной политики и ее производных; критериев отбора участников; принципов организации взаимодействия с ними государства.
Формирование эффективной региональной политики предполагает выявление наиболее важных с точки зрения управленческих отношений характеристика региона, как особой социально-экономической системы. Многие авторы предлагают различные подходы к экономической классификации регионов и их типологии, которая бы максимально полно отражала различия между регионами по их экономическому потенциалу.
В странах с развитой рыночной экономикой осуществляемая государством региональная политика направлена на сглаживание региональных диспропорций как внутри отдельных стран, так и между отдельными регионами (например, в рамках Европейского сообщества в Западной Европе).
В Великобритании, например, региональная политика длительное время была направлена на переориентацию и перераспределение избыточных и мобильных капиталов и рабочих мест из районов ускоренного развития (районов-доноров) в депрессивные районы (районы-реципиенты) в качестве основного механизма стимулирования экономического развития депрессивных районов и устранение региональной несбалансированности.
Особое внимание в США уделяется программам регионального развития, которые реализуются на уровне отдельных штатов или их совокупностей. Эти программы рассматриваются в США (и других индустриально развитых странах) как главное звено в структурной перестройке национальной экономики на наукоемкой основе.
Хотя региональные программы в качестве объекта деятельности подразумевают отдельные штаты, это не означает, что в их разработке и реализации не участвует федеральное правительство. Многие из таких программ возникли и развиваются по предложению центральной власти, в значительной мере финансируются ею в сотрудничестве с администрацией штатов.
Обобщая международный опыт, ряд авторов выделяет шесть основных групп инструментов реализации региональной политики на общегосударственном уровне:
- административно-управленческие (например, придание особого статуса северным территориям Канады как ресурсной зоне общегосударственного значения и выделение их из традиционной сетки административно-территориального устройства);
- средства сдерживания размещения новых предприятий в перенаселенных районах (например, во Франции в отношении Парижа и его пригородов);
- пространственное распределение экономической деятельности государства (например, в Италии через размещение предприятий государственного сектора осуществлялось воздействие на региональные рынки труда, а также до какого-то времени действовала схема предпочтительных государственных закупок у поставщиков из определенных районов);
- финансовое стимулирование компаний (дотации на определенные суммы инвестиций, кредиты, финансовые льготы, субсидии в связи с созданием рабочих мест и т.п.);
- создание физических инфраструктур (включая механизмы концессии в области транспорта, которые используются, например, в Скандинавских странах);
- так называемые «мягкие» меры стимулирования развития (создание благоприятной бизнес-среды, поддержка информационных сетей, консалтинговой деятельности, образования, научных исследований и технических разработок).
В целом, искусство региональной политики состоит в том, чтобы, сочетая использование вышеназванных инструментов, дать региону минимум, но минимум, достаточный для его развития.
В Российской Федерации наблюдается неравномерность уровней регионального развития, сильно выраженная пространственная структурированность. Н. Шелюбская отмечает, что 16 регионов страны имеют бюджетный дефицит или значительный по объему размер регионального государственного долга, в то время, как 14 регионов выполняют роль доноров, т.е. систематически имеют профицит регионального бюджета и поддерживают других субъектов РФ. Ситуация в России принципиально отличается от ситуации в ЕС, где региональные различия по планам его развития не должны превышать 25 %.
Однако на данный момент в стране наблюдается и значительная неравномерность в уровне регионального инновационного развития. Исходя из этого факта, И. Рисин и Ю. Трещевский показывают, что для России существенным фактором развития становится ее регионализация, то есть переход к новому типу региональной организации экономики, включая перенос центра социально-экономической ответственности и принятия решений непосредственно в субъекты РФ, усиление роли самоорганизации в развитии территорий.
Т. Семенидо отмечает, что в мировой практике осуществления региональной политики наметился ряд тенденций, связанных с общим направлением её развития - от политики перераспределения к структурной политике, что означает:
- передачу ответственности регионам;
- ориентацию региональной политики от перераспределения доходов и занятости к стимулированию структурных изменений;
- отказ государства от субсидий, принятие мер, направленных на повышение конкурентоспособности и улучшение регулируемой предпринимательской среды с помощью развития инфраструктуры, обеспечивающей предпринимательскую деятельность; трансфер технологий; расширение сферы консалтинговых услуг;
- переход от традиционных крупномасштабных схем стимулирования к децентрализованному подходу в административном управлении; стимулирование создания новых фирм и проектов, а не поддержка уже существующих.
- сближение региональной и научно-технической политики, замену поиска внешнего решения региональных проблем поиском внутренних решений в самом регионе.
А. Румянцев подчеркивает, что в России имеет место самостоятельность регионов и относительная обособленность от общегосударственных направлений социально-экономического развития.
Эти черты достаточно отчетливо проявляются при формировании инновационной политики. Это позволяет рассматривать региональный инновационный процесс как ключевой фактор формирования конкурентоспособной экономики, базирующейся на продвижении к более высоким технологическим укладам и обеспечивающей увеличение ее вклада в решение проблем социально-экономического развития. Именно в региональном разрезе механизма управления способны формироваться достаточно действенные и гибкие институциональные формы поддержки инновационной активности, основанной на принципах рыночных отношений.